Принципы деятельности ВТО

Работа стан по нормам, выработанным ВТО, предполагает, прежде всего, соблюдение принципов деятельности этой международной организации. В тоже время документы ВТО содержат перечень исключений из принципов, что позволяет государствам защищать национальные рынки от иностранных товаров и содействовать «своим» производителям.

Принципы деятельности ВТО сформулированы в преамбуле Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации, в Генеральном соглашении по тарифам и торговле, других соглашениях ВТО. К ним относятся:

- недискриминация на основе предоставления Договаривающимися сторонами во взаимной торговле товарам иностранного происхождения режима наибольшего благоприятствования и национального режима;

- гарантированный и предсказуемый доступ на рынки на основе защиты национального рынка с помощью таможенных тарифов и запрета применения количественных ограничений, лицензий и других нетарифных барьеров;

- прозрачность (транспортентность) (Ст. Х ГАТТ, Ст. III ГАТС). ;

- специальный и дифференцированный режим для развивающихся стран;

- прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе многосторонних торговых переговоров;

- проведение консультаций для урегулирования проблем, связанных с международной торговлей;

Принцип недискриминации предполагает предоставление странами ВТО режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и национального режима (НР). Оба этих режима заложены в основных правилах ВТО в отношении товаров, услуг и интеллектуальной собственности.

Режим наибольшего благоприятствования (most-favoured-nation, MFN) означает, что ни одна страна ВТО при импорте или экспорте аналогичного (схожего) товара не должна предоставлять особые торговые преимущества другой стране ВТО или применять в отношении ее дискриминационный подход.

Режим наибольшего благоприятствования должен предоставляться в от­но­ше­нии та­мо­жен­ных по­шлин и сбо­ров на импорт и экспорт, на пе­ре­вод за гра­ни­цу пла­те­жей за им­порт или экс­порт, а так­же в от­но­ше­нии ме­то­да взи­ма­ния та­ких по­шлин и сбо­ров, всех пра­вил ре­гу­ли­ро­ва­ния и фор­маль­но­стей в свя­зи с вво­зом или вывозом.

Этот принцип направлен против дискриминации товаров в международной торговле на основе страны их происхождения или назначения.

Исключение из режима наибольшего благоприятствования допускается лишь в некоторых случаях, среди которых:

- общие исключения, включающие меры не­об­хо­ди­мые для за­щи­ты об­ще­ст­вен­ной мо­ра­ли; для ох­ра­ны жиз­ни и здо­ро­вья че­ло­ве­ка, жи­вот­ных и расте­ний; от­но­ся­щих­ся к им­пор­ту или экс­пор­ту зо­ло­та или се­ре­б­ра; при­ни­ма­е­мых для ох­ра­ны на­ци­о­наль­ных со­кро­вищ ху­до­же­ст­вен­ной, историчес­кой или ар­хе­о­ло­ги­че­с­кой цен­но­сти и др.;

- если страна является членом таможенного союза, зоны свободной торговли и в отношении приграничной торговли;

- если развивающиеся страны на постоянной основе используют четыре категории торговых льгот, такие как тарифные преференции по Всеобщей системе преференций; тарифные преференции, действующие между развивающимися странами; более льготные дифференцированные условия, сформулированные в ряде соглашений «Токио раунда»; специальный режим в отношении наименее развитых стран;

- по соображениям безопасности;

- в отношении исторически сложившихся преференций;

- в исключительных обстоятельствах по решению Конференции министров (Марракешское соглашение Ст. IX.3, «вейвер»).

Оценка основных преимуществ, которые дает РНБ, в целом не поддается формальному анализу [9, с.261]. Тем не менее, эксперты выделяют следующие аргументы в пользу данного режима:

- РНБ позволяет перевести на многостороннюю основу взаимное сокращение тарифов, о которых государства могли договариваться в двустороннем порядке;

- РНБ позволяет свести к минимуму искажение «рыночных» принципов: если проводимая государством политика ставит иностранных поставщиков в равные условия, у импортеров и потребителей есть возможность выбрать иностранного поставщика, предлагающего наиболее низкую (или оптимальную по сочетанию различных характеристик) цену;

- РНБ защищает более слабые государства от дискриминации со стороны экономически более развитых государств, не допускает практики «разорения соседа»;

- РНБ обеспечивает выполнение правил, установленных многосторонними соглашениями и повышает издержки, если страна-член ВТО отступает от своих обязательств (так как если какая-либо страна поднимает тариф, она обязана применить этот измененный тариф ко всем странам-членам ВТО, что увеличивает политический проигрыш от данной меры);

- РНБ позволяет снизить издержки, связанные с нормотворчеством, так как выработка множества двусторонних соглашений в процессе переговоров может обернуться очень большими затратами;

- в отсутствие РНБ у государств может появиться стимул к объединению в замкнутые, дискриминационные международные группы [9, с. 262].

Национальный режим (national treatment) означает, что на внутреннем рынке на иностранные товары должен распространятся режим, не менее благоприятный, чем предоставляемый аналогичным (схожим) товарам национального происхождения касательно всех налогов, внутренних сборов и регулирования (законов, правил и требований, относящихся к их внутренней продаже, покупке, перевозке, распределению и использованию).

Налогообложение импортных товаров не должно представлять собой защиту отечественных товаров, непосредственно конкурирующих либо заменяющих импортные товары.

Даже если товары не являются аналогичными, будет нарушение, если товары:

- прямо конкурирующие или взаимозаменяемые (субституты);

- не облагаются сходным образом;

- различное налогообложение применяется с тем, чтобы создавать защиту для отечественного производства.

При разрешении торговых споров для определения являются ли товары аналогичными, прямо конкурирующими либо взаимозаменяемыми (субститутами), критерии устанавливаются в каждом конкретном случае, и, как правило, используются такие как физические свойства товара, конечная цель использования товара (потребления), тарифная классификация, предпочтения потребителей («место на рынке»).

Принцип гарантированного и предсказуемого доступа на рынки предполагает:

- защиту национального рынка с помощью таможенных тарифов;

- запрещает применение квот, лицензий и других нетарифных барьеров.

Ни одна договаривающаяся сторона не должна устанавливать или сохранять в отношении импорта или экспорта никаких запрещений или ограничений, «...будь то в фор­ме квот, им­порт­ных или экспорт­ных ли­цен­зий или дру­гих мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов» (Ст. XI ГАТТ).

Предсказуемость торговой политики достигается, прежде всего, за счет связывания тарифов (binding of tariffs) – принимаемое страной обязательство не увеличивать ставку импортного тарифа сверх установленного предела. Одним из достижений Уругвайского раунда является договоренность стран об увеличении количества связанных тарифов с 78% до 99% в развивающихся странах, с 21% до 73% в развитых и с 73% до 98% в странах с переходной экономикой. В области торговли сельскохозяйственной продукцией все 100% тарифов связанные.

Соблюдение принципа прозрачности (транспортентности) торговой политики достигается на основе:

- Механизма обзора торговой политики (МОТП);

- публикации документов, регулирующих внешнюю торговлю.

Цель МОТП – содействие функционированию многосторонней торговой системы путем коллективной и регулярной экспертизы торговой политики членов ВТО, с тем, чтобы обеспечить соблюдение ими своих обязательств, и в условиях открытости давать оценку внутригосударственным и международным последствиям принимаемых ими мер.

Частота проведения обзоров отдельных стран определяется их долей в мировой торговле. Обзор торговой политики Европейского Союза, США, Японии и Канады – раз в 2 года, 16 следующих по значению в мировой торговле стран-членов ВТО – раз в 4 года, наименее развитых стран – более 10 лет.

Отчитывающаяся страна обязана представить развернутый письменный доклад о своей внешней торговле и торговой политике. В свою очередь Секретариат ВТО на базе собственных источников информации подготавливает параллельный доклад на ту же тему. Торговая политика страны обсуждается на заседании Генерального совета ВТО. В ходе заседания заслушивается устная информация представителя отчитывающейся страны, задаются вопросы, а участники обзора выступают со своими критическими замечаниями. Материалы каждого заседания публикуются для общего сведения. В период между обзорами члены ВТО представляют краткие отчеты, если имеются значительные изменения в их торговой политике. Статистическая информация в согласованной форме предоставляется ежегодно.

Обзорами торговой политики занимается не только сама ВТО, но и другие международные организации (ЮНКТАД, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР, АТЭС) и неправительственные структуры, такие как Всемирный экономический форум, научные организации, частные компании.

Принцип транспортентности предполагает, что члены ВТО обязаны публиковать нормативные акты, регулирующие сферу внешней торговли; создавать и поддерживать институты для анализа решений, затрагивающих внешнюю торговлю; отвечать на запросы других стран-членов о предоставлении информации; уведомлять ВТО об изменениях во внешнеторговой политике. Публикация торговых правил дает возможность правительствам и коммерсантам ознакомится с ними. Быстрой публикации подлежат законы, правила, судебные решения и административные распоряжения общего применения, применяемые любой договаривающейся стороной, касающиеся классификации или оценки товаров для таможенных целей, или ставок пошлин, налогов или других сборов, или требований, ограничений или запрещений импорта или экспорта или перевода платежей за них, или влияющие на их продажу, распределение, транспортировку, страхование, хранение на складах, осмотр, выставление на обозрение, обработку, смешивание или другое использование.

Исключение: раскрытие конфиденциальной информации, которое противоречило бы общественным интересам или нанесло бы ущерб законным коммерческим интересам отдельных государственных или частных предприятий.

Принцип специального и дифференцированного режима для развивающихся стран предполагает, что р азвивающиеся страны берут на себя в основном те же обязательства, что и экономические развитые страны, но многие соглашения ВТО предусматривают более мягкие обязательства в отношении данных стран и более продолжительный переходный период их реализации. Так, допускается применять гибкую тарифную структуру, количественные ограничения, субсидирование экспорта и др.Специальный и дифференцированный режим предусматривает не носящие обязательного характера «максимальные усилия» со стороны экономически развитых стран, которые должны ускорить реализацию обязательств по доступу на рынки товаров, экспортируемых из наименее развитых стран.

В результате следования принципу прогрессивного снижения таможенных тарифов в ходе многосторонних торговых переговоров с редний уровень импортного тарифа в результате раундов многосторонних торговых переговоров ВТО снизился в развитых стран на промышленные изделия с 6,3% до 3,8%. Значительно увеличилась доля импортных товаров, в отношении которых применяется беспошлинный режим. Так, в ЕС 21% от общего числа ставок таможенных пошлин являются нулевыми. Существенно возрос уровень связанных тарифов. Обязательства об обеспечении доступа к рынкам через снижение тарифов, которые в ходе Уругвайского раунда взяли на себя свыше 120 стран, зафиксированы в национальных тарифных списках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: