Общие сведения. Специфика психологического консультирования педаго-ов заключается в следующем

Специфика психологического консультирования педаго-ов заключается в следующем. Необходимо не просто в по-ятной и доступной для педагога форме объяснить особен­ности развития ребенка, включая описание его сильных и слабых сторон и способов компенсации трудностей (напри­мер, резкого снижения темпа деятельности или появления поведенческих неадекватных реакций на фоне утомления, усложнения учебного материала). Безусловно, психологу совместно с педагогом необходимо выработать наиболее адек­ватные способы взаимодействия с ребенком как в ситуации фронтального обучения, так и в экстремальных для ребенка ситуациях (контрольные работы и т.п.). Более того, при раз­работке стратегии взаимодействия должны быть учтены и личностные особенности ребенка. Достаточно часто возни­кает ситуация, когда психолог должен стать посредником между педагогом и родителями ребенка, поскольку родите­ли таких детей сами могут находиться в стрессогенной си­туации и нуждаться в большей поддержке не только психо­лога, но и педагога. Именно по поводу таких детей чаще всего возникают конфликтные ситуации между родителями и педагогами. Консультирование педагогов психологом в пер­вую очередь должно опираться на то, как педагог восприни­мает ребенка.

Если педагог в целом справляется с ребенком, у него нет проблем взаимодействия с ним, ни познавательных (в освое­нии программного материала), ни поведенческих (во время Уроков, на перемене, во внеурочное время), следует подумать, Ради чего проводить такое консультирование. В то же время психологическая консультация педагога (а в некоторых слу­чаях и нескольких педагогов, других специалистов образова-Ия) может проходить не только непосредственно по их запро-У> но и по запросу родителей, а также по решению самого СиХолога. Это может происходить в том случае, если психо-г видит или прогнозирует какие-то возможные изменения стояния ребенка. Например, в семье происходят (или гото-Тся произойти) какие-либо негативные события (например, Ребенка в тяжелом состоянии находится мать, родители


готовятся к разводу, который, по мнению психолога, мОм крайне отрицательно повлиять на состояние ребенка и т п Точно так же, если психолог видит, что продолжительное болевание в значительной степени повлияло на ребенка после того как он приступит к занятиям, можно предпол жить проблемы в обучении, быстрое утомление, эмоционал ную лабильность, необходимо предупредить об этом педаг0 га. Ведь подобные закономерные последствия болезни дол.» ны быть осмыслены, в том числе и педагогом, что част происходит лишь после беседы с психологом. Психолог м жет найти дополнительные доводы, обратить внимание на какие-либо положительные стороны ребенка. Точно так же подобный тип консультации рекомендован и в том случае если в дальнейшем, по мнению психолога, вероятны какие-либо изменения и возникновение проблем1. Таким образом подобная консультация будет носить предваряющий харак тер, однако ее не следует путать с профилактическими ме­роприятиями. Профилактические мероприятия проводятся в той ситуации, когда еще ничего не произошло. В случае, ког­да мы говорим о предваряющей консультации, уже имеются какие-либо неблагоприятные события, ситуации, которые еще не подействовали на ребенка, но, скорее всего, окажут свое негативное влияние на те или иные стороны его существова­ния, в том числе существования в образовательной среде.

Однако чаще всего консультация педагогов инициируете; проблемами ребенка, которые уже видны. И тогда главн задача психолога — дать понять педагогу, в чем эти пробле­мы, как их нивелировать педагогическими и организацион ными мероприятиями и т.п.

3.2. Основные цели консультирования педагога

Наиболее часто встречающийся запрос педагогов касае1 поведенческих проблем. К сожалению, до настоящего време! запрос педагогов к психологу, касающийся проблем познав* тельного плана, не занимает должного места. Педагог не ра

1 Подобную прогностическую оценку дает социометрический монитор К сожалению, этот метод может быть применен только в старших кла коррекционной школы, поскольку в начальном звене вряд ли можно гов о достаточной для этой процедуры сформированности межличностной странства у детей этих категорий.


трцвает психолога как специалиста, способного помочь в

С>1 ении проблем, связанных с познавательным развитием.

Ре более это характерно для системы специального образо-

я в целом, поскольку в идеале педагогический состав ее

' жен в большинстве своем состоять из педагогов-дефекто-

ов либо педагогов, ориентирующихся в проблемах обуче-

я детей с отклонениями в развитии. В то же время психо-

г имеющий, как правило, общепсихологическое, а не спе-

иа'льно психологическое образование, не имеет достаточных

ний в области отклоняющегося развития. Поэтому наибо­лее частым запросом педагога является просьба к психологу не столько разъяснить поведенческие особенности детей, сколько непосредственно (и желательно за короткое время) исправить поведение ребенка. Педагог дает конкретный зап­рос («этот дерется, этот плачет, что с этим делать») и ожи­дает от психолога столь же конкретного ответа1. Первое, что необходимо понять в подобном случае: мы не можем ограни­читься конкретным ответом на конкретный запрос педаго­га. Это было бы непрофессионально, да и эффективность подобного рода действий психолога оказывается в таких слу­чаях крайне низкой. В любом случае необходима достаточ­но продолжительная разъясняющая работа, которая и явля­ется самой консультацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: