При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий. Осуществляя принцип компенсации, на первых этапах работы используют максимальное подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Тактильный анализатор играет существеную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой. Далее для развития более четких и дифференцированных артикуляционных кинестезий постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения и слуха. Многие упражнения можно проводить с закрытыми глазами, акцентируя внимание ребенка на проприоцептивных ощущениях.
При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц; плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.
|
|
Упражнения для развития мимических мышц лица.
1) Закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз.
2) Нахмуривание бровей.
3) Поднимание бровей (образование продольных морщин).
4) Надувание щек.
5) Проглатывание слюны.
6) Открывание и закрывание рта.
7) Жевательные движения.
Упражнения для развития губной мускулатуры.
1) Вытягивание губ вперед трубочкой.
2) Растягивание их в стороны.
3) Чередование движений "хоботок - оскал".
4) Смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях.
5) Размыкание губ при закрытом и открытом рте.
6) Мгновенное смыкание губ с разрывом (типа "поцелуй").
7) Вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно).
8) Целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками).
9) Поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).
Для создания большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата, для увеличения объема артикуляционных движений можно использовать следующие задания:
· Выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа).
· Перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики и т.д.).
· Удержание губами различных предметов (пробка, марля). Далее - упражнение с сопротивлением (логопед пытается отобрать предметы легкими рывками).
|
|
Особенно большая работа должна проводиться над мышцами языка. Необходимо развитие общих, менее дифференцированных движений языка, а затем формирование тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение языка и нижней челюсти.
Упражнения для язычной мускулатуры.
1) Прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов.
2) Выдвигание языка вперед.
3) Втягивание языка назад, внутрь.
4) Опускание языка вниз.
5) Приподнимание языка вверх.
6) Боковые отведения (вправо и влево).
7) Приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти.
8) Суживание языка и заострение его.
9) Переключение различных позиций.
Далее переходят к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков.