Эффективность коррекционного воздействия в устранении нарушений произносительных дефектов у детей с дислалией зависит в первую очередь от правильности диагностики этих речевых нарушений.
Диагностическое обследование включает в себя обследование состояния звукопроизношения, которое строится с учетом структуры произносительных дефектов. При дислалии, наряду с изучением умения произношения звуков и состоянием сформированности фонематического восприятия, обследуется состояние артикуляционной базы: строения органов артикуляции и речевой моторики.
Поэтому обследование звукопроизношения включает в себя обследование:
- речевой моторики, то есть состояние мимической, жевательной мускулатуры, строение, анатомические особенности и подвижность органов артикуляции;
- речевого дыхания;
- состояния органов голосообразования;
- непосредственно произношение звуков по общепринятой методике.
Таким образом, структура обследования звукопроизношения определяется структурой самих дефектов произношения.
|
|
При дислалии несформированными оказываются специфические движения органов артикуляции, или фонематический слух, либо имеются негрубые дефекты в строении органов речевого аппарата.
Обследование состояния двигательных функций артикулярного аппарата начинать следует с наблюдения за состоянием мимической и жевательной мускулатуры: сначала в состоянии покоя, а затем при выполнении различных движений. В состоянии покоя отличают следующее: выраженность носогубных складок, их симметричность; характер линии губ и плотность их смыкания; наличие или отсутствие насильственных движений (гиперкинезов). Обследование проводиться при различных нагрузках и многократном повторении.
При обследовании состояния мимики ребенка дается общая характеристика: живая, вялая или напряженная мимика; отсутствие мимики – амимия, гримасничанье, дифференцированная и недифференцированная мимика. При этом отмечается качественная сторона каждого движения, его полноценность или неполноценность. При неполноценности выполнения фиксируется время включения в движение, его истощаемость, изменение его темпа и плавности, объем, а также появление синкинезий.
Для изучения состояния мимической, а также жевательной мускулатуры в движении в игровой форме выполняются следующие упражнения:
- нахмурить брови – «гнев»;
- поднять брови – «удивление»;
- слегка сомкнуть веки;
- прищурить глаза – «яркое солнце»
- закрыть глаза (оба, попеременно левый, правый);
- плотно сомкнуть веки – «стало темно»;
- оскалить зубы;
- сжать зубы;
- придать губам такое положение, как при игре на духовом инструменте;
|
|
- надуть щеки (обе попеременно левую, правую);
- втянуть щеки;
- открывание и закрывание рта;
- рот полуоткрыт, широко открыт, закрыт;
- имитация жевания.
Перед тем как перейти к обследованию моторики артикуляционного аппарата, необходимо отметить особенности строения органов артикуляции и дефекты анатомического характера:
- Губы: толстые, мясистые, короткие, малоподвижные;
- Зубы: неправильный прикус и посадка зубов (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков, с промежутками, отсутствие резцов).
- Язык: наличие массивной и короткой подъязычной связки; язык большой, узкий;
- Твердое небо: узкое, готическое, плоское;
- Мягкое небо: короткое мягкое небо, раздвоенный мягкий язычок, его отсутствие;
При обследовании артикуляционной моторики как при дислалии оценивается сила артикуляционных отношений движений (слабые, сильные), точность, переключаемость (медленная, быстрая). Отмечается быстрота формирования артикуляционного уклада и длительность удержания позы.
Упражнения для обследования артикуляционной моторики используются аналогичные упражнениям для изучения двигательных функций речевого аппарата у детей с дислалией:
- Движения губ: смычка, оскал, вытягивание вперед;
- Движение языка: вперед – назад, вверх – вниз, вправо – влево, распластывание языка, высовывание языка «жалом»;
- Состояние мягкого неба: поднимание небной зановесочки при энергичном произнесении [а], наличие или отсутствие утечки воздуха через нос при произнесении гласных звуков, равномерности утечки, наличие или отсутствие глоточного рефлекса (появление рвотных движений при легком прикосновении шпателем к мягкому небу).
Задания для изучения артикуляционной моторики могут быть в виде следующих статических и динамических упражнений:
«Лопатка» («Блинчик») – сделать язык широким и распластанным;
«Жало» («Иголочка») – сделать язык узким, напряженным;
«Оближи губки» - облизать поочередно верхнюю, нижнюю губы.
«Вкусное варенье» - облизывать верхнюю губу широким кончиком языка сверху вниз.
«Качели» - потянуться языком к носу, подборку, чередуя этиположения;
«Лошадка» - пощелкать языком, ме6няя темп и громкость;
«Жало – Лопатка» - чередовать положения в конфигурации языка«Жало» и «Лопатка»;
«Заборчик» - делать широкую улыбку, обнажающую зубы;
«Трубочка» - вытянуть губы в трубочку;
«Заборчик – Трубочка» - чередовать положения губ «заборчик» и«трубочка».
Выдвинуть вперед челюсть, затем оттянуть челюсть назад.
В случаях с дислалией при тщательном обследовании артикуляционной моторики, поскольку ее достаточное развитие является одним из важнейших условий правильного формирования звукопроизношения, можно встретить трудности в удержании артикуляционной позы языка, его беспокойство, гиперкинезы, тремор, саливация, т.е. легкую симптоматику дизартрии.
В результате обследования должно быть выявлено умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи при этом следует отмечать недостатки звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков – при изолированном произнесении, в словах, во фразах. Кроме того, важно выяснить, как ребенок произносит слова разной слоговой структуры, имеется ли перестановка или выпадение звуков и слогов.
Для обследования произношения звуков в словах необходим набор специальных предметных картинок. Названия предметов, изображенных на картинках, должны представлять собой слова различного слогового и звукового состава, многосложные, со стечением согласных, с исследуемыми звуками, занимающими различное местоположение. Самым простым способом выявления у ребенка умения произносить те или иные звуки речи является такой: малышу предъявляются для названия картинки, где изображены предметы, в названиях которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в стечении с согласным. Например, при проверке произнесения звука к предлагаются следующие картинки: мак, комната, ветка.
|
|
Если у ребенка не получается звук в слове, ему предлагают произнести то же слово отраженно (вслед за логопедом), а также слоги с этим звуком – прямые и обратные.
Как правило, подобного обследования оказывается достаточно, чтобы выявить отклонения в звукопроизношении. Однако можно встретиться с таким случаем, когда в каком-то одном слове ребенок произносит звук правильно, а в самостоятельной речи искажает или заменяет другим. Поэтому важно также проверить, насколько правильно он произносит проверяемый звук во фразовой речи. Для этого ребенку надо предложить произнести подряд несколько фраз, в которых бы как можно чаще повторялся исследуемый звук. Хорошо для этой цели использовать пословицы, поговорки, потешки.
При обследовании состояния звукопроизношения особое внимание нужно обращать еще и на то, не смешивает ли ребенок фонемы и не заменяет ли их в речи (словах, фразах).