Социальные причины

1. Глухонемые родители или родители с явными дефектами речи.

2. Длительная госпитализация.

3. Ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний.

4. Отсутствие эмоционально положительного окружения (эмоциональная депривация).

5. Сверхшумное окружение.

6. Психотравмирующая ситуация в семье.

Кроме болезнетворных факторов, непосредственно вызывающих болезненные явления, называемых производящими причинами, действуют еще факторы, способствующие возникновению или развитию болезненных явлений в речи, предрасполагающие к ним. Они часто называются почвой болезни. Почва не оказывает решающего влияния на возникновение и течение нарушений речи. Нарушение возникает и без нее, под воздействием одних производящих причин. Но она облегчает реализацию последних, усиливает их эффективность.

В качестве предрасполагающих факторов могут выступать следующие: остаточные явления раннего органического поражения ЦНС; соматическая ослабленность ребенка; невропатическая конституция ребенка (повышенная нервно-психическая возбудимость); незрелость, обусловленная недоношенностью или внутриутробной незрелостью; переутомление; недостаточное питание; длительное недосыпание; заболевания внутренних органов; критические периоды в развитии речевой функции; наследственные факторы.

Кроме того, нельзя не учитывать наличие критических периодов в развитии речевой функции. Критический период, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, является предрасполагающим условием к возникновению речевых расстройств.

Первый критический период(1 – 2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока, критическим периодом ее развития считается возраст ребенка 14 — 18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

Второй критический период (3 года), когда, интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т.д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т. д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, наблюдаться отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.

Третий критический период (6 — 7 лет) — начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.

Критические периоды развития речи могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами — генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и т. д.

Итак, этиологические факторы, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов.

Важными проблемами этиологии речевых нарушений являются:

· изучение причин системных речевых расстройств коркового генеза (алалии, афазии) с учетом локализации, характера и времени поражения мозга;

· определение роли наследственного фактора в возникновении различных видов нарушений речи;

· детальное изучение причин и предрасполагающих условий к возникновению различных форм заикания;

· изучение статистических сведений о распространенности речевых нарушений и их причин.

Анализ этиологии речевых нарушений помогает разграничению «первичных» речевых расстройств, связанных с поражением или дисфункцией речевых механизмов, от «вторичных», наблюдаемых у детей с нарушениями интеллекта или с сенсорными дефектами, а также при различных текущих заболеваниях центральной нервной системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадалян Л.О. Невропатология. М., 1987.

3. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. М., 1981.

4. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992.

5. Понятийно-терминологический словарь логопеда // Под ред. В.И. Селиверстова. М. 1997.

6. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.

ТЕСТ

1. Что означает термин «этиология»:

А. учение о причинах болезней;

Б. область медицины, изучающая патологические процессы и отдельные заболевания;

В. механизмы развития заболеваний и патологических процессов.

2. Кто из нижеперечисленных ученых не занимался проблемой этиологии речевых нарушений:

А. Гиппократ;

Б. Сократ;

В. Аристотель.

3. Основу для изучения этиологии речевых расстройств составляют:

А. эволюционно-динамический подход;

Б. марксистско-ленинская методология;

В. принцип диалектического единства биологического и социального в процессе формирования психики.

4. Кто из отечественных ученых впервые разделил все причины речевых нарушений на внешние и внутренние:

А. Л.С. Выготский;

Б. И.В. Давыдовский;

В. М.Е. Хватцев.

5. Психоневрологические причины речевых нарушений – это:

А. нарушения соотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС;

Б. умственная отсталость, нарушения памяти, внимания и других психических функций;

В. неблагоприятные влияния окружающей среды.

6. Причинами периферических нарушений речи являются:

А. врожденные расщелины языка;

Б. интоксикация мозга;

В. нарушения слуха.

7. К социальным причинам речевых нарушений не относится:

А. длительная госпитализация;

Б. невропатическая конституция ребенка;

В. влияние глухонемых родителей или родителей с явными дефектами речи.

8. Травматическая энцефалопатия относится к:

А. пренатальной патологии;

Б. натальной патологии;

В. постнатальной патологии.

9. Производящие причины нарушений:

А. непосредственно вызывают болезненные явления;

Б. способствуют возникновению или развитию болезненных явлений;

В. не оказывают решающего влияния на возникновение и течение нарушений речи.

10. Сколько критических периодов выделяют логопеды в развитии речевой функции?

А. 3;

Б. 5;

В. 2.

11. В каком возрасте заикание может быть обусловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций?

А. 5 лет;

Б. 3 года;

В. 7 лет.

Ответы: 1 – А, 2-Б, 3-А, 4-В, 5-Б, 6-А, 7-Б, 8-Б, 9-Б, 9-А, 10-А, 11-Б.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: