Процесс разложения первобытнообщинного строя и зарождения классового общества привели к развитию материальной и духовной культуры горского населения той эпохи.
Подъем производительных сил, рост населения, бурные процессы классообразования – все это способствовало новому быстрому росту зачатков полезных знаний, развитию искусства, возникновению новых форм религии. В эволюции духовной культуры произошли качественные сдвиги, нашедшие, в частности, свое выражение в начавшемся разделении умственного и физического труда и в утверждении принципиально новой формы накопления и передачи информации – письменности.
Развитие земледелия, в особенности ирригационного, потребовало точного определения начала полевых работ, а тем самым и упорядочения астрономических и календарных знаний. Первые календари обычно были лунными (воспоминание об этом; сохранилось в часто одинаковых или сходных названиях Луны и календарного месяца (например ай – у карачаевцев имеет два значения – луна и месяц). С усложнением же хозяйственной деятельности начался переход к более точным солнечным календарям.
Дальние торговые экспедиции и военные походы, сухопутные и морские, послужили накоплению тех же астрономических наблюдений, а также развитию начатков географии и картографии.
Те же практические нужды послужили расширению биологических знаний о культурных растениях, домашних животных и особенно о самих людях. Рост народонаселения, его скученность в оседлых поселениях и развитие скотоводства увеличили опасность заразных заболеваний, эпидемий и эпизоотий. Борясь с ними, первобытная медицина эмпирически пришла к примитивным предохранительным прививкам ослабленной формы болезни. Войны сыграли свою роль в усовершенствовании хирургии, а развитие металлургии обогатило ее более совершенными, чем каменные, орудиями.
Начатки обществоведческих, прежде всего исторических, знаний по-прежнему были тесно связаны с религиозными и мифологическими представлениями о чудесной природе всего сущего.
Важным разделом исторических знаний стала такая их своеобразная отрасль, как генеалогистика - собрание родословии. Генеалогистика и раньше помогала освещению прошлого, представляя собою как бы живую канву, на которую нанизывались исторические события. Но теперь ее значение возросло, так как она давала родоплеменной знати доказательства ее древности и благородства.
В эпоху классообразования появились новые виды искусства, а искусство в целом стало дифференцироваться на элитарное и простонародное.
Возникла монументальная архитектура. Прототипом ее были известные уже в неолите мегалитические сооружения: монолиты - менгиры, их параллельные ряды алиньеманы, составленные из них круги - кромлехи, вертикальные плиты, перекрытые горизонтально уложенными плитами -дольмены. Но это скорее была протоархитектура.
Выделение ремесла сопровождалась замечательным расцветом прикладного искусства, лучшие образцы которого создавались опять-таки для нужд вождей. Эта были изукрашенная одежда, ювелирные изделия, дорогое оружие, домашняя утварь и т. п. Получили распространение художественное литье, торевтика, тиснение, золочение металлических изделий, применение эмали; инкрустация драгоценными камнями, перламутром, костью, рогом и т. д.
Устное творчество характеризуется рождением таких новых жанров, как героический эпос и волшебная сказка. Героический эпос уходит корнями еще в первобытную мифологию. Таково основное содержание богатырских поэм тюрко-монгольских кочевников и нартских сказаний кавказских горцев. На долю простого народа оставались попытка самоутверждения и мечта о восстановлении социальной справедливости в волшебной сказке.
Процессы превращения первобытного общества в классовое получали отражение в адекватных им формах религиозных представлений и культов. С более заметным, чем прежде, выделением и самоутверждением личности развивалась вера в личных покровителей. С переходом к патриархату возникли представления о семейных, патронимических и родовых мужских предках-покровителях, ставших объектом почитания.
С распространением скотоводства утвердились присущие уже первобытной соседской общине культы плодородия. Для них характерны эротические обряды и человеческие жертвоприношения, символизирующие передачу земле половой потенции человека, а также связанные с земледельческим циклом образы умирающих и воскресающих духов. С усилением племенной организации и образованием объединений племен получил распространение культ племенных покровителей, в которых соединились черты культурных героев, олицетворенных явлений природы, духов инициаций, духов-воителей и т. д.
Постепенно возникала иерархия объектов культа - от обычных духов до нескольких особенно могущественных божеств и поклонение этим божествам. Божества - космические, природных явлений, плодородия, воины и другие - также образовывали определенную иерархию, во главе которой с развитием военной активности часто становилось божество войны.
Рекомендуемая литература:
1. Алексеев В. Первобытное общество
2. Очерки истории Карачаево-Черкесии. -Т. 1.-Черкесск, 1967.
3. Салинз М. Экономика каменного века. - М., 1999.
4. Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1989.