Понятие и структура международного рынка услуг. Особенности международной торговли услугами

Международный рынок услуг – это купля-продажа услуг на мировом рынке.

Мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. Услуга – это деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляется в полезном эффекте, который получает потребитель.

Услуги подразделяются: потребительские (рестораны, гостиницы); социальные (образование, медицинское обслуживание и др.);производственные (жилищно-коммунальные, консультативные финансово-кредитные); распределительные (торговые, транспортные, посреднические).

По квалификации ООН выделяется более 160 видов услуг, объединенных в 12 основных разделов:

Деловые услуги. Услуги связи. Инжиниринговые и строительные услуги. Дистрибьюторские услуги.

Общеобразовательные услуги. Услуги по защите окружающей среды. Финансовые услуги (в том числе страховые).Охрана здоровья и социальные услуги.Туризм и путешествия. Услуги досуга, культуры и спорта. Транспортные услуги. Прочие услуги (например, бытовые).

В рамках ВТО действует Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), представляющее многосторонний свод принципов и правил международной торговли услугами, соблюдение которых обязательно для всех стран-членов ВТО.
Для представителей деловых кругов стран – членов ВТО ГАТС имеет большое значение, т.к. они получают возможность:
- работать на иностранных рынках услуг на заранее известных условиях;
- доступа к информации об условиях работы на иностранных рынках услуг;
- следить за изменением положения на рынках услуг других стран.

Общие обязательства стран – членов ВТО в сфере торговли услугами:
· предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ).

· обеспечение транспарентности (прозрачности) регулирования торговли услугами.

Выделяют следующие особенности услуг как предмета торговли:

· отсутствие овеществленной формы (некоторые из услуг приобретают материальную форму в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации и т. д.);

· наличие всех признаков товара (обладают общественной Потребительной стоимостью);

· неоднородны или изменчивы по качеству;

· производятся и потребляются одновременно;

· при экспорте-импорте не проходят таможенную границу и не подлежат таможенному оформлению;

· Отсутствуют посредники

· имеют тесную связь с рынком рабочей силы;

· ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот;

· имеют специфическую нормативно-правовую базу регулирования как на национальном, так и на международном уровне.

Основными сделками на международном рынке услуг являются:

2/3 приходится на международный туризм ( рекреационный и культурный - 70 % научный, деловой) и транспортные услуги. 3-ое и 4-ое места: 3) кредитно-денежные и страховые операции и 4) услуги в области научно-технических знаний.

По географической структуре: более 70% экспорта услуг приходится на развитые страны. Возросла доля развивающихся стран в международной торговле услугами за счет южноазиатских экспортеров услуг:

1. Южной Кореи, специализирующейся на инженерно-консультационных и строительных услугах (это комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и других объектов.)

2. Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги, и др

Вместе с тем эти страны продолжают оставаться преимущественно импортерами услуг.

Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны - на предоставлении туристических услуг (примерно 17% всех валютных поступлений).

Доля стран с переходной экономикой по-прежнему невысока - 3,5 и 2,9% в мировом экспорте и импорте услуг соответственно.

Доля России на международном рынке услуг около 1%, по доле в мировой торговле услугами Россия занимает 24-25 место. Причина: неразвитая и малоэффективная структура данного сектора, низкой конкурентоспособностью большинства традиционных видов услуг. Причем во внешней торговле России услугами немалую долю составляют теневые сделки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: