Мировая торговля товарами и услугами

Показатели участия стран в мировой торговли

Показатели оценки экспортно-импортных поставок являются частью показателей оценки рейтинга стран в мировой экономики. Для характеристикиучастия страны в мировой торговли используют следующие показатели.

Внешнеторговый оборот- это сумма экспорта и импорта. Под экспортом (импортом) понимают не только вывоз (ввоз из-за границы) товаров, изготовленных в данной стране (за границей), а также:

ü вывоз (ввоз из-за границы) сырья для переработки за границей с последующим возвратом;

ü временный вывоз (ввоз из-за границы) товаров за границу для участия в выставках, ярмарках;

ü вывоз (ввоз из-за границы) в рамках ТНК;

ü вывоз (ввоз из-за границы) ранее ввезенных товаров (реэкспорт, реимпорт).

Учет экспортных и импортных поставок в торговых балансах осуществляется в разных ценах. Это зависит от условий поставки. В таможенном кодексе предусмотрено 16 условий поставки согласно ИНКОТЕРМС 2000. Условия поставки отличаются видом транспортных и таможенных расходов, которые несет декларант и включает в цену товара. Экспорт отражается в ценах экспортера (обычно ФОБ), а импорт тех же самых товарах в других ценах (в ценах импортера, обычно СИФ). Мировой экспорт меньше, чем мировой импорт, т.к. цена ФОБ меньше цены СИФ. В табл. представлен список стран ведущих экспортеров. Необходимо отметить снижение доли США в мировом экспорте, в начале 2000-х она составляла более 12%, а в 80-х – около 30%, в 2007г. – около 10%. Необходимо отметить высокие темпы роста экспорта у Китая. По прогнозам аналитиков он выйдет на 1 место в мире по объему экспорта уже в 2008г. На развитые страны приходится 68,9% мирового экспорта (в 1994г.- 52,2%), из них на ЕС – более 40%. Главные торговые потоки сосредоточены в «10». Россия по экспорту переместилась с 19 места в 1999г. на 12 место в 2007г.

Таблица 5.1 - Ведущие экспортеры

 

Рей- тинг Экспорт 2005 Экспорт 2007
  Страна Доля в мировом экспорте, %   Страна Объем, млрд.долл. Доля в мировом экспорте, %
1. США 10,1 Германия   9,5
2. Германия   Китай   8,6
3. Китай 6,7 США   8,1
4. Япония 5,3 Япония   4,8
5.. Великобр 4,5 Великобр   4,5
6. Франция 4,4 Франция   4,4
14. Россия 2,1 12. Россия   2,5

 

В мировом импорте с большим отрывом лидируют США – около 18% мирового импорта. Россия с 19 места переместилась на 16. Доля России в мировом импорте около 1,5%.

Таблица 5.2. - Ведущие импортеры

 

Рей- тинг Импорт 1999 Импорт 2007
  Страна Доля в мировом импорте, %   Страна Объем, млрд.долл. Доля в мировом импорте, %
1. США 18,7 США   17,8
2. Германия   Германия    
3. Япония 7,2 Китай 751,9  
4. Франция. 5,7 Великобр. 604,2  
5. Великобр. 5,1 Япония 534,5  
6. Италия 4,1 Франция 520,8  
27. Россия 0,5 16. Россия   1,2

 

В мире удвоение внешнеторгового оборота происходит каждые 10 лет. Причиной опережения темпов роста мировой торговли над производством является, прежде всего, транснационализация капитала.

Сальдо внешнеторгового оборота – разница экспорта и импорта. Если экспорт больше импорта, то сальдо положительное. В большинстве стран сальдо положительное, только периодически может быть отрицательное. У США сальдо торгового баланса хронически отрицательное. В 1999г. импорт превосходил экспорт на 200 млрд.долл., в 2007г. - на более 600 млрд.долл. (см.табл.).

Нарастание положительного сальдо у России и высоких темпов роста экспорта в последние годы связано с благоприятной конъюнктурой на сырьевых рынках.

Товарная структура экспорта (импорта) – соотношение товарных групп в экспорте (импорте). Количество наименований товаров огромно – 20млн. товаров и 600 видов услуг. Поэтому структура оценивается по группам товаров. В укрупненной товарной структуре экспорта, представляют три группы товаров:

- сырье,

- с/х продукция,

- готовая продукция.

Оптимальность товарной структуры экспорта определяется по доле (удельному весу) готовой продукции в сумме экспорта. Под готовой продукцией понимают продукцию высокой стадии технологической переработки. У развитых стран это 80% и более. У России - 30%, причем на машины и оборудование приходится менее 10%, а в развитых странах - 40%. Экспорт России носит ярко выраженный сырьевой характер, причем, как видно из табл., структура не улучшается. Сырьевой характер экспорта имеют также Норвегия и Венесуэла. В Норвегии на долю минерального топлива приходится 55% (в Венесуэле – 82%). Но при этом доля высокотехнологичной продукции в Норвегии составляет 24% (в Венесуэле – 14%), тогда как у России - 3%.

Импортозависимость - доля импорта в удовлетворении внутренних потребностей. Определяют как отношении импорта к потреблённым товарам. Удовлетворение внутренних потребностей возможно за счет импорта и внутреннего производства

Различают общую импортозависимость и импортозависимость по отдельным товарам. По отдельным товарам она может достигать и 100% (при отсутствии какого-либо минерала). Например, в США по марганцевым рудам 100% зависимость по импорту, по бокситам – 90%, по кобальту – 85%. Россия, несмотря на высокий природно-сырьевой потенциал, тоже испытывает дефицит по бокситам, урану, титану, хрому и др.

Допустимой границей общей импортозависимости является 30%, а по продуктам питания 25%, т.к. это один из показателей национальной экономической безопасности.

Внешнеторговый оборот на душу населения является показателем открытости экономики. В России этот показатель в 2007г. составил 3850 долл./чел. (352,5+199,7/143,4), в США – 9634.

Экспортная (импортная) квота. Тоже является показателем открытости экономики. Показывает долю экспорта (импорта) в ВВП и являетсяпоказателем участия стран в мировой торговле. Товарная и географическая квота используются как инструменты торговой политики государства. Товарная квота - количественное ограничение по экспорту или импорту по отдельным видам товаров. Квота может измеряться в %, (т.е. доля от производства), в денежных единицах (например, экспорт нефти не должен превышать 22 млн. руб.), натуральных единицах (тонны, литры, баррели, штуки и т.д.). Географические квоты (например, вывоз нефти из России на Украину не более определенной величины). Частным случаем товарных и географических квот является эмбарго. Эмбарго - это запрет на экспорт или импорт.

На величину экспортной квоты (Эк) влияют следующие факторы:

1. Степень наделённости природными ресурсами.

При низкой степени наделенности квота повышается. Например, у европейских стран Эк составляет 30 – 50 %, у США - 10 %, т.к. наделенность ресурсами у США выше Европы. У Японии Эк тоже 10% не смотря на то, что она не наделена ресурсами, следовательно, на величину Эк влияют и другие факторы.

2. Внешнеторговая политика.

Например, низкая Эк в Японии объясняется тем, что в экспорт Японии не входит экспорт японских предприятий, расположенных за ее пределами, созданных на прямые инвестиции Японии. Япония – нетто-экспортер капитала.

3. Емкость внутреннего рынка.

Маленькие страны имеют тенденцию возрастания квоты, а большие - понижения. У США – ёмкий внутренний рынок. В Бельгии Эк 71%.

4. Удельный вес комплектующих изделий, поступающих по импорту, и используемых для производства экспортной продукции.

Страны, которые, например, ввозят ткань, потом шьют из нее одежду для экспорта (или ввозят платы, собирают компьютер и экспортируют их), могут иметь экспортную квоту даже более 100%. В физическом измерении отношение экспорта к ВВП не может быть более 100%, но в стоимостном измерении может, если добавленная стоимость одежды меньше стоимости ткани. т.к. ВВП – сумма добавленных стоимостей (т.е. комплектующие изделия не включаются), а экспорт –общая стоимость (т.е. стоимость комплектующих включается в стоимость экспорта)./Кругман, с.260/

В Малайзии Эк 71%, в Сингапуре – 180%, Гонконге – 137%.

Характеристика внешней торговли России

Источником характеристики объема внешней торговли страны может быть платежный баланс или данные таможенной статистики. Эти данные могут отличаться, т.к. на таможни фиксируется факт движения товара, в платежном балансе – факт движения валюты за экспортно-импортные операции.

С началом реформ, несмотря на либерализацию внешней торговли, внешнеторговый оборот падал (см. табл.). На кризис 1998 года экспорт среагировал раньше импорта. При падении курса рубля импорт стал невыгоден. Далее темпы роста внешнеторгового оборота опережают темпы роста ВВП. Тенденция, когда темпы роста импорта выше, чем темпы роста ВВП является неблагоприятной. Прирост ВВП в последние годы составляет 5-8%, прирост экспорта в среднем в год 20-30%, прирост импорта тоже 20-30%. Нарастание положительного сальдо у России и высоких темпов роста экспорта в последние годы связано с благоприятной конъюнктурой на сырьевых рынках. Высокие темпы роста экспорта объясняются не столько ростом физического объема, сколько влиянием ценового фактора, т.е. ростом цен на нефтепродукты. В России внешнеторговый оборот на душу населения в 2007г. составил 3850 долл./чел. (352,5+199,7/143,4), что в 3 раза ниже США.

Таблица 5.3. - Динамика объемов внешней торговли России, млрд.долл.

 

Показатели            
Внешнеторговый оборот 152,9   149,9   468,3 552,2
Экспорт 71,1 81,1 105,0   304,5 352,5
% к предыд. году   120,1 139,1 133,8 124,5  
Импорт 81,8 60,9 44,9   163,8 199,7
% к предыд. году   120,6 109,4      
Сальдо -10,7 20,1 60,1   140,7 152,8

 

Экспорт России носит ярко выраженный сырьевой характер, причем, как видно из табл.5.4., структура не улучшается.

Таблица 5.4. - Товарная структура экспорта России в динамике, %

 

Показатели                
Экспорт, всего, в т.ч.:                
Минеральные ресурсы 42,5 42,7   58,2   56,3 56,9 64,7
Металлы и изделия из них 26,7 27,5   15,8   19,8 20,2 16,1
Машины, оборудование, транспортные средства. 10,2 10,9         7,8 5,6
Продукция хим. пром-ти   8,4 - 6,9 6,5 6,8 6,6 5,9
Древесина и ЦБИ 5,6 5,1 5,1 5,1   3,5 3,9 3,5
Продукты, товары и с/х сырье 1,8 3,1 2,2 0,8 1,7 2,5 1,8 2,6
Прочие 3,2 1,9 - 6,2 6,8 2,1 2,8 1,6

 

Экспортная квота России в последние годы находится в диапазоне 22-28 %. В Советском Союзе на внешний рынок попадало всего 4% от ВВП.

Структура импорта России особо не отличается от структуры импорта развитых стран, на первом месте - машины и оборудование. В 2007г. - 51%. Особенностью импорта России является высокий удельный вес продуктов питания 13,8% (до кризиса это составляло угрозу для национальной экономической безопасности, после ситуация относительно стабилизировалась). По импортозависимости Россия постоянно приближается к допустимым границам.

Таблица 5.5. - Товарная структура импорта России в динамике, %

 

Показатели          
                     
Импорт всего, в т.ч.            
Машины, оборудование и   35,2   32.0   35,7   34.6    
транспортные средства                      
Продовольственные товары и   27,7   25,2   24,5   25,8   13,8
сельскохозяйственное сырье                      
Продукция хим. пром-ти   10,0   14,4   15.3   20,7   13,8  
      .              
Металлы и изделия из них   6,7   9,8   7,2   4.5   8,2  
Древесина и ЦБИ 1,5   3,3   4.2   4,4   2,7  
                     
Текстиль и текстильные изделия   7,9   4,8   3,9   3,9   4,3  
Минеральные продукты   6,5   6,4   5,7     2,3  
Прочее   4,5   4,1   3,5   4.7   3,9  

 

Географическая структура торговли России диферсифицирована. Количество торговых партнеров около 100. Но среди всех ЕС занимает особое место, куда поступает более 30% российского экспорта.

Теории международной торговли

Любая теория международной торговли отвечает на следующие вопросы (цель):

1. Чем торговать? (Что является объектом специализации страны?)

2. Какая выгода стране-экспортеру и импортеру, мировой экономике от внешней торговли?

3. Какие факторы конкурентоспособности имеет страна?

Теории международной торговли развиваются и совершенствуются, но и те теории, которые возникли в XIX в. до сих пор используются как основополагающие принципы. Впервые цель внешней торговли сформулировали меркантилисты, как значимую для экономического роста. Для роста экономики они предлагали проводить протекционистскую политику (вывозить товаров больше, чем ввозить) с помощью тарифов, квот и др. Для этой теории характерно жесткое вмешательство государства. Среди современных теорий имеют место следующие: теория конкурентных преимуществ, неотехнологическая теория и теория Кругмана (получил за нее Нобелевскую премию в 2008г.). Рассмотрим наиболее известные теории.

1) Теории свободной торговли. Роль государства в этих теориях сводится минимума, т.е. государство не должно вмешиваться в отбор отраслей специализации, все решает конкуренция.

а) теория абсолютных преимуществ А.Смита:

Суть: каждая страна должна специализироваться и экспортировать тот товар, по которому она имеет природные абсолютные преимущества. Экспортировать надо те товары, по которым издержки ниже. А импортировать те, по которым издержки абсолютно выше, и из той страны, у которой издержки абсолютно ниже, чем в данной.

б) теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо.

Суть: если страна не имеет абсолютных преимуществ ни по одному товару, то она все равно получает выигрыш от международной торговли; надо экспортировать товар, который имеет относительные преимущества.Пример:

Португалия на производство 25 м. сукна тратит 90 ед. труда, а Англия 100 ед. труда. На производство бочки вина Португалия тратит 80 ед. труда, а Англия 120. Т.е. у Англии более высокие уровни издержек по обоим товарам. Определить объект специализации Англии и Португалии если:

 

Страна Количество труда на единицу продукции
Сукно Вино
Португалия    
Англия    

 

Согласно теории абсолютных преимуществ: Англия не имеет преимуществ перед Португалией ни по сукну, ни по вину, т.е. она не может участвовать (нецелесообразно) в международной торговли.

Согласно теории сравнительных преимуществ для выбора объекта специализации необходимо определить сравнительные издержки:

 

Страна Сравнительные издержки
Сукно Вино
Португалия 90/80 80/90
Англия 100/120 120/100

 

Сравнительные издержки по сукну меньше в Англии, следовательно, Англия должна специализироваться на сукне. Сравнительные издержки по вину меньше в Португалии, следовательно, Португалия должна специализироваться на вине.

Бочку вина Португалия продает в Англию за 120 ед. (хотя оно ей обошлось в 80 ед.). На эти 120ед. Португалия покупает в Англии 1,2 сукна. За 80 ед. труда в Португалии можно приобрести только 8/9 сукна. Выигрыш Португалии составит: 1,2 - 8/9=0,31 сукна.

Выигрыш Англии от внешней торговли: 90/80-100/120=0,29 вина, т.е. затратив на сукно 100 ед. труда, она продает Португалии сукно за 90 ед. и на них покупает 90/80 вина.

В примере сделаны следующие допущения:

ü Полная взаимозаменяемость ресурсов. Предполагается, что те рабочие, которые делали сукно в Португалии, перейдут на производство вина и будут его делать также качественно и быстро.

ü Не учитываются дополнительные расходы на транспортировку.

ü Полная свобода торговли, барьеры отсутствуют.

ü Не учитывается обменный курс национальной валюты. Обмен осуществляется по схеме Товар1 – Товар2, а не по схеме Товар1 – Деньги – Товар2.

ü Затраты на производство постоянны (должны меняться с изменением технологий).

ü Не рассматривается потребность - какое количество и по какой цене будет обмениваться

ü Главный фактор производства – труд. При производстве товара учитываются только трудовые затраты (%-ты по капиталу и земельные рента не учитываются).

Эти упрощения делают теорию уязвимой. При дальнейшем развитии теорий эти недостатки были устранены и обоснованы.

в) модель альтернативных издержек – теория Г.Хаберлер

Отличие от предыдущей теории заключается в том, что введены ограничения по производственным возможностям.

Пример:

Допустим мировая экономика состоит из 2-х стран: США и Бразилии. Каждая страна может производить два товара, т.е. к каждой стране имеются ресурсы и для производства пшеницы и для производства кофе. Но т.к. ресурсы ограничены, то и ограничены производственные возможности. Но запасы ресурсов рассматриваемых стран различны, следовательно, и различны производственные возможности этих стран. Если США будут тратить все имеющиеся ресурсы только на производство пшеницы, то они смогут произвести 30 тыс. тонн, а Бразилия при таких же условиях – 20 тыс. тонн. Но на кривую производственных возможностей влияет не только наличие ресурсов, но эффективность их использования. Это влияет на наклон кривой производственных возможностей.

Экономические ресурсы и эффективность их использования позволит производить, тыс.т.:

США Бразилия
Пшеница Кофе Пшеница Кофе
       

 

       
   

 

 


Если конкретное производство находиться ниже кривой производственных возможностей, то это означает, что ресурсы данной страны используются не полностью. Точка конкретного потребления может находиться выше кривой производственных возможностей:

1) при расширении ресурсной базы;

2) при повышении эффективности использования имеющихся ресурсов;

3) в условия внешней торговли.

До международной специализации каждая страна может производить и кофе и пшеницу, конкретное производство будет зависеть от спроса и предложения на эти товары, но оно должно обязательно лежать на кривой производственных возможностей. Потребление до специализации будет равно производству. Спрос и предложение на рынке США составляет 18 тыс. тонн пшеницы и 12 тыс. тонн кофе, В Бразилии – 8 тыс. тонн пшеницы и 4 тыс. тонн кофе.

В условиях международной специализации необходимо выбрать объект специализации для каждой страны, которая выбирается из сопоставления относительных издержек по каждому товару. В США 1П=1К., т.е. если США хотят увеличить производство пшеницы на 1 ед., то им надо отказаться от производства 1 ед. кофе. Цена пшеницы в Бразилии 1П=2К. Т.к. издержки на пшеницу ниже в США, то США должны специализироваться на пшенице. Производство кофе: в США 1К=1П, в Бразилии 1К=0,5П, следовательно, Бразилия должна специализироваться на кофе.

Для построения кривой торговых возможностей необходимо определить коэффициент международного обмена. США выгодно производить пшеницу по цене, выше чем 1К. Бразилия же выгодно покупать пшеницу по цене ниже, чем 2К, следовательно, коэффициент международного обмена должн быть 1К£1П£2К. Конкретное значение этого коэффициента зависит от спроса и предложения на мировом рынке.

Принцип сравнительных преимуществ – совокупный объем производства будут выше тогда, когда каждый товар будет производиться в той стране, в которой ниже экономические издержки.

До специализации совокупный объем производства составил по пшенице 18+8=26 тыс. тонн, после специализации 30 тыс. тонн; по кофе до специализации 12+4=16 тыс. тонн, после специализации 20 тыс. тонн.

Выигрыш для каждой страны будет определяться в зависимости от объема экспорта и импорта.

Пшеница: США производит 30 тыс. тонн, а им надо 18 тыс. тонн, следовательно, они могут на экспорт отправить 12 тыс. тонн. Бразилии надо 8 тыс. тонн, следовательно, США 4ед. могут:

а) оставить у себя;

б) экспортировать в Бразилию;

в) распределить между 2-мя странами.

Объем экспорта США должен находиться в диапазоне 8-12 тыс. тонн.

По кофе аналогично. Объем экспорта Бразилии должен находиться в диапазоне 12-16 тыс. тонн.

 

Показатель США Бразилия
пшеница кофе пшеница кофе
Производство до специализации Потребление до специализации Производство после специализации экспорт импорт Потребление после специализации: а) за счет внутреннего производства б) за счет импорта в) общее Выигрыш от специализации -10       -14  

г) теория Хекшера – Олина – Самуэльсона.

Отличие от предыдущих теорий заключается в том, что учтены отмеченные выше недостатки.

Согласно теории страна должна экспортировать тот товар на производство которого она имеет преимущества по факторам производства, т.е. если страна имеет преимущество по капиталу, она должна специализироваться на производстве капиталоемкой продукции, если имеет преимущества по фактору производства – труд, то должна специализироваться на производстве трудоемкой продукции, а если большие площади, то на животноводстве.

д) парадокс В.Леонтьева.

На основе исследования более 100 отраслей экономики США В.Леонтьев проверил на практике предыдущую теорию и пришел к выводу, что, не смотря на то, что США имеют преимущества по капиталу, они экспортируют не капиталоемкие товары, а трудоемкие. Дальнейшие исследования показали, что если фактор – труд разбить на подфакторы: высококвалифицированные труд и низкоквалифицированный труд, то США имеют преимущества по высококвалифицированному труду (производительность труда выше, чем в других странах). Для производства высокотехнологичной продукции требуется высококвалифицированные труд, т.о. США экспортируют наукоемкую продукцию.

2)

На внешний рынок необходимо выходить в конце II стадии ЖЦТ, т.е. стадии активного роста.
Теория жизненного цикла товаров

 
 

 

 


3) Неотехнологическая теория.

На внешний рынок нужно выходить в точке 0 с товарами-новинками, как только на внешнем рынке появиться конкурент или товары-аналоги или товары-заменители фирма должна перейти на внутренний рынок. Для обеспечения преимуществ (чтобы создать товары-новинки) необходима государственная поддержка инновационной деятельности. Эта теория широко используется в США.

4) Теория конкурентных преимуществ Майкла Потнера. В основе лежит ромб конкурентных преимуществ.

Преимущества от мировой торговли

1. Эффективнее используются мировые ресурсы, т.е. при международной специализации совокупный объем производства (мирового) выше, чем сумма производства всех стран до специализации при одних и тех же ресурсах.

2. Каждая страна в условиях международной торговли потребляет больше, чем до специализации, т.к. кривя торговых возможностей находиться выше, чем кривая производственных возможностей.

3. У потребителя появляется возможность выбора из более широкого ассортимента.

4. Обострение конкуренции в условиях мировой торговли ведет к экономическому росту и ускорению НТП.

 

Типы внешнеторговых политик

В зависимости от степени вмешательства государства во внешнюю торговлю различают:

1. Политику свободной торговля (предполагает минимальное государственное вмешательство во внешнюю торговлю);

2. Протекционистская политику (предполагает жесткое вмешательство государства);

3. Умеренная политику.

В чистом виде ни одна политика на практике не встречается.

Критериями отнесения политики к тому или иному типу служат:

1. размер импортной пошлины;

2. удельный вес квотируемых товаров.

 

Тип политики Средний размер импортной пошлины, % Удельный вес квотируемых товаров, %
Политика свободной торговли £ 10 £ 25
Протекционистская политика ³ 25 ³50
Умеренная политика 10,1 – 24,9 25,1 – 49,9

 

Россия проводит умеренную политику.

В зависимости от того, какие отрасли во внешнеторговой политике поддерживает государство, различают:

1. экспортно-ориентированную политику – государство с помощью экономических инструментов (льготные кредиты, налоги) поддерживает предприятия, работающие на экспорт;

2. импорто-ориентированную политику - государство с помощью финансовых инструментов поддерживает предприятия, которые производят продукцию ранее поступающую по импорту. Эта политика ухудшает торговые условия стран торговых партнеров, поэтому ее применение ограниченно;

3. дуалистическая политика - вся экономика делиться на 2-а сектора – с/х и прочие – государство осуществляет поддержку только одного сектора, в котором выше оплата труда, выше производительность труда, фондоемкость

Тарифные инструменты торговой политики

На рис. представлена классификация инструментов торговой политики, которые использует государство для регулирования внешнеэкономической деятельности. Все инструменты делятся на 2 группы: тарифные и нетарифные. К тарифным инструментам относят таможенные пошлины и таможенные сборы. Таможенная пошлина – это государственный денежный сбор (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе (вывозе) товара на (с) таможенную территорию и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза (вывоза). В табл.5.6. представлена классификация таможенных пошлин.

Таблица 5.6. - Виды таможенных пошлин

 

Классификационный признак Виды таможенных пошлин
По объекту обложения импортные экспортные транзитные
По способу взимания адвалорные специфические комбинированные
По характеру сезонные антидемпинговые компенсационные
По происхождению автономные конвенционные преференциальные
По типам ставок постоянные переменные -
По способу вычисления номинальные Эффективные (реальные) -

Функции таможенных пошлин:

1. Фискальная. Эту функцию выполняют и экспортные и импортные пошлины. Обычно на долю таможенных пошлин в Государственном бюджете приходится до 20%. В России, ввиду использования не только импортных, но и экспортных пошлин эта величина в 2007г. составила 40% бюджета;

2. Защитная. Эту функцию выполняют импортные пошлины. Введение импортных пошлин позволяет защищать национального производителя от иностранной конкуренции. Введение экспортных пошлин косвенно может защищать национального потребителя от дефицита.

3. Балансировочная. Эту функцию выполняют антидемпинговые и компенсационные пошлины. Эти пошлины используются для выравнивания внешних и внутренних цен. Антидемпинговые и компенсационные пошлины чаще используются как скрытые инструменты регулирования внешней торговли, т.к. на практике цель их введение не выравнивание цен и не фискальная функция, а не добросовестная конкуренция и ответная мера. Их цель – начать процедуру введения этих пошлин, и дать передышку национальным производителям (средство давления). Антидемпинговые пошлины предназначены для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам.

В международной практике под демпинговой ценой понимают цену реализации в стране-импортере, которая ниже внутренней цены в стране-производителе. Разница между этими ценами является основой формирования антидемпинговой пошлины. Компенсационные пошлины устанавливаются на импорт, в случае если при производстве этого товара в стране-экспортере с целью развития экспорта или замещения импорта использовались государственные субсидии. Использование субсидий приводит к искусственному занижению затрат и цен на экспортируемые товары. Размер компенсационной пошлины определяется величиной субсидии. В рамках ВТО действует правило использования компенсационных пошлин в течение 15 лет даже после прекращения субсидирования.

Виды таможенных пошлин

1. В зависимости от направленности перемещения товаров таможенные пошлины подразделяются на экспортные (ввозные), импортные (вывозные) и транзитные. В мировой практике регулирование экспорта с помощью экспортных пошлин используется крайне редко, устав МВФ и ВТО запрещает (не рекомендует) их использование. Транзитные пошлины тоже используются редко. Импортные пошлины предназначены для решения следующих задач:

ü защита национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

ü оптимизации соотношения между экспортом и импортом;

ü пополнение доходной части бюджета;

ü создание условий для изменений в структуре производства.

Цели применения экспортных пошлин:

ü ограничение вывоза товаров, необходимых для национальной экономики;

ü сдерживание вывоза сырьевых товаров;

ü пополнение доходной части бюджета;

ü регулирование мировых цен и цен в стране импортере.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, провозимых через территорию страны. В России они полностью отсутствуют. Для расчета величины таможенных пошлин используются ставки таможенных пошлин.

2. В зависимости от способа исчисления ставки таможенных пошлин подразделяются на адвалорные, специфические и смешанные.

Адвалорные пошлины – пошлины, которые задаются в % от таможенной стоимости товара. Проблемой их использования является необходимость оценки таможенной стоимости товара и потери бюджета при снижении цены товара.

Специфические (фиксированные) пошлины – пошлины, которые задаются в виде денежной суммы за единицу товара. Используются для стандартизованных товаров. Недостатком использования таких пошлин является то, что при росте цены товара падает уровень защиты рынка.

Смешанные пошлины – пошлины, которые задаются в % от таможенной стоимости товара и ограничиваются максимальной (минимальной) фиксированной суммой.

Для снижения величины пошлины занижают таможенную стоимость товара или относят товар к другой товарной группе. Такой импорт носит понятие «серый импорт» Как правило, каждая страна для одной и той же товарной группы использует шкалу ставок пошлин, чаще это:

- Базовая (предельная) ставка– пошлина, которая используется для группы стран торговых партнеров которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования (РНБ); ее еще называют договорной или конвенционной пошлиной.

- Повышенная (односторонняя) пошлина – пошлина, которая используется для стран, с которыми не заключены торговые соглашения РНБ или не известна страна происхождения товара (базовая ставка увеличена в два раза); пошлины могут быть разными для разных стран

- Пониженная (преференциальная) пошлина – пошлина, которая используется для стимулирования экспорта продукции обрабатывающей промышленности из развивающихся стран. Для наименее развитых стран могут применяться и нулевые ставки.

Переменные ставки изменяются при изменении уровня мировых цен, объема импорта, уровня государственных субсидий.

В реальной ставке учитываются пошлины, накладываемые импорт промежуточных товаров, а в номинальной не учитываются. Предметом переговоров в конфликтных ситуациях являются реальные ставки.

Виды таможенных сборов

Таможенные сборы представляют собой плату за таможенные услуги и перечисляются в федеральный бюджет. Для большинства таможенных сборов применяются адвалорные ставки. Ставка дифференцирована в зависимости от валюты платежа. Специфические ставки привязаны к размеру МРОТ. В Таможенном кодексе перечень видов таможенных сборов не закрыт, т.к. не возможно заранее предусмотреть появление новых видов услуг. Основные таможенные сборы взимаются:

за выдачу лицензий таможенными органами и за возобновление действия лицензий;

за таможенное оформление товаров (0,05-0,15 %);

марочный сбор;

за хранение товаров;

за таможенное сопровождение товаров (10-20 МРОТ);

за участие в таможенных аукционах;

за санитарную обработку;

за пломбирование;

за право вывоза со склада таможни и др.

Нетарифные методы регулирования внешней торговли

Помимо таможенных пошлин в мире действует более 50 различных способов нетарифного ограничения внешней торговли. Эти инструменты относятся к административным методам регулирования внешней Отличия нетарифных инструментов от тарифных:

ü Нетарифные методы регулирования внешней торговли не являются дополнительным налоговым бременем на потребителя;

ü Нетарифные методы часто используется как метод давления при ведении торговых переговоров;

ü Носят более ограничительный характер, более удобны в достижении конечного результата;

ü Нетарифные методы являются «невидимыми» барьерами. Даже если они количественные, они «невидимы», т.к. косвенно увеличивают цену товара;

ü Нетарифные методы в меньшей степени регулируются международными организациями и соглашениями

 


 

 

Рис. 4 - Инструменты торговой политики

Всю совокупность нетарифных методов можно разделить на три категории. К первой относятся меры прямого ограничения, ко второй – скрытые, к третьей – финансовые. К первой категории относят квотирование и лицензирование. С помощью лицензирования осуществляется государственная монополия на экспорт и импорт. Лицензирование предполагает, что государство (Министерство экономического развития и торговли) выдает разрешения на внешнеторговые операции определенными товарами. Основные виды лицензий: генеральная и разовая. Лицензирование тесно взаимодействует с количественными ограничениями – квотами. Квотирование осуществляется через разовые лицензии. Квоты делятся на:

- Экспортные и импортные;

- Товарные, региональные и общие.

По способу задания могут быть в натуральных, стоимостных измерителях (ограничение суммой называется контингентированием) и в % от производства.

Импортная квота – количество товара, разрешенное для ввоза. Цели:

ü Защита национального производителя. Обеспечение национальному потребителю заданной доли рынка лучше достигается путем использования импортных квот, а не импортных пошлин.

ü Политические. Иногда в этих целях вообще запрещают импорт – эмбарго.

Экспортная квота – количество товара, разрешенного для вывоза. Используются, когда цены на внутреннем рынке ниже, чем на мировом. Россия осуществляет квотирование экспорта в связи с международными обязательствами по карбиту кремния, нитрату аммония, необработанного алюминия, текстильным изделиям и др. Цели:

ü Предотвращение истощения ресурсной базы.

ü Повышение мировых цен.

ü Повышение цен в стране-импортере.

ü Предотвращение дефицита на внутреннем рынке.

Специфический вид квотирования, который полностью запрещает торговлю, называют эмбарго.

«Добровольное» ограничение экспорта используется экспортерами для предотвращения торговых воин. Соглашение о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен навязывается ведущими западными странами более слабым экспортерам.

Получение специального разрешения на экспорт используется для стратегических товаров и продукции двойного назначения, драгоценных металлов и камней.

Сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, радиационным, экологическим стандартам и требованиям. Требования о содержании местных компонентов, требования к маркировке и этикетированию товара, соответствие стандартам используются для ограничения импорта путем предъявления «завышенных» требований к импортной продукции и могут серьезно осложнить ввоз товаров.

К финансовым методам относят: валютные ограничения и валютный контроль и различные формы стимулирования и поддержки экспорта. Основными формами государственного стимулирования экспорта являются: финансовая поддержка, налоговое стимулирование, льготные кредиты, страхование экспортных операций. таможенно-тарифное стимулирование (отсрочка уплаты пошлин и налогов), содействие экспортерам (информационное, консультационное, маркетинговое, техническое). Субсидирование экспорта осуществляется в основном в определенных секторах международной торговли (для форсирования сбыта сельскохозяйственных и капиталоемких товаров (авиатехника, суда).

Акцизный налог тоже относится к нетарифным методам, так называемый паратарифный метод. Акциз взимается с импортируемых товаров. Номенклатура импортных подакцизных товаров и отечественных одинакова. Налогооблагаемой базой является таможенная стоимость с таможенной пошлиной и сбором за таможенное оформление.

В настоящее время международная практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешней торговли.

Всемирная торговая организация (ВТО)

ВТО начала свою деятельность в 1995г. Место расположения: Женева. Бюджет примерно 130 млн.долл. ВТО является правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговли (ГАТТ, GATT), существовавшего с 1947 по 1995г. ВТО представляет собой пакет соглашений, которые регулируют мировую торговлю товарами и услугами. ВТО это система правил и норм, направленных на поощрение открытой и справедливой конкуренции. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализации мировой торговли и обеспечение справедливых условий конкуренции. К основным многосторонним соглашениям относят: многосторонние соглашения по торговле товарами, генеральное соглашение по торговли услугами (ГАТС), соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), соглашение по правилам и процедурам, регулирующим разрешение споров.

По состоянию на конец 2008г. полноправными участниками явились 153 страны. Еще 30 стран, в т.ч. Россия, и 60 международных организаций носят статус наблюдателя. Страна, вступающая в ВТО, должна принять все достигнутые в рамках организации договоренности без каких-либо исключений, и, соответственно, отразить их в национальном законодательстве.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:

ü взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле на недискриминационной основе;

ü стабильность и предсказуемость условий торговли;

ü регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

ü отказ от использования количественных и иных ограничений;

ü разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров;

ü предоставление льгот для наименее развитых стран и т.д.

За последние 50 лет тарифные и нетарифные барьеры входа на национальные рынки значительно понизились. Договоренности Уругвайского раунда пока еще полностью не реализованы. Средний уровень применяемых тарифов остается сравнительно высоким даже в наиболее влиятельных в ВТО: США – 5,7%, ЕС – 6,9%, Япония – 6,5%, Канада – 7,2%. «Раунд тысячелетия» (Катар, 2001г.) продолжил политику смягчения режимов доступа на национальные рынки и внес новые темы для обсуждения – взаимосвязь между торговлей и инвестициями, торговлей и защитой окружающей среды, торговлей и конкуренцией. В планах ВТО – устранение к 2015г. тарифов на потребительские и промышленные товары. По сельскохозяйственным товарам снижение с 62% до 15%, снижение субсидий агрокомплексу на 60%.

С февраля 1994г. Россия начала переговоры об условиях вступления в ГАТТ. Позиции, которые отстаивает Россия при вступлении в ВТО:

ü Постепенное открытие рынка;

ü Использование пиковых тарифов;

ü Право на поддержку и субсидирование сельского хозяйства;

ü Средний уровень тарифных ставок должен соответствовать уровню ВТО, но с учетом пересчета специфических и других барьеров;

ü Жесткое следование принципам эслокации тарифных ставок и эффективного тарифа для защиты рынка готовой продукции;

ü Ограничение доступа иностранных фирм на рынки услуг;

ü Дифференциация тарифных ставок с шагом менее пяти и др.

Процедура присоединения сложна и состоит из ряда этапов. Россия прошла все этапы (переговоры на двустороннем уровне со всеми членами, приведение национального законодательства к соглашениям Уругвайского раунда) и находится на завершающем – консенсус. Проблема подписания соглашения с Грузией остается открытой. На протяжении всего периода ведения переговоров о вступлении России в ВТО ведутся дискуссии по последствиям вступления. На сегодняшний момент вступление более выгодно членам ВТО, чем России. В табл.5.7. представлены выгоды и ущербы с которыми столкнется Россия, став членом ВТО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: