Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Правовые основы исчисления и уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц




По истечении десяти лет, с начала рыночных реформ, в Республике Беларусь начал формироваться такой особый режим налогообложения как упрощённая система налогообложения. Целью формирования данного режима налогообложения является, с одной стороны – снижение налоговой нагрузки и упрощение отчётности для отдельных категорий плательщиков, а с другой – улучшение условий налогового контроля в отношении отдельных категорий плательщиков.

На сегодняшний день, упрощённая система налогообложения Республики Беларусь состоит из трёх обязательных платежей:

- налог при упрощённой системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства;

- единый налог с производителей сельскохозяйственной продукции;

- единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Рассмотреть обязательства по уплате каждого из названных платежей в рамках данного издания не представляется возможным.

Остановимся на наиболее распространённом и универсальном из данных платежей – едином налоге с индивидуальных предпринимателей.

Если налог, при упрощённой системе налогообложения, применяется по выбору субъекта малого предпринимательства, наделённого правом выбора между данным налогом и общеустановленным порядком обложения (НДС, налога на прибыль и др.), то переход на уплату единого налога является обязательным для индивидуальных предпринимателей, реализующих товары, работы и услуги потребителям.

Единый налог с индивидуальных предпринимателей – это прямой общегосударственный налог, независимый от финансовых результатов деятельности плательщика.

Согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 года №4 «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», плательщиками единого налога являются:

- индивидуальные предприниматели при реализации потребителям работ (услуг), а также при реализации ими в пунктах продажи и по образцам товаров, отнесенных к товарным группам, указанным в «Перечне видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели и иные физические лица уплачивают единый налог, и базовых ставок единого налога»;

- граждане Республики Беларусь, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, при разовой (несистематической) реализации на рынках произведенных, переработанных, либо приобретенных ими для реализации товаров;

- иностранные граждане и лица без гражданства, реализующие физическим лицам работы (услуги) и товары, указанные в перечне видов деятельности, подлежащих обложению единым налогом.

«Перечень видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели и иные физические лица уплачивают единый налог, и базовых ставок единого налога» утверждён Декретом Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 года №4. Далее мы будем именовать данный перечень «Перечень видов деятельности, облагаемых единым налогом» или «Перечень».




Декрет Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 года №4 «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» выделяет объект налогообложения данным налогом. Это вызвано тем, что ставки единого налога установлены в твёрдых денежных суммах за налоговый период. Однако толкование норм данного законодательного акта, регулирующих исчисление этого налога, позволяет сделать однозначный вывод: объектом обложения единого налога является сама предпринимательская деятельность индивидуальных предпринимателей и деятельность по реализации продукции иных физических лиц.

Такой вывод объясняется тем, что обязательство по уплате единого налога возникает у предпринимателя при осуществлении им хотя бы одного вида деятельности, включённого в «Перечень видов деятельности, облагаемых единым налогом».

Единый налог с индивидуальных предпринимателей относится к упрощённой системе налогообложения, потому что переход на его уплату является основанием освобождения плательщика от уплаты следующих налогов:

- подоходного налога с физических лиц с доходов, получаемых при осуществлении видов деятельности, указанных в Перечне;

- налога на добавленную стоимость, за исключением налога, уплачиваемого на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь;



- налога за пользование природными ресурсами (экологического налога);

- местных налогов и сборов, взимаемых при осуществлении видов деятельности, названных в Перечне.

Рассмотрим соотношение обязательств по уплате единого налога и подоходного налога с физических лиц. В соответствии с законодательством о подоходном налоге, индивидуальные предприниматели, наряду с иными физическими лицами, являются плательщиками подоходного налога. Как уже было отмечено, переход на уплату единого налога является основанием освобождения индивидуального предпринимателя от уплаты подоходного налога с доходов, полученных от видов деятельности, облагаемых единым налогом.

Таким образом, обязательство по уплате подоходного налога прекращается при получении предпринимателем доходов только от осуществления тех видов деятельности, которые включены в «Перечень видов, облагаемых единым налогом».

Обязательство по уплате подоходного налога сохраняется у предпринимателя в двух случаях:

- при получении предпринимателем, наряду с доходами от осуществления видов деятельности, облагаемых единым налогом, доходов от осуществления видов деятельности, не включённых в соответствующий Перечень (в отношении последних);

- при получении предпринимателем доходов от осуществления видов деятельности, не включённых в Перечень видов деятельности, облагаемых единым налогом (в отношении всех доходов).

Например, индивидуальный предприниматель осуществляет два вида деятельности: реализацию определённых товаров потребителям на рынке (данный вид деятельности включён в Перечень) и реализацию определённого вида работ по заказам организаций (данный вид деятельности не включён в Перечень). За месяц данный предприниматель получил доходы в следующих размерах:

- от осуществления розничной торговли – 1,5 миллиона рублей;

- от реализации работ организациям – 1 миллион рублей.

Так как первый вид деятельности подлежит обложению единым налогом, доход, в размере 1,5 миллиона, не будет облагаться подоходным налогом. А доход данного предпринимателя, полученный от второго вида деятельности (1 миллион рублей), подлежит обложению подоходным налогом.

Другой причиной отнесения единого налога к упрощённой системе налогообложения является относительно несложный процесс исчисления суммы данного налога.

Налоговым периодом по уплате единого налога является календарный месяц.

Сумма единого налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, равняется размеру ставки, установленной в отношении определённого вида деятельности, в виде фиксированной денежной суммы.

Данные ставки устанавливаются областным и Минским городским Советами депутатов. Компетенция Советов депутатов базового уровня на установление ставок единого налога ограничена базовыми ставками, установленными в «Перечне видов деятельности, облагаемых единым налогом». Областные и Минский городской Советы депутатов вправе устанавливать ставки единого налога только в пределах базовых ставок единого налога. Базовые ставки установлены «Перечнем видов деятельности, облагаемых единым налогом». Базовые ставки имеют, как верхний, так и нижний предел. При установлении ставок единого налога Советы депутатов базового уровня не вправе устанавливать ставки, превышающие верхний предел размера базовых ставок по соответствующим видам деятельности. Советы депутатов базового уровня также не вправе устанавливать ставки единого налога размером ниже нижнего предела соответствующих базовых ставок.

По разным видам деятельности устанавливаются различные ставки. По более доходным и менее затратным видам деятельности устанавливаются большие ставки, по менее доходным и более затратным видам деятельности устанавливаются меньшие ставки. Такая система была бы оптимальна, если бы предприниматели имели равные возможности при осуществлении одного вида деятельности. Однако это не так. На наш взгляд, экономически нецелесообразно устанавливать равную налоговую нагрузку для предпринимателей, реализующих отечественные и импортные товары, хотя и относящиеся к одной и той же товарной группе. Нецелесообразно устанавливать одинаковую налоговую нагрузку для предпринимателей, способных заплатить за аренду среднего магазина, и для предпринимателей, вынужденных работать на малой торговой площади.

Именно в силу этих причин Декрет Президента от 27 января 2003 года №4 установил две формы увеличения сумм единого налога:

- повышенные коэффициенты ставок единого налога;

- увеличение ставок единого налога на определённый процент.

Рассмотрим данные формы увеличения сумм единого налога.

1. Декретом Президента от 27 января 2003 года №4 установлены следующие повышенные коэффициенты ставок единого налога:

- коэффициент 1,5. Применяется при реализации в налоговом периоде не произведенных в Республике Беларусь товаров (кроме подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками), независимо от удельного веса этих товаров в торговом ассортименте;

- коэффициент 1,5. Применяется при реализации товаров в пункте продажи, площадь которого составляет от 25 до 60 кв. метров, кроме обособленных торговых мест на рынках вне стационарной торговой сети;

- коэффициент 2,0. Применяется при реализации товаров в пункте продажи, площадь которого составляет от 60 до 90 кв метров, кроме обособленных торговых мест на рынках вне стационарной торговой сети;

- коэффициент 2,5. Применяется при реализации товаров в пункте продажи, площадь которого составляет свыше 90 кв. метров, кроме обособленных торговых мест на рынках вне стационарной торговой сети. Три коэффициента, применяемые при превышении размеров общей площади пункта продажи, применяются при условии, что площадь торгового зала данного пункта не превышает 15 кв. метров;

- коэффициент 0,5. Применяется за каждое дополнительное торговое место (более одного торгового места), при реализации товаров на рынках вне стационарной торговой сети. При этом одним торговым местом признается территория, которая отмечена на плане экспликации рынка;

- Советы депутатов областей и города Минска вправе устанавливать иные поправочные коэффициенты.

В случае, если необходимо применить несколько повышающих коэффициентов, предусмотренных Декретом от 27 января 2004 года №4, размер каждого из них должен составлять 1,5.

2. Наряду с повышенными коэффициентами, Декретом Президента от 27 января 2003 года №4 установлено основание повышения ставки единого налога на определённый процент. Данным основанием является использование для осуществления предпринимательской деятельности труда физических лиц. Такое увеличение вызвано нецелесообразностью установления равной налоговой нагрузки для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность самостоятельно, и предпринимателей, способных оплатить труд физических лиц.

Согласно Декрету от 27 января 2003 года №4, индивидуальные предприниматели по каждому физическому лицу, привлекаемому к предпринимательской деятельности по гражданско-правовому или трудовому договору, дополнительно уплачивают налог, в размере 60 процентов от установленной ставки единого налога.

Если индивидуальный предприниматель к реализации одного вида работ (услуг) привлекает физических лиц в разных населенных пунктах, в которых установлены различные ставки налога, исчисление доплаты по налогу за привлекаемых лиц производится исходя из ставок, установленных в этих населенных пунктах.

Дополнительная уплата единого налога не производится по физическим лицам, выполняющим работы (оказывающим услуги), связанные исключительно с осуществлением предпринимателем розничной торговли (например, водитель, доставляющий товары в пункт продажи, либо потребителям).

Декрет Президента от 27 января 2003 года №4 устанавливает следующие пониженные коэффициенты ставок единого налога, при продаже товаров менее 15 дней в календарном месяце:

- 0,3, при реализации товаров в период менее 5 дней за месяц;

- 0,5; при реализации товаров в период от 5 до 10 дней за месяц;

- 0,8 при реализации товаров в период от 11 до 14 дней за месяц.

Индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют причитающийся к уплате единый налог.

Индивидуальные предприниматели обязаны представить в налоговый орган по месту постановки на учёт расчёт по единому налогу не позднее 28 числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности, облагаемой единым налогом. Уплата единого налога должна быть осуществлена не позднее этого же числа.

Физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, исчисление единого налога производится налоговыми органами исходя из ставок налога.

Исчисление единого налога производится на основании заявления, представляемого в налоговый орган по месту жительства физического лица, либо по месту осуществления им деятельности.

Физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязаны уплатить сумму единого налога до начала осуществления деятельности, облагаемой единым налогом.

Декретом Президента от 27 января 2004 года №4 установлены две формы установления льгот по уплате единого налога:

- освобождение от уплаты единого налога определённых видов деятельности;

- снижение ставок единого налога для определённых субъектов.

1. От уплаты единого налога освобождаются индивидуальные предприниматели и иные физические лица,а именно:

- реализующие продукцию животноводства (кроме пушного звероводства), пчеловодства и растениеводства (за исключением цветов и семян цветов). Льгота применяется при условии представления документа, подтверждающего факт производства данной продукции на собственном участке физического лица;

- реализующие лекарственные травы, грибы и другие продукты, полученные в результате собирательства.

2. Ставки единого налога понижаются:

- на 25 процентов – для граждан, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Льгота применяется в течение первых трёх месяцев со дня получения данными лицами свидетельства о государственной регистрации;

- на 20 процентов – для индивидуальных предпринимателей, получающих пенсии по возрасту или инвалидности;

- на 45 процентов – для впервые зарегистрированных предпринимателей, являющихся пенсионерами по возрасту или инвалидности, в течение первых трёх месяцев со дня получения свидетельства о государственной регистрации.

Льготы в форме понижения ставок налога не применяются при исчислении налога в отношении физических лиц, привлекаемых индивидуальными предпринимателями.





Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 404; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 10417 - | 7290 - или читать все...

Читайте также:

  1. CASE-технология: индустриальная разработка систем обработки информации. Методологические основы CASE-технологии
  2. I. Льготы по уплате земельного налога, предоставляемые физическим лицам
  3. I. Нормативно-правовые акты
  4. I. Нормативно-правовые материалы
  5. I. Нормативные правовые акты
  6. I. Теоретические основы работы
  7. I. Теоретические основы работы. Нелинейный локатор «Катран» предназначен для выявления устройств несанкционированного получения информации
  8. III. Страховая сумма, страховая премия и порядок ее уплаты
  9. III.2. Территориальные основы местного самоуправления в соответствии с федеральным законом №131 «О местном самоуправлении в российской Федерации»
  10. IV. 6.Применение физических методов охлаждения
  11. IV.3. Территориальные основы МСУ в РК в соответствии с ФЗ № 131 «О местном самоуправлении в Российской Федерации
  12. TOPICAL VOCABULARY. 1. establish – основывать, создавать, учреждать


 

18.204.48.40 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.006 сек.