Этиология нарушений речи

Этиология - учение о причинах (этио – причина, логос – наука, учение). Проблема причинности издавна привлекала внимание человечества. Проблема этиологии речевых нарушений прошла тот же путь исторического развития, что и общее учение о причинах возникновения болезненных состояний.

Уже в исследованиях античных ученых наметилось два направления в понимании причин речевых нарушений. Первое из них, исходившее от Гиппократа, ведущую роль в возникновении речевых расстройств отдавало поражениям головного мозга; второе, берущее начало от Аристотеля, - нарушениям периферического речевого аппарата. Но подлинно научное подтверждение предположение о роли поражения головного мозга в этиологии речевых расстройств получило лишь в 1861г., когда французский врач Поль Брока показал наличие в головном мозге поля, специально относящегося к речи, и связал потерю речи с его поражением. В 1874г. аналогичное открытие было сделано Вернике: установлена связь понимания с сохранностью определенного участка коры головного мозга.

Наиболее интенсивно вопросы этиологии речевых нарушений начали разрабатываться с 20-х годов ХХ века. В эти годы отечественные исследователи делали первые попытки классификации речевых нарушений в зависимости от причин их возникновения.

М. Е. Хватцев впервые все причины речевых расстройств разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины.

Органические причины: органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражения органа слуха, расщепление неба и др. морфологические изменения артикуляционного аппарата).

Функциональные причины объясняются нарушениями соотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС.

Психоневрологические причины: умственная отсталость, нарушения памяти, внимания и расстройства др. психических функций.

Социально-психологические причины – неблагоприятные влияния окружающей среды.

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

Основу для изучения этиологии речевых расстройств составляют эволюционно-динамический подход и принцип диалектического единства биологического и социального в процессе формирования психики. В этом аспекте развитие речевой деятельности ребенка определяется степенью зрелости его ЦНС и в значительной степени зависит от особенностей взаимодействия ребенка с внешним миром. Концепция развития психики Л. С. Выготского составляет методологическую основу изучения причин нарушений речевого развития в детском возрасте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: