Организационно-методические указания

Введение

В современной России идет процесс гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Во всех вузах страны введены в качестве обязательных для изучения ряд новых дисциплин гуманитарного толка. В число этих дисциплин входит «Психология и педагогика». Психология и педагогика - сложные отрасли знаний, исследую­щие чрезвычайно многогранные явления и процессы человека и общества. Эти отрасли охватывают своим вниманием большой объем специфических понятий и терминов. Психология и педагогика связана, в силу своего предмета, со многими областями общественных, технических и естественно­научных дисциплин.

Многоплановые вопросы профессиональной деятельности невозможно решать без учета индивидуальных особенностей человека, знания психологии коллектива, реальной системы социально-психологических характеристик общественных связей и отношений. От уровня овладения теоретическими и прикладными компонентами психологии и педагогики во многом зависит не только успех в решении практических задач, но и авторитет профессионала.

Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по психологии и педагогике помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им профессиональной деятельности; будут способствовать развитию культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.

Организационно-методические указания

«Психология и педагогика» является учебной дисциплиной, которая вместе с другими гуманитарными дисциплинами формирует мировоззрение современного человека, помогает развивать мышление специалиста. Цель и задачи курса – вооружить будущих специалистов знаниями закономерностей формирования и развития личности и коллектива; помочь в овладении методами познания психологических особенностей персонала, макрохарактеристик конкретного человека как индивида, личности, субъекта труда и индивидуальности; раскрыть сущность педагогического процесса, основы его организации в различных условиях деятельности, понимать сущность, содержание обучения, воспитания и саморазвития, а также их наиболее продуктивные модели, алгоритмы и технологии.

Предметом психологии являются человек как субъект деятельности, си­стемные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека; его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. Предмет педагогики – это процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, об­разования, воспитания, или, более кратко, - это воспитание челове­ка, как особая функция общества. Задачи курса «Психология и педагогика» обусловлены потребностями общества в обеспечении своих интересов. Они находят свое выражение в Конституции РФ, законах и указах Президента России. Наиболее общие задачи психологии и педагогики в третьем тысячелетии можно сформулировать в виде следующих требований:

- выявление условий и факторов эффективной профессионализации каждого человека с учетом реальных потребностей и возможностей общества;

- действенное психолого-педагогическое обеспечение решения задач основного предназначения вуза и отрасли;

- исследование психолого-педагогических проблем современного стиля практической деятельности кадров, выработка и внедрение рекомендаций по овладению продуктивными технологиями эффективного труда и освоения профессии.

В результате изучения курса студенты должны знать, иметь представление и уметь:

· знать основные категории и понятия психологической и педагогической наук;

· иметь представление о предмете и методах психологии и педагогики, их основных отраслях, о месте психологии и педагогики в общей системе наук;

· знать основные функции психики, ориентироваться в современных проблемах психологической науки;

· иметь представление о мотивации и психической регуляции поведения и деятельности человека и специалиста;

· уметь дать психологическую характеристику личности, ее темпераментов, способностей, характера;

· знать основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;

· знать объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;

· применять полученные знания в учебной, трудовой и общественной деятельности;

· владеть простейшими приемами психической саморегуляции; элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач в трудовом коллективе.

Содержание методических указаний. Реализация указанных задач, при­обретение знаний и умений достигаются студентом-заочни­ком путем самообразования. Самообразование - это систематическая и добровольная познавательная деятельность, основанная на внутренней по­требности к познанию и реализуемая в процессе целенаправ­ленной самостоятельной работы с целью углубления и рас­ширения знаний, формирования научного мировоззрения. Оно предполагает самостоятельную работу с различными источниками, выработку потребности познания, формирования любознательности. Путем самообразования студенты не толь­ко получают значительный объем знаний, но и приобретают навыки самостоятельного овладения ими, элементы научного мышления, методы научных исследований, фор­мируют готовность к постоянному обновлению и приобрете­нию новых знаний и к последующему профессиональному са­мообразованию.

Предлагаемая программа курса включает тринадцать тем. Содержание программы основано на Государственных образовательных стандартах (ФГОС) по направлениям подготовки бакалавров 150900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», 080200 «Менеджмент». В дан­ных методических указаниях наиболее полно представлены темы по рациональному познанию, межличностным отношениям в быту и коллективе, управление образовательными системами.

Структура методических указаний. Часть 1 состоит из методических указаний по выполнению контрольной работы. Варианты контрольной работы содержат по три теоретических вопроса, задания по заполнению «пропущенных слов» в тексте, тестовые задания. Часть 2 включает список рекомендуемой литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: