Понятие, признаки и виды нормативных актов

НПА — это п-вой акт, принятый полномочным на то органом и содерж-й п-вые нормы, т.е. предписания общего хар-ра и постоянного действия, рассчитанные на многократно применение.

Для НПА характерны следующие признаки: 1) Они исходят только от государственных органов, специально на то уполномоченных; 2) существует особый порядок их принятия; 3) используется писаная форма и оформление в специальном виде; 4) иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов; 5) содержание нормативных правовых актов составляют нормы права. НА явл-ся официальным документом; носителем юр-ски значимой информации. По юр силе все НА делятся на: З-НЫ: 1) К-ция (з-н з-нов) - основополаг-щий учредительный политико-п-вой акт, закрепляющий конст-ный строй, п-ва и свободы чел-ка и гр-на, определяющий форму правления и гос устройства учреждающий фед-ные органы гос власти; 2) ФКЗ- принимаются по вопросам, предусмотренным и связанным с КРФ (напр., ФКЗ об арбитражных судах, о военных судах, о КСРФ, о судебной системе, о референдуме, о Правит-ве РФ и т.п.): З) ФЗ -это акты текущего з-нодат-ва, посвященные различным сторонам соц-но-эконом-й, политич-й и духовной жизни общ-ва (напр., ГК РФ, УК РФ, СК РФ) 4)з-ны S-ов Фед-ции - издаются их представительными органами и действие их распр-ся только на соответствующую тер-рию. Виды подз-ных актов: 1) указы Президента РФ - высшие по юр силе подз-ные НА; 2) постановления Правит-ва РФ - акты исполнит-го органа гос-ва, наделенного широкой компетенцией по управлению общ-ными процессами; З) приказы, инструкции, полож-я министерств, ведомств, гос комитетов регулируют общ-ные отнош-я, находящиеся в пределах компетенции данной исполнит-ной структуры; 4) реш-я и постановл-я местных органов гос власти; 5)реш-я, распоряж-я, постановл-я местных органов гос управления; 6) НА муницип органов; 7) локальные НА - нормативные предписания,принятые на ур-не конкретного предприятия, учреждения и организации (напр правила внутреннего трудового распорядка). От особенностей п-вого полож-ия субъекта п-вотворчества: НА гос органов; НА иных соц структур (муниципальных органов, профсоюзов, товариществ и т.п); НА совместного хар-ра (гос органов и иных соц стр-р); НА, принятые на референдуме. В зависимости от сферы действия: общефед-ные; НА SРФ; НА органов местного самоуправл-я; локальные НА. От срока действия: НА неопределенного длительного действия; временные НА.

37.Закон: понятие, признаки, виды

В юрид-м смысле ЗАКОН — это НА, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конст-ции наибольшей юрид-ой силой и напра-ый на регулирование наиболее важных общес-ых отношений. признаки: 1. З-н обладает высшей юрид-й силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права. Cyщнocть высшей юрид-ой силы заключается в следующем: а). Huкmo, кроме органов зaкoнo-ьнoй влacmu, не вправе npинимamь или omмeняmь зaкoны.Bce npaвoвыe aкmы гoc-вa д/ы uздaвamьcя в cоomвemcmвuu c Koнcmumyцueй. Зa-н не подлежим ymвepждeнuю или npuocmaнoвлeнию никем, кроме специально уполномоченного на mo органа зaкoн-й влacmu. 2. За-н как источник права, исходящий от высшего органа гос-ой власти, предста-щего волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа. 3. З-ы, в отличие от других НПА издаются по наиболее важным вопросам гос-ой и общест-ной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения. В законах закрепляется общес-ый и гос-ый строй, компетенция центральных звеньев госу-ого механизма, основные права и свободы граждан и т.д. 4. По своему значению закон - это ПА первичного характера, т.к. в нем содержится первичное, изначальное право - юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы государства; 5. Законы приним-ся, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. 6. Закон исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь «вкрапления»индивидуально-властных Предписаний). Класс-ация законов может производиться по различным основаниям: - по их юрид-й силе (федеральные конститу-ые, федеральные, субъектов федерации); - по субъектам законотворчества (принятие в результате референдума или органом, соотв-ющей гос-ой власти); - по сфере действия (общефедеральные и субъектов федерации). - по отраслевой принадлежности (содержащие нормы констит-ного, админ-вного, гражд-го, уго-ого, земе-го, семейного права и т.п.); - по внешней форме выражения (конст-ция, кодекс, постановление, положение, регламент, устав, закон).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: