кистей и пальцев рук, коррекция нарушений тонкой (мелкой) моторики

При лечебно-педагогической работе необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук: опорность на раскрытую кисть, осуществление произвольного захвата предметов кистью, включение пальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия, дифференцированные движения пальцев рук.

Перед проведением работы по формированию функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Расслаблению мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечье ребенка в средней трети, производятся легкие качающе-потряхивающие движения). Далее проводится массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук:

- Поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по пальцам от кончика к их основанию.

- Похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев.

- Поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя).

- Похлопывание кистью ребенка по руке педагога, по мягкой и жесткой поверхности.

- Вращение пальцев (отдельно каждого).

- Круговые повороты кисти.

- Отведение-приведение кисти (вправо-влево).

- Движение супинации (поворот руки ладонью вверх) - пронации (ладонью вниз). Супинация кисти и предплечья облегчает раскрытие ладони и отведение большого пальца (игра «покажи ладони», движения поворота ключа, выключателя).

- Поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев (большой палец располагается сверху).

- Щеточный массаж (тыльной поверхностью кисти от кончиков пальцев к лучезапястному суставу, а также кончиков пальцев). Используются щетки различной жесткости.

- Противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев).

- Противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук.

Все движения тренируются сначала пассивно, затем пассивно-активно и, наконец, активно на специальных занятиях, а также во время бодрствования ребенка - при одевании, приеме пищи, купании, игре.

Для стимуляции изолированных движений указательного пальца используют следующие упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, издающие звук предметы, выключатели, клавиши фортепиано, пластилин; рисование фигур на песке, вращение диска телефона, нанесение отпечатков пальца на бумагу. Для тренировки противопоставления и отведения-приведения большого пальца используют следующие упражнения: сдавливание мягких звучащих игрушек указательным и большим пальцами, раздвигание ножниц или надетой на два пальца мягкой резинки, рукопожатие, игры с маленькими куклами, надевающимися на пальцы. Для тренировки захвата предметов двумя пальцами полезны: собирание предметов различной величины (сначала крупных, затем мелких), рисование карандашом, куском мела, удерживание чашки за ручку. Движения приведения и отведения кисти тренируются при закрашивании рисунков, стирании горизонтальных линий ластиком. Отдельные движения кисти закрепляют и совершенствуют, включая их в разнообразную предметную деятельность, в навыки самообслуживания и письма.


Список рекомендуемой литературы:

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми первых трех лет жизни: Монография. – М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004. – 212 с.

2. Бадалян Л.О. Детская неврология. М.: Медицина, 1984, 576 с.

3. Блыстина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикуляционных расстройств. – СПб., 1995.

4. Дедюхина Г.В., Яньшина Т.А., Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.: Гном – Пресс, 1999. – 32 с.

5. Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учебное пособие. – М.: Академия, 2003. – 96 с.

6. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие. – М., Академия, 2001. – 192 с.

7. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Союз», 2004. – 192 с.

8. Макарова И.Н., Филина В.В. Лечебный классический массаж. Москва, «Триада – Х», 2006, 88 с.

9. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985.

10. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения: Наглядно-практическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ «Д», 2000. – 496 с.

11. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.

12. Панченко И.И. Речевые расстройства у детей с церебральными параличами в поздней резидуальной стадии и особенности логопедической работы с ними / в кн. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. – Ташкент: Медицина, 1979. – с.434-461.

13. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 112 с.

14. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: Аркти, 2003. – 104 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: