Диагностика. Эффективность коррекционного воздействия в устранении нарушений произносительных дефектов у детей с дислалией зависит в первую очередь от правильности

Эффективность коррекционного воздействия в устранении нарушений произносительных дефектов у детей с дислалией зависит в первую очередь от правильности диагностики этих речевых нарушений.

Диагностическое обследование включает в себя обследование состояния звукопроизношения, которое строится с учетом структуры произносительных дефектов. При дислалии, наряду с изучением умения произношения звуков и состоянием сформированности фонематического восприятия, обследуется состояние артикуляционной базы: строения органов артикуляции и речевой моторики.

Поэтому обследование звукопроизношения включает в себя обследование:

- речевой моторики, то есть состояние мимической, жевательной мускулатуры, строение, анатомические особенности и подвижность органов артикуляции;

- речевого дыхания;

- состояния органов голосообразования;

- непосредственно произношение звуков по общепринятой методике.

Таким образом, структура обследования звукопроизношения определяется структурой самих дефектов произношения.

При дислалии несформированными оказываются специфические движения органов артикуляции, или фонематический слух, либо имеются негрубые дефекты в строении органов речевого аппарата.

Обследование состояния двигательных функций артикулярного аппарата начинать следует с наблюдения за состоянием мимической и жевательной мускулатуры: сначала в состоянии покоя, а затем при выполнении различных движений. В состоянии покоя отличают следующее: выраженность носогубных складок, их симметричность; характер линии губ и плотность их смыкания; наличие или отсутствие насильственных движений (гиперкинезов). Обследование проводиться при различных нагрузках и многократном повторении.

При обследовании состояния мимики ребенка дается общая характеристика: живая, вялая или напряженная мимика; отсутствие мимики – амимия, гримасничанье, дифференцированная и недифференцированная мимика. При этом отмечается качественная сторона каждого движения, его полноценность или неполноценность. При неполноценности выполнения фиксируется время включения в движение, его истощаемость, изменение его темпа и плавности, объем, а также появление синкинезий.

Для изучения состояния мимической, а также жевательной мускулатуры в движении в игровой форме выполняются следующие упражнения:

- нахмурить брови – «гнев»;

- поднять брови – «удивление»;

- слегка сомкнуть веки;

- прищурить глаза – «яркое солнце»

- закрыть глаза (оба, попеременно левый, правый);

- плотно сомкнуть веки – «стало темно»;

- оскалить зубы;

- сжать зубы;

- придать губам такое положение, как при игре на духовом инструменте;

- надуть щеки (обе попеременно левую, правую);

- втянуть щеки;

- открывание и закрывание рта;

- рот полуоткрыт, широко открыт, закрыт;

- имитация жевания.

Перед тем как перейти к обследованию моторики артикуляционного аппарата, необходимо отметить особенности строения органов артикуляции и дефекты анатомического характера:

- Губы: толстые, мясистые, короткие, малоподвижные;

- Зубы: неправильный прикус и посадка зубов (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков, с промежутками, отсутствие резцов).

- Язык: наличие массивной и короткой подъязычной связки; язык большой, узкий;

- Твердое небо: узкое, готическое, плоское;

- Мягкое небо: короткое мягкое небо, раздвоенный мягкий язычок, его отсутствие;

При обследовании артикуляционной моторики как при дислалии оценивается сила артикуляционных отношений движений (слабые, сильные), точность, переключаемость (медленная, быстрая). Отмечается быстрота формирования артикуляционного уклада и длительность удержания позы.

Упражнения для обследования артикуляционной моторики используются аналогичные упражнениям для изучения двигательных функций речевого аппарата у детей с дислалией:

- Движения губ: смычка, оскал, вытягивание вперед;

- Движение языка: вперед – назад, вверх – вниз, вправо – влево, распластывание языка, высовывание языка «жалом»;

- Состояние мягкого неба: поднимание небной зановесочки при энергичном произнесении [а], наличие или отсутствие утечки воздуха через нос при произнесении гласных звуков, равномерности утечки, наличие или отсутствие глоточного рефлекса (появление рвотных движений при легком прикосновении шпателем к мягкому небу).

Задания для изучения артикуляционной моторики могут быть в виде следующих статических и динамических упражнений:

«Лопатка» («Блинчик») – сделать язык широким и распластанным;

«Жало» («Иголочка») – сделать язык узким, напряженным;

«Оближи губки» - облизать поочередно верхнюю, нижнюю губы.

«Вкусное варенье» - облизывать верхнюю губу широким кончиком языка сверху вниз.

«Качели» - потянуться языком к носу, подборку, чередуя этиположения;

«Лошадка» - пощелкать языком, ме6няя темп и громкость;

«Жало – Лопатка» - чередовать положения в конфигурации языка«Жало» и «Лопатка»;

«Заборчик» - делать широкую улыбку, обнажающую зубы;

«Трубочка» - вытянуть губы в трубочку;

«Заборчик – Трубочка» - чередовать положения губ «заборчик» и«трубочка».

Выдвинуть вперед челюсть, затем оттянуть челюсть назад.

В случаях с дислалией при тщательном обследовании артикуляционной моторики, поскольку ее достаточное развитие является одним из важнейших условий правильного формирования звукопроизношения, можно встретить трудности в удержании артикуляционной позы языка, его беспокойство, гиперкинезы, тремор, саливация, т.е. легкую симптоматику дизартрии.

В результате обследования должно быть выявлено умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи при этом следует отмечать недостатки звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков – при изолированном произнесении, в словах, во фразах. Кроме того, важно выяснить, как ребенок произносит слова разной слоговой структуры, имеется ли перестановка или выпадение звуков и слогов.

Для обследования произношения звуков в словах необходим набор специальных предметных картинок. Названия предметов, изображенных на картинках, должны представлять собой слова различного слогового и звукового состава, многосложные, со стечением согласных, с исследуемыми звуками, занимающими различное местоположение. Самым простым способом выявления у ребенка умения произносить те или иные звуки речи является такой: малышу предъявляются для названия картинки, где изображены предметы, в названиях которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в стечении с согласным. Например, при проверке произнесения звука к предлагаются следующие картинки: мак, комната, ветка.

Если у ребенка не получается звук в слове, ему предлагают произнести то же слово отраженно (вслед за логопедом), а также слоги с этим звуком – прямые и обратные.

Как правило, подобного обследования оказывается достаточно, чтобы выявить отклонения в звукопроизношении. Однако можно встретиться с таким случаем, когда в каком-то одном слове ребенок произносит звук правильно, а в самостоятельной речи искажает или заменяет другим. Поэтому важно также проверить, насколько правильно он произносит проверяемый звук во фразовой речи. Для этого ребенку надо предложить произнести подряд несколько фраз, в которых бы как можно чаще повторялся исследуемый звук. Хорошо для этой цели использовать пословицы, поговорки, потешки.

При обследовании состояния звукопроизношения особое внимание нужно обращать еще и на то, не смешивает ли ребенок фонемы и не заменяет ли их в речи (словах, фразах).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: