Предмет и элементы метода бухгалтерского учета

Определение предмета имеет важное значение для обоснования самостоятельности той или иной отрасли знаний. Предметом любой науки считается то специфическое, что позволяет отличить ее среди множества других наук.

При определении предмета бухгалтерского учета в широком смысле в его основе понимают предпринимательскую деятельность юридического лица. На это же делается акцент и в Федеральном законе «О бухгалтерском учете».

Изучению предпринимательской деятельности посвящены и общепрофессиональные дисциплины: экономическая теория, политическая экономия; специальные дисциплины: анализ хозяйственной деятельности, аудит. Поэтому то специфическое, что отличает от других наук, основывается на раскрытии особенностей экономического содержания объектов учета.

Одним из объектов бухгалтерского учета является капитал в виде имущественного комплекса, необходимого юридическому лицу для осуществления предпринимательской деятельности, который представлен как самим имуществом, так и в виде источников его формирования.

В основу классификации имущества положен признак функциональной роли в процессе кругооборота, обусловленный содержанием и экономическими функциями имущества. Согласно экономической теории имущество подразделяется на средства в сфере производства и средства в сфере обмена.

Средства в сфере производства включают средства труда и предметы труда.

Средства труда – это нематериальные активы и основные средства, которые переносят свою стоимость на готовый продукт не сразу, а постепенно, частями.

Предметы труда это материалы, сырье, топливо, полуфабрикаты, комплектующие изделия, запчасти, незавершенное производство, которые свою стоимость на готовый продукт переносят полностью в течение одного производственного цикла, изменяют свою прежнюю натуральную форму и входят в изготовляемое изделие материально.

Средства в сфере обмена включаютготовую продукцию, предназначенную для продажи, товары, денежные средства, средства в расчетах.

Средства в расчетах – это имущество, принадлежащее юридическому лицу, но временно находящееся у других юридических или физических лиц данного юридического лица, т.е. имущество в виде долга юридическому лицу (нам должны), которое называется дебиторской задолженностью: это долг покупателей и заказчиков, долг подотчетных лиц, долг учредителей.

К средствам в расчетах относят финансовые вложения в дочерние и зависимые общества; государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций; уставочные (складочные) капиталы других организаций; собственные акции, выкупленные у акционеров; займы, предоставленные другим организациям.

В основу классификации источников образования имущества положен признак его собственности. Источники образования имущества подразделяются на собственный и привлеченный.

Собственные источники образования имущества формируются за счет уставного капитала, паевого фонда, уставного фонда, складочного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, целевого финансирования, прибыли.

Уставный капитал – капитал, сформированный юридическими лицами, образованными в форме общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью формируется из стоимости вкладов его участников. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Добавочный капитал – часть капитала юридического лица, полученная в результате дооценки основных средств, проводимой в установленном порядке, эмиссионного дохода акционерного общества, полученного сверх номинальной стоимости размещенных акций.

Резервный капитал – часть капитала организации, представляющая собой часть прибыли, полученной по результатам деятельности за отчетный период, зарезервированной для покрытия возможных убытков организации, а также для погашения облигаций организации и выкупа собственных акций, т.е. нераспределенная часть прибыли.

Прибыль – это превышение суммы доходов юридического лица над расходами. Прибыль может быть получена в результате продажи продукции, сдачи работ и оказания услуг, основных средств, нематериальных и прочих активов, а также в результате сдачи помещений или оборудования в аренду; курсовых разниц от операций с ценными бумагами и валютой.

Привлеченные источники образования имущества формируются за счет кредитов банков, займов юридических и физических лиц, прочих обязательств.

Кредит – денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией в размере и на условиях платности и возвратности. Они бывают краткосрочные, оформленные на срок не выше 12 месяцев, и долгосрочные – свыше 12 месяцев.

Займы – это средства, получаемые от других организаций под векселя и другие обязательства, а также средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации. Они также бывают краткосрочными и долгосрочными.

Обязательства по расчетам – это долги другим юридическим и физическим лицам, возникающие в связи с тем, что момент возникновения долга юридического лица не совпадает со временем его уплаты. Обязательства по своему экономическому содержанию существенно отличаются от других привлеченных средств, так как образуются внутри юридического лица путем начисления, а не поступают со стороны. Данные обязательства называются кредиторской задолженностью.

Другой составляющей частью предмета бухгалтерского учета являются хозяйственные процессы, которые складываются из различных хозяйственных операций, представляющих собой отдельные факты или действия предпринимательской деятельности, вызывающие изменения в количестве, составе, размещении, использовании активов и пассивов. Объединенные по стадиям кругооборота хозяйственные операции образуют хозяйственные процессы заготовления, производства, продажи.

Таким образом, в более конкретном толковании предметом бухгалтерского учета является капитал в виде имущественного комплекса, имеющего денежную оценку, трансформируемый в результате хозяйственных операций по стадиям кругооборота.

Методологическую основу познания предмета бухгалтерского учета составляют приемы, которые вытекают из содержания этапов учетного процесса, а именно наблюдения, измерения, группировки и обобщения.

Документация – это способ первичной регистрации хозяйственных операций с помощью документов. Документация позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами.

Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета.

Оценка – это способ выражения капитала с целью получения информации о стоимости активов и пассивов в денежном измерении.

Калькуляция – это способ группировки затрат, их обобщения для исчисления себестоимости объектов учета.

Счета – это способ отражения, систематизации, накапливания текущей информации о состоянии и движении капитала.

Двойная запись – это способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Баланс – это способ экономической группировки и обобщение информации об активах и пассивах хозяйствующего субъекта в денежной оценке на определенную дату.

Отчетность – это способ заключительного обобщения учетной информации об имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта и результатах его предпринимательской деятельности по установленным формам за определенный период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: