Увеличение масштаба производства и расширение области деятельности за счет объединения с новыми участниками, обладающими собственной клиентской базой

Гибкость и эффективность за счет огромного количества поставщиков на внутреннем рынке.

Внешние эффекты являются результатами преимуществ, возникающих внутри кластера. Основные из них:

- увеличение налоговых поступлений;

- повышение занятости населения;

- повышение инвестиционной привлекательности.

Помимо этого, новые производители, приходящие из других отраслей, ускоряют свое развитие, стимулируя НИР и обеспечивая необходимые средства для внедрения новых стратегий. Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами. Взаимосвязи внутри кластера, часто абсолютно неожиданные, ведут к появлению новых путей в конкуренции и порождают совершенно новые возможности. Людские ресурсы и идеи образуют новые комбинации [5].

Успешно развивающийся кластер инвестицонно привлекателен за счет стабильности и высоких темпов роста. Эффект проявляется на уровне региональной экономики, так как повышает привлекательность региона для инвесторов. Формирование и развитие кластеров в различных регионах способствует повышению инвестиционной привлекательности страны. Этот эффект имеет мультипликативной характер, решающее значение имеют не темпы роста экономики в целом, а примеры успеха по отдельным направлениям. Внутренние и внешние эффекты формирования и развития экономических кластеров приводят к двум интегральным преимуществам: повышению конкурентоспособности экономики и возможности определить и активизировать реальные механизмы согласования интересов власти и бизнеса при разработке региональной стратегии развития [8].

Со временем эффективно действующие кластеры становятся причиной крупных капиталовложений и пристального внимания правительства, т.е. кластер становится чем-то большим, чем простая сумма отдельных его частей. Центром кластера чаще всего бывает несколько мощных компаний, при этом между ними сохраняются конкурентные отношения. Концентрация соперников, их покупателей и поставщиков способствует росту эффективной специализации производства. При этом кластер дает работу и множеству мелких фирм и малых предприятий. Кроме того, кластерная форма организации приводит к созданию особой формы инновации - "совокупного инновационного продукта". Объединение в кластер на основе вертикальной интеграции формирует не спонтанную концентрацию разнообразных научных и технологических изобретений, а определенную систему распространения новых знаний и технологий. При этом важнейшим условием эффективной трансформации изобретений в инновации, а инноваций в конкурентные преимущества является формирование сети устойчивых связей между всеми участниками кластера.

Таким образом, сотрудничество становится все более необходимым, но оно же может нести с собой известную опасность - возможность утраты самостоятельности (способности к самостоятельной линии поведения на рынке, к самостоятельному освоению новых товаров, новых технологий и пр.), что всегда необходимо учитывать представителям органов регулирования кластеров [4].

В настоящее время существует большое количество классификаций кластеров. В силу многоликости, кластеры предприятий могут быть разделены на те, которые предоставляют продукцию, и те, которые предлагают услуги.

В целом классификацию кластеров можно представит в виде следующей таблицы 11 [4, 5,9,12].

Таблица 11 - Классификация кластеров

Критерий классификации кластеров Виды
по использованию инноваций «зависимый или усеченный», индустриальный (стагнация), инновационно-индустриальный, про-инновационный, инновационно-ориентированный Еще одна классификация, в основу которой положена степень инновационности кластеров, подготовлена OECD, акцент сделан на системы обмена и использования знаний, в которых промышленные предприятия играют активную роль. Кластеры инноваций могут значительно отличаться в зависимости от отраслевой и страновой принадлежности: - кластеры, основанные на научной базе (фармацевтика, авиакосмос); - кластеры «интенсивного размера» (автомобильная и пищевая промышленность); - кластеры поставщиков (например, лесозаготовка); - кластеры специализированных производителей (производители комплектующих компьютерной техники). Данная классификация носит в большей степени отраслевой характер.
по степени участия центров генерации инноваций кластер формируется на базе научных центров и университетов; центры генерации инноваций принадлежат отдельным предприятиям; центры генерации инноваций отсутствуют
по циклу развития агломерат (пре-кластер); зарождающийся кластер; развивающийся кластер; зрелый кластер; трансформирующийся кластер
отраслевая классификация кластеров меотраслевые и отраслевой кластеры; отраслевые: добыча и переработка природных ресурсов, промышленное производство, транспорт, предоставление услуг и т.д.
по типу поведения на рынке «защитный», «агрессивный»
по структуре взаимосвязей (цели объединения) образовались в результате оптимизация эффективности; основаны на связанности рынков; основаны на разделе производственных процессов; основаны на общих технологиях и продуктовой линейке; основаны на системных взаимосвязях; основаны на контроле над сбытом (дистрибуции); основаны на уникальные свойства компаний
на основе географического расположения региональный, национальный, транснациональный кластер, межстрановой
по степени связанности между собой компаний группа взаимодействующих предприятий, составляющая единый орган управления; группа конкурирующих между собой кластеров
на основе объемно-динамической модели (степени зрелости) по количеству рабочих мест: мега- кластер, мезо-кластер, микро-кластер; по динамике преобразования: стабильный, развивающийся кластер, свертывающийся кластер

Источник: составлено автором на основании [4, 5, 9,11]

В июне 2000 года в рамках Международной конференции по иннвационной политике и технологиям в Бразилии была предложена типология инновационных кластеров (табл. 12).

Таблица 12 – Типология инновационных кластеров

Тип инновационного кластера Описание
«Зависимый, или усеченный» Состоит из звеньев технологически взаимосвязанных предприятий, иногда значительно разрозненных территориально, деятельность ограничена набором типовых функций (добыча ресурсов, обработка, обогащение, отправка). Применяемые технологии являются достаточно современными, но не передовыми. Новые технологии поступают на производство в виде готового к немедленному использованию продукта.
Индустриальный (стагнация) Группа совместно работающих компаний, производящих типовые продукты или услуги. Использование новых технологий ограничено сферой контроля качества и управления персоналом.
Инновационно-индустриальный Группа совместно работающих компаний, производящих продукты и услуги, требующие постоянного обновления, улучшения качества, внедрения новых функциональных возможностей. Постоянные и устойчивые связи с научно-исследовательскими центрами, образовательными учреждениями.
Про-инновационный Инновационный кластер компаний, нацеленных на ведущие мировые стандарты. Обычно нацелены на скорейшее приобретение необходимых знаний и технологий с целью улучшения текущей конкурентоспособности.
Инновационно-ориентированный Кластер компаний, определяющий промышленную, инвестиционную, социальную структуру региона. Создает динамичные группы компаний, использующих передовые знания и технологии, привлекает талантливые трудовые ресурсы со всего мира, является потребителем и генератором венчурного капитала, определяет направление научных исследований университетов и образовательных учреждений.

Основными участниками кластерного развития являются компании (предприниматели), у которых отсутствует рыночная власть. Только при активном участии предпринимателей кластер может развиваться и укрепляться.

Образовательные учреждения также играют большую роль и, как показывает опыт, являются надежным катализатором в процессе кластерного развития. Университеты, например, являясь образовательными учреждениями также могут обеспечивать участников кластера инновациями и продвигать деятельность НИОКР.

К другим важным участникам кластера относятся финансовые организации, такие как венчурные компании, и организации, оказывающие различные бизнес-услуги. Все эти организации могут помочь усилить процесс развития кластера и сыграть значительную роль в его развитии. Немаловажную роль в развитии кластера играют местные органы власти, институты развития и другие институты и организации, которые могут способствовать развитию кластера [5].

Итак, фирмы, не имеющие рыночной власти, организации, оказывающие услуги, и образовательные учреждения – основные участники функционирования кластера предприятий.

Базовая структура кластера представлена на рисунке 6.


Рисунок 6 – Базовая структура кластера

Примечание. Источник: [12]

Наибольшие успехи показывают кластеры с высокой степенью участия научных центров и университетских комплексов, с высокой долей инновационной продукции, выпускающие товары с долгосрочными конкурентными преимуществами за счет использования результатов научных исследований, осуществляющие подготовку высококвалифицированных кадров в своих интересах.

Кластер является открытой системой. Однако установление хозяйственных отношений с одним или несколькими организациями кластера не приведет к немедленной интеграции предприятия в его среду. Экономическое взаимодействие должно быть дополнено информационным и человеческим [8].

Несмотря на то, что кластеры, как правило, возникают стихийно, без стороннего влияния на основе возникновения в отрасли конкурентно способных предприятия притягивающих к себе иные компании, выступающие субподрядчика и стимулируя их к выпуску конкурентоспособных комплектующих в рамках своей отрасли, кластер может быть также создан искусственно.

Процесс выявления, определения и описания кластера не стандартизирован. Различные исследователи разрабатывают собственные методы. Приведем один из возможных сценариев искусственного создания кластера предприятий. В процессе своего становления кластеры предприятий проходят, как правило, пять стадий: агитацию и мотивацию потенциальных участников, разработку общей стратегии, пилотного проекта, стратегического проекта и стадию саморегуляции [5].

Первая стадия включает в себя набор инициатив, которые должны помочь участникам бизнеса:

- выявить «критическую массу» малых и средних предприятий, испытывающих сходные проблемы в бизнесе;

- достичь понимания или преимуществ кластера;

- сформировать группу сторонников объединения деловых усилий [5].

В упрощенном виде процесс взаимного изучения предусматривает начало взаимодействия с представителями местного бизнеса на основе проблемных советов с низким уровнем рисков. По мере же повышения уровня взаимного доверия друг к другу у участников будущего кластера начинается постепенный переход к более рискованным проектам.

В этот период инициатор (или сетевой брокер, или представитель местной администрации) проводит публичные масштабные встречи всех заинтересованных лиц, на которых представляются преимущества сетевой организации бизнеса и определяется ее возможные приложения. В итоге этих акций предприниматели могут изъявить желание объединиться вокруг этой идеи, актуальность которой осознает каждый из них. Очевидно, что кроме осознания цели и желания взаимодействовать, ограничений на число участников группы нет, хотя близость расположения фирм и конечное число участников способствуют снижению издержек при организации сети.

Как только группа бизнесменов, готовых к совместной деятельности, создана, необходимо приступить к разработке стратегии кластера предприятий, которая предполагает, прежде всего, анализ общих проблем и возможностей, формирование единого рабочего плана и структуры связей входящих в кластер предприятий.

На этой стадии надо тщательно проанализировать проблемы всех участников группы и выявить причины их возникновения, так как предприниматели не всегда уделяют достаточно внимания таком анализу, занимаясь текущими вопросами бизнеса. Затем при подготовке плана особенно важно достичь взаимопонимания относительно задач совместной деятельности, которые должны иметь как качественные, так и количественные показатели, быть достаточно простыми, понятными и соответствовать установленным целям группы. Одновременно группа определяет свой юридический статус и формирует внутренние организационные принципы.

На стадии пилотного проекта в реальных условиях обрабатывается технология взаимодействия внутри образованного кластера. Такими проектами могут быть совместная организация выставок/ярмарок, совместная закупка сырья и подготовка общего каталога продукции и т. п. Пилотные проекты призваны, с одной стороны, показать эффективность кластера предприятий в краткосрочном периоде и, с другой воодушевить участников формирующегося кластера на долгосрочное сотрудничество.

Успешная реализация пробных проектов открывает дорогу к следующему этапу – разработка проектов стратегического характера, позволяющих достичь необходимого уровня специализации и разделения труда в кластере. На этой стадии вероятны также объединение ресурсов, создание новых предприятий, внедрение оригинальных технологий и подготовка общего для кластера локального бренда.

На заключительной стадии кластер предприятий выходит на необходимый уровень самостоятельности и независимости, когда поддержка его со стороны становится неактуальной. Следует особенно отметить бытующее заблуждение, что при формировании кластеров синергетический эффект достигается среди прочего за счет ликвидации внутренней конкуренции. Наоборот, конкуренция между членами кластера предприятий часто бывает достаточно жесткой. Но это не является отталкивающим фактором при совместном создании инфраструктуры, взаимодействии с поставщиками, выходе на новые рынки.

Исходя из того, на какой стадии развития находятся кластеры предприятий, их классифицируют следующим образом: пре-кластер (или агломерат), зарождающийся, развивающийся, зрелый и трансформирующийся кластеры. Такая классификация, которая базируется на критерии состояния развития кластера предприятий в цикле его трансформации, предполагает, что на первом этапе появляется агломерат (или пре-кластер) и что в регионе существует ряд компаний малого бизнеса.

Вторая стадия циклического развития (зарождающийся кластер) предполагает, что в регионе появляется несколько компаний, объединяющихся вокруг «ключевой» сферы деятельности кластера, расширяются общие перспективы сотрудничества.

Третья стадия цикла развития кластера (развивающийся кластер) характеризуется тем, что новые участники, привлеченные возможностями кластерной организации, приходят в регион, возникают новые взаимосвязи. Именно на этой стадии возникает действительное объединение участников кластера по неформальным признакам.

На четвертой стадии циклического развития кластер предприятий (зрелый кластер) достигается критическая масса участников и кластер развивает связи за пределами региона. Данная стадия характеризуется динамичным развитием новых фирм внутри кластера.

Зрелый кластер – уже состоявшееся явление современного бизнеса. С изменением рынка, технологий происходит изменения в кластере. Для выживания бизнеса участников кластера и недопущения стагнации, участники зрелого кластера концентрируются вокруг новых возможностей, продуктов или технологий. Кластер предприятий на этой стадии начинает трансформироваться либо в несколько новых кластеров, либо изменяет основные характеристики своей продукции. Последняя стадии циклического развития называется трансформирующийся кластер [5].

Кроме того, для формирования кластеров необходимо учесть мотивацию участников. Здесь возможны следующие основания кластеризации (мотивы):

- производство однородной продукции;

- однородность основных покупателей – крупных государственных или полугосударственных структур;

- обеспечение мобильности труда и капитала внутри кластера;

- другие мотивы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow