Международный рынок услуг – это купля-продажа услуг на мировом рынке.
Мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. Услуга – это деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляется в полезном эффекте, который получает потребитель.
Услуги подразделяются: потребительские (рестораны, гостиницы); социальные (образование, медицинское обслуживание и др.);производственные (жилищно-коммунальные, консультативные финансово-кредитные); распределительные (торговые, транспортные, посреднические).
По квалификации ООН выделяется более 160 видов услуг, объединенных в 12 основных разделов:
Деловые услуги. Услуги связи. Инжиниринговые и строительные услуги. Дистрибьюторские услуги.
Общеобразовательные услуги. Услуги по защите окружающей среды. Финансовые услуги (в том числе страховые).Охрана здоровья и социальные услуги.Туризм и путешествия. Услуги досуга, культуры и спорта. Транспортные услуги. Прочие услуги (например, бытовые).
|
|
В рамках ВТО действует Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), представляющее многосторонний свод принципов и правил международной торговли услугами, соблюдение которых обязательно для всех стран-членов ВТО.
Для представителей деловых кругов стран – членов ВТО ГАТС имеет большое значение, т.к. они получают возможность:
- работать на иностранных рынках услуг на заранее известных условиях;
- доступа к информации об условиях работы на иностранных рынках услуг;
- следить за изменением положения на рынках услуг других стран.
Общие обязательства стран – членов ВТО в сфере торговли услугами:
· предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ).
· обеспечение транспарентности (прозрачности) регулирования торговли услугами.
Выделяют следующие особенности услуг как предмета торговли:
· отсутствие овеществленной формы (некоторые из услуг приобретают материальную форму в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации и т. д.);
· наличие всех признаков товара (обладают общественной Потребительной стоимостью);
· неоднородны или изменчивы по качеству;
· производятся и потребляются одновременно;
· при экспорте-импорте не проходят таможенную границу и не подлежат таможенному оформлению;
· Отсутствуют посредники
· имеют тесную связь с рынком рабочей силы;
· ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот;
· имеют специфическую нормативно-правовую базу регулирования как на национальном, так и на международном уровне.
|
|
Основными сделками на международном рынке услуг являются:
2/3 приходится на международный туризм ( рекреационный и культурный - 70 % научный, деловой) и транспортные услуги. 3-ое и 4-ое места: 3) кредитно-денежные и страховые операции и 4) услуги в области научно-технических знаний.
По географической структуре: более 70% экспорта услуг приходится на развитые страны. Возросла доля развивающихся стран в международной торговле услугами за счет южноазиатских экспортеров услуг:
1. Южной Кореи, специализирующейся на инженерно-консультационных и строительных услугах (это комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и других объектов.)
2. Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги, и др
Вместе с тем эти страны продолжают оставаться преимущественно импортерами услуг.
Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны - на предоставлении туристических услуг (примерно 17% всех валютных поступлений).
Доля стран с переходной экономикой по-прежнему невысока - 3,5 и 2,9% в мировом экспорте и импорте услуг соответственно.
Доля России на международном рынке услуг около 1%, по доле в мировой торговле услугами Россия занимает 24-25 место. Причина: неразвитая и малоэффективная структура данного сектора, низкой конкурентоспособностью большинства традиционных видов услуг. Причем во внешней торговле России услугами немалую долю составляют теневые сделки.