5) Осознание грамматического явления с помощью ознакомительных упражнений (найти в тексте, вычеркнуть из списка и т.д.)
Приёмы объяснения значений грамматического явления:
- жесты
- пословный перевод
- словесные ситуации – контекст
- фильмы
- картинки, фото
- сопоставление русского языка и иностранного языка
- толкование
- бумажные куклы
- магнитная доска, фланелеграф
- использование реальных предметов и действий
- приёмы сравнения с явлениями действительности
ТРЕНИРОВКА ГРАММАТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Типизирующий ситуативный этап, выполнение грамматических упражнений. С.Ф.Шатилов делит упражнения по целям:
1) ЯЗЫКОВЫЕ (тренировочные)
Главное внимание уделяется овладению способом выполнения грамматического действия на формальной стороне.
Упражнения:
- на узнавание
- аналитические (анализ языковой формы)
- поэлементное воспроизведение (каждое слово имитируется)
- конструирование по образцу и правилу (например, подстановочные таблицы)
- трансформация
|
|
- языковые упражнения с речевой направленностью (прямая речь, косвенная речь или страдательный залог)
УСЛОВНО-РЕЧЕВЫЕ
Имеется коммуникативная задача. Основной признак – наличие подсказок, опор в виде примера, таблиц, схем, плана, ключевых слов, глагола связки, части речи, геометрические фигуры и т.д.
РЕЧЕВЫЕ
Отличительная черта – самостоятельные грамматические действия учащихся. Внимание сфокусировано на содержании высказывания.
Упражнения:
- кто есть кто?
- анализ грамматических явлений в тексте
- выявление особых признаков
-упражнения на самостоятельное воспроизведение грамматических структур.
Е.И.Пассов делит упражнения по способу действия:
1) Имитационные
2) Подстановочные
3) Трансформационные
4) Репродуктивные (составление примеров самостоятельно)
Грамматическиеигры
1. Составление предложений из отдельных слов
2. «Живое предложение»
3. Фома-неверующий
4. Пантомима
5. Цветик-семицветик
Лекция 10