Раннежелезный век на Центральном и Северо-Западном Кавказе

Две тысячи лет продолжалась на Северном Кавказе эпоха бронзы. В конце II – начале I тысячелетия до н. э. (XII— VII вв. до н. э.) в культурно-историческом развитии нашего края происходят важнейшие изменения. Это был переходный период от брон­зового века к раннежелезному, который отмечен небывалым до тех пор взлетом мастерства в обработке цветных металлов. В это время в горной и предгорной части Центрального Кавказа, на территории от Чечено-Ингушетии до верховьев Кубани, процветала Кобанская культура. С XII по VII века до н.э. на северных склонах Кавказа господствовала Кобанская археологическая культура, названная по наименованию аула Верхний Кобан в Северной Осетии, где в 1869 г.был открыт первый курган этой культуры.

Кобанская археологическая культура является преемницей северокавказской культуры. Блестящая и богатая культура, существовавшая на Северном Кавказе в XII-IV вв. до н.э., стала известна в результате раскопок. Она распространена на огромной территории высокогорий, предгорий, и равнин Центрального и Западного Кавказе. Свое название культура получила по месту находки ярких памятников культуры кобанской эпохи бронзового - начала железного века, в с. Верхний Кобан в Осетии. Ее носители занимали пространство от Северного Дагестана на востоке до верховий Урупа на западе.

Кобанцы относятся к коренному субстрату в этногенезе карачаево-балкарцев, ингушей, чеченцев и осетин. Исследователи выделяют три варианта Кобанской культуры: западный (КЧР), Центральный (восточная часть КБР, Северная и Южная Осетия, Ингушетия) и Восточный (Чечня и прилегающая к ней часть Дагестана). Кобанская культура является преемницей северокавказской, что подтверждается в традиционности форм отдельных предметов – кинжалов и булавок, в элементах гончарных изделий, в приемах сооружения погребальных камер. У населения западного варианта культуры отмечается разнообразие погребальных сооружений в т.ч.- типичные каменные ящики из больших плит с каменными выкладками над ним; - бескурганные каменные ящики с комбинированной кладкой стенок из больших и мелких плит, уложенных плашмя; - грунтовые могилы, перекрытые плитами; - гробницы из булыжника; - редко подкурганные каменные ящики. Отдельные находки, а также могильники и поселения характерны для начального этапа раннежелезного века (средний период кобанского времени – IX – первая половина VII в. до н.э.). Могильник с каменными ящиками у аула Инжиччукун датируется VIII – VII вв. до н.э. (а может быть, и несколько более ранним временем). К началу раннежелезного века относится поселение у Шханты (Карт-Джурт), два городища у Первомайского. VIII – VI вв. датируются поселения на холмах – Хумаринское и Тамгацикское.

«Кобанцы» изготавливали изделия из бронзы и железа, развивалось скотоводство и земледелие, именно в «кобанский» период сформировался самый древний пласт нартского эпоса, а также завершается процесс сложения субстрата карачаево-балкарского народа. С этого периодов материальной культуре карасаево-балкарского народа сохранились могилы с прямоугольными и овальными выкладками из крупных камней. Предметы кобанской эпохи (оружие, орудия труда, украшения) исследованы у аулов Карт-Джурт, Учкулан, Теберда, Сары-Тюз, Индыш.

В позднекобанское – скифское время (вторая половина VII – IV вв. до н.э.) формы погребальных сооружений были весьма разнообразны. Это бескурганные захоронения в каменных ящиках (Тамгацик, Исправная), в ямах – овальных, прямоугольных, края которых на поверхности были выложены камнями (Кызыл-Кала, Тамгацик), в сооружениях из камня, каменных плит (Тамгацик, Учкулан). Под курганами мы находим каменные ящики (Домбай), сооружения из досок и булыжников (Дружба). Обнаружены кремационные захоронения, относящиеся к кобанско-скифской эпохе (Карабашево, Кумыш, Терезе, Эшкакон, Тохтамышевский могильник на Бийчесыне). Кроме открытых поселений (селищ) на холмах (Хумара, Тамгацик) известны и городища (например, Дружбинские). Но, возможно, земляные укрепления на Дружбинских городищах были возведены не в скифскую, а в сарматскую эпоху.

К скифскому времени относится женская каменная статуя у Преградной. Таким образом, на территории Карачаево-Черкесии есть памятники всех трех периодов Кобанской культуры.

Несколько слов о Кобанской и Прикубанской культурах. В начале 50-х годов А. А. Иессен на Северо-Западном Кавказе выделил прикубанский очаг металлургии и металлообработки конца меднобронзового века. В верховьях Кубани и Зеленчуков, по течению Теберды и в других местах нашей республики А. А. Иессен отметил находки бронзовых вещей как кобанского, так и прикубанского типа. Термин «прикубанская культура» А. А. Иессен не употреблял. Этот термин был введен в научный оборот Е. И. Крупновым, который считал Карачаево-Черкесию зоной стыка Кобанской и Прикубанской культур. В настоящее время есть все основания относить памятники Кобанского времени Карачаево-Черкесии к западному варианту Кобанской культуры. Памятники Карачаево-Черкесии по всем признакам сближаются с Кобанскими древностями более восточных районов Северного Кавказа. Возможно, в верховьях Кубани и Зеленчуков существовал локальный вариант Кобанской культуры.

Погребальный обряд в сарматское время (III в. до н.э. – IV в. н.э) изменился умерших хоронили без курганов и под курганами. Бескурганными были захоронения в продолговатых ямах, стенки которых были обставлены камнями; в грунтовых ямах, покрытых каменными плитами; в каменных ящиках, в каменных гробницах. Известен бескурганный дольменообразный склеп с захоронением этого периода (Кобу-Баши). Под курганами были прямоугольные ямы, стены которых были обложены камнем (Терезе). Костяки лежали вытянуто, на спине. Встречаются перекрещенные голени и деформированные черепа (Адиюх). Ориентировка в основном западная, но есть и другая. Перечисленные захоронения принадлежат местным племенам, в какой-то степени воспринявшим черты сармато-аланского погребального обряда. Но в последние десятилетия на территории Карачаево-Черкесии открыты и захоронения сарматов – впускные подкурганные погребения в Бесленее и возле Хумаринского городища – подбои сарматского времени. На этом же могильнике открыты катакомбы, относящиеся к первым векам новой эры. Эти катакомбы бескурганные. Подкурганные катакомбы находились у селений Учкекен, Терезе, у г. Усть-Джегуты. Они датируются I – II, возможно, I – III вв. н.э. Скальные катакомбы IV – VII вв. н.э. известны у сел. Новая Джегута. Катакомбы сарматского времени на территории Карачаево-Черкесии, оставлены аланами. Поселения capматского периода – открытые (Учкулан, Алибердуковский, Псыж), но есть и укрепленные городища (Дружбинские 1 и 2).

Возникнув в XII в. до н. э. на базе предшествующих культур местных племен, ко­банская культура просуществовала в целом до IV в. до н. э., а в горных районах с различными видоизменениями даже до III в. н. э. Однако наиболее значительных успехов кобанцы достигли в металлургии и обработке металлов, о чем свидетельствуют не только тысячи бронзовых вещей, обнаруженных при раскопках кобанских могильников, но и следы древних шахт и мастерских, а также клады мастеров-литейщиков.

Известны они и в Кабар­дино-Балкарии - в Тырныаузе, в верховьях Малки, близ селе­ний Былым, Хабаз, Бедык, Кызбурун III и Жемтала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: