Социально-политическое развитие племен в данный период

С зарождением в эпоху классообразования прибавочного продукта, начинается вызревание институтов классового общества и в том числе важнейших из них – частной собственности, общественных классов и государства. Решающее значение имела частная собственность, делающая возможным существование всех других институтов.

Становление частной собственности было результатом двуединого процесса, обусловленного подъемом позднепервобытного производства. Первоначальная частная собственность накапливалась в виде некоторых пищевых продуктов и ремесленных изделий, производственного инвентаря и оружия, а у скотоводов и скота. Развитие частной собственности отчасти тормозилось сохранением коллективной собственности на землю.

С появлением частной собственности все более заметной становится общественная и имущественная дифференциация. Возрастающие богатства принадлежат теперь уже не всему роду, а отдельным патриархальным семьям. С течением времени из патриархальной семьи выделяется малая семья, захватывавшая в частную собственность основные средства производства и материальные ценности. Имущество стало передаваться по наследству. Родовой строй разлагался и превращался в свою противоположность. Помимо внутренних причин разложению первобытного общества способствовало также усиление связей с другими племенами и народами. Огромное значение имело соседство рабовладельческого Боспора. Сотни рабов отправлялись местными вождями на греческие невольничьи рынки. Возрастал спрос Боспора на хлеб и другие продукты, и местная первобытная знать стремилась получить как можно больше продуктов от зависимых от них людей.

Вожди и члены их семей владели огромными материальными ценностями и, прежде всего, скотом. Так, в Закубанье, в курганах VI – V вв. до н.э. обнаружены богатейшие захоронения вождей и родовой аристократии с убитыми женами, рабами и целыми табунами лошадей.

В сарматское время число богатых захоронений возрастает. Появляются семейные усыпальницы. Процесс имущественного расслоения происходил и среди рядовых общинников. В грунтовых могильниках встречается много бедных захоронений с единичными вещами или без них. Это могли быть погребения бедных общинников или рабов, о которых говорят многие авторы того времени: Страбон, Тацит, Диодор, Полиэкт и другие.

Возникновение прибавочного продукта и частной собственности не только усиливало общественную и имущественную дифференциацию, но и порождало отношения эксплуатации. Выделившаяся родовая верхушка начала эксплуатировать своих соплеменников, а также пленников, которых уже не убивали и не принимали в род, а обращали в рабство. Прежние источники рабства – захват на войне, рождение в неволе и работорговля – пополнялись еще одним – долговым или кабальным рабством соплеменников. Рабство было патриархальным. Рабы не являлись основными производителями материальных благ. Они или продавались, или использовались как домашняя прислуга. Таким образом, появилась еще одна предпосылка для перехода к классовому обществу.

С углублением общественно-имущественного расслоения и ростом эксплуатации в развивавшемся первобытном обществе началась поляризация групп населения, различавшихся по своему месту в системе производства, отношению к средствам производства и роли в общественной организации труда. Богатая и влиятельная социальная верхушка обособлялась в наследственную знать, претендовавшую на неизменное главенство и особое почетное положение.

Усложнение общественного производства требовало укрепления организационно-управленческой функции, т.е. функции власти. Степень социального развития и увеличение плотности населения приводили к образованию союзов племен, во главе которых стояли вожди-военачальники, сначала выборные, а потом получавшие власть по наследству. Вождь превращался в правителя – князя, короля, царя и т.п. Его ближайшие родственники и другие помощники становились советниками в центре и наместниками на периферии. Дружина превращалась в войско, с помощью которого подавлялось сопротивление эксплуатируемых масс и велись войны. Особым органом государственной власти становился суд с его неизбежными придатками – тюрьмами и палачами.

Другим важным признаком политической организации был переход от добровольных форм перераспределения прибавочного продукта и приношений вождям к упорядоченному налогообложению.

В процессе становления государства формировалось право. Это были нормы, регулирующие хозяйственную жизнь общества, нормы, обеспечивающие его целостность и нормы, защищающие собственность. Источником первоначального права были обычаи, складывающиеся в эпоху классообразования, поэтому древнейшее право получило название обычного права (адаты).

Широкое распространение в процессе вызревания институтов классового общества имел военный путь, связанный с бурным развитием военной активности. Для населения Северо-Западного Кавказа эта эпоха была временем расцвета военной демократии. Военный вождь становится необходимым постоянным лицом. Военачальник, совет старейшин, народное собрание образуют органы родового общества, развивающегося в военную демократию. Военную потому, что «война и организация для войны становятся теперь регулярными функциями народной жизни». Войны стали вестись не только с целью самообороны и расширения территории, но и ради захвата скота и рабов. Война становится постоянным промыслом. Победители забирали все, что представляло ценность – сокровища, скот, рабов, а затем, с ростом населения, начали захватывать соседние земли. Превращение войны в постоянный промысел способствовало развитию военной техники и военной организации.

Противоречивая природа эпохи классообразования сказалась на ее общинных и родоплеменных структурах. Изучаемой эпохе были присущи две формы общин: минимальные – семейные и максимальные – первобытные соседские.

Началось вытеснение непрочного парного брака и соответствующей формы семьи прочным соединением супругов и решительный поворот от матрилокального брачного поселения к патрилокальному. Забирая женщину к себе, мужчина обязан был в полной мере возместить ее ценность. Так возник брак с выкупом и сделался господствующей формой брака по сговору. Второй, побочной формой брака оставался брак похищением. Чтобы не возвращать брачный выкуп, применяли еще одну форму брака – левират. Переход от матрилокальной семьи к патрилокальной осуществлялся постепенно. Дети еще не принадлежали к роду отца и по достижении определенного возраста уходили в род матери. Здесь их ближайшим родственником становился брат матери, дети которого по той же причине уходили в другой род. Отсюда идет большое зна­чение дяди по матери, существующая у народов КЧР до сих пор. При этом мужчина стремился передать свое имущество не племянникам, а собственным детям, что привело к замене материнского счета родства и наследования отцовским. Постепенно парная семья превращалась в большую патриархальную семью со стар­шим мужчиной — родоначальником во главе. В патриархальной семье была коллективная собственность на землю, скот, основ­ные орудия производства. Производство и потребление осуществ­лялось коллективно.

Большие патриархальные семьи стали причиной превращения родовых общин в соседские общины. Кроме того, рост производительных сил общества, в частности раз­витие скотоводства, привел к разложению матриархата, к господству мужчин, к образованию патриархального рода (или патриархально-родовой общины). Скотоводством занимались мужчины, и в их руках оставался избыток продуктов скотоводства. В предшествующие эпохи дикий воин и охотник занимал второе место после женщины. «Более кроткий» скотовод-пастух, «чванясь своим богатством», оттеснил женщину на второе место».

Община играла большую роль – она защищала свободу и имущественные права общинников, хотя они должны были отдавать часть своего урожая знати.

Наряду с военачальником у населения Северо-Западного Кавказа существовали постоянные и необходимые органы военной демократии – Совет старейшин и Народное собрание. Общие вопросы решал Совет старейшин, состоящий из глав отдельных родов. Во главе каждого племени стоял выборный вождь, руководитель военными походами.

Частые перемещения с торговыми и иными целями приводили к необходимости искать приют, кров, помощь. Отсюда возникновение таких традиций, как куначество и побратимство.

В эпоху классообразования. очень интенсивными становятся этногенетические процессы. Племя как социальная общность получило наибольшее развитие и практически перестало быть высшим звеном родоплеменной организации. Отдельные племена и группы племен в целях межплеменного обмена, войны и обороны объединяются в союзы племен, закладываются основы будущих северокавказских народов.

Таким образом, война становится в этот период постоянным промыслом. Война и рост производительности труда приводят сначала к имущественной дифференциации населения, которая со временем приводит к социальному неравенству и формированию первобытной аристократии. Первобытнообщинный строй постепенно превращается в свою противоположность – классовое общество.

Рассмотрим этот процесс по следующей схеме:

Вождь - военачальник - } первобытная - монарх

Совет старейшин – командиры - } аристократия - знать

/ военная дружина - низшие ступени знати

Община

\ рядовые общинники - крепостные крестьяне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: