Состояние культуры в период разложения первобытнообщинного строя

Процесс разложения первобытнообщинного строя и зарождения классового общества привели к развитию материальной и духовной культуры горского населения той эпохи.

Подъем производительных сил, рост населения, бурные процессы классообразования – все это способствовало новому быстрому росту зачатков полезных знаний, развитию искусства, возникновению новых форм рели­гии. В эволюции духовной культуры произошли качественные сдвиги, нашедшие, в частности, свое выраже­ние в начавшемся разделении умственного и физическо­го труда и в утверждении принципиально новой формы накопления и передачи информации – письменности.

Развитие земледелия, в осо­бенности ирригационного, потребовало точного опреде­ления начала полевых работ, а тем самым и упорядочения астрономических и календарных знаний. Первые календари обычно были лунными (воспоминание об этом; сохранилось в часто одинаковых или сходных названиях Луны и календарного месяца (например ай – у карачаевцев имеет два значения – луна и месяц). С усложнением же хозяйственной деятельности начался переход к более точным солнечным календарям.

Дальние торговые экспедиции и военные походы, сухопутные и морские, послужили накоплению тех же астрономических наблюдений, а также развитию начатков географии и картографии.

Те же практические нужды послужили расширению биологических знаний о культурных растениях, домаш­них животных и особенно о самих людях. Рост народо­населения, его скученность в оседлых поселениях и развитие скотоводства увеличили опасность заразных забо­леваний, эпидемий и эпизоотий. Борясь с ними, первобытная медицина эмпирически пришла к примитивным предохранительным прививкам ослабленной формы болезни. Войны сыграли свою роль в усовершенствовании хирургии, а развитие металлургии обогатило ее более совершенными, чем каменные, орудиями.

Начатки обществоведческих, прежде всего историче­ских, знаний по-прежнему были тесно связаны с религи­озными и мифологическими представлениями о чудесной природе всего сущего.

Важным разделом исторических знаний стала такая их своеобразная отрасль, как генеалогистика - собра­ние родословии. Генеалогистика и раньше помогала освещению прошлого, представляя собою как бы живую канву, на которую нанизывались исторические события. Но теперь ее значение возросло, так как она давала родоплеменной знати доказательства ее древности и благородства.

В эпоху классообразования появились новые виды искусства, а искусство в целом стало диффе­ренцироваться на элитарное и простонародное.

Возникла монументальная архитектура. Прототипом ее были известные уже в неолите мегалитические соору­жения: монолиты - менгиры, их параллельные ряды ­алиньеманы, составленные из них круги - кромлехи, вертикальные плиты, перекрытые горизонтально уложенными плитами -дольмены. Но это скорее была протоархитектура.

Выделение ремесла сопровождалась замечательным расцветом прикладного искусства, лучшие образцы которого создавались опять-таки для нужд вождей. Эта были изукрашенная одежда, ювелирные изделия, доро­гое оружие, домашняя утварь и т. п. Получили распро­странение художественное литье, торевтика, тиснение, золочение металлических изделий, применение эмали; инкрустация драгоценными камнями, перламутром, костью, рогом и т. д.

Устное творчество характеризуется рождением таких новых жанров, как героический эпос и волшебная сказка. Героический эпос уходит корнями еще в первобытную мифологию. Таково основное содержание богатырских поэм тюрко-монгольских кочевников и на­ртских сказаний кавказских горцев. На долю простого народа оста­вались попытка самоутверждения и мечта о восстановлении социальной справедливости в волшебной сказке.

Процессы превращения первобытного общества в классовое получали отражение в адекватных им формах религиозных представлений и культов. С более заметным, чем прежде, выделением и самоутверждением личности развивалась вера в личных покровителей. С переходом к патриархату возникли представления о семейных, патронимических и родовых мужских предках-покровителях, ставших объектом почитания.

С распространением скотоводства утвердились присущие уже первобытной соседской общине культы плодородия. Для них характерны эротические обряды и человеческие жертвоприношения, символизирующие передачу земле половой потенции человека, а также связанные с земле­дельческим циклом образы умирающих и воскресающих духов. С уси­лением племенной организации и образованием объеди­нений племен получил распространение культ племен­ных покровителей, в которых соединились черты куль­турных героев, олицетворенных явлений природы, духов инициаций, духов-воителей и т. д.

Постепенно возникала иерархия объектов культа - от обычных духов до нескольких особенно мо­гущественных божеств и поклонение этим божествам. Божества - космические, природных яв­лений, плодородия, воины и другие - также образовы­вали определенную иерархию, во главе которой с развитием военной активности часто становилось божество войны.

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев В. Первобытное общество

2. Очерки истории Карачаево-Черкесии. -Т. 1.-Черкесск, 1967.

3. Салинз М. Экономика каменного века. - М., 1999.

4. Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1989.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: