| Темы для самос тояель ной работы | Кол-во часов | План изучаемой темы | Методичес кое обеспечение | Форма самос тоя тель ной работы | Ключевые вопросы | Формирование умений и навыков (компетенций) | Форма отчетнос ти |
| Системный взгляд на методологию | Основные подходы; методология; терминология и представители; используемый терминологический аппарат. | Курилов В.В. Теория и методология в науке о литературе / В.В. Курилов. – Ростов/Д.: РГУ, 1985 | Чтение и конспектировнание литературы | Соотношение методологических школ и направлений | Соотнесение знаний по истории и литературоведению; систематизация сведений | Беседа на семинаре | |
| Литературоведческая терминология в динамике | Основные термины, предложенные к практическим занятиям; их динамика; изменение содержания понятия за полвека. | Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Intrada, 2008; Словарь литературоведческих терминов / под ред. Тимофеева, Тураева | Чтение, сравнение и конспектирование | Терминология основных школ. Её динамика. | Сравнительно-сопоставительная работа с содержанием терминологического аппарата | Беседа на семинаре, ответ на зачете | |
| Классики семиотики | Уровни и смыслы чтения. План означающего и означаемого. Понятие знака. Многоосмысленное толкование | Пирс Ч.С. Логические основания теории знаков. – СПб.:СПбГ, 2000 Барт Р. Удовольствие от текста // Р. Барт. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1989. | Чтение, конспектирование, выделение основных тезисов | Знак – концепт – денотат; Денотат – сигнификат – экспонент – интерпретант | Освоение терминологического аппарата, выделение главных тезисов и системы их доказательств в критической литературе | Беседа на коллоквиуме | |
| Теоретико-информационный подход к тексту | Основные труды исследователей, придерживающихся теоретико-информационного подхода; классические тексты как объект интерпретации | Гордезиани Р.В. Проблемы гомеровского эпоса; Андреев Ю.В.: Поэзия мифа и проза истории. Глава 3. Кто разрушил Илион? - Кучкин В.А. XI век в "Слове о полку Игореве" // Мир истории. - № 4, 2000 | Выделение информационных «блоков», соотнесение литературного текста и исторического знания | «Илиада» как источник сведений о Троянской войне»; исторические факты в «Слове о полку Игореве» | Выделение главных тезисов и системы их доказательств в критической литературе; соотнесение знаний по истории и литературоведению; систематизация сведений | Беседа на семинаре, ответ на зачете | |
| Психологические исследования литературы | Теория образа Х.Эренфельса; соотношение мысли и языка, образа и слова; внутренняя форма слова | Потебня А.А. Мысль и язык // Теория литературы: История русского и зарубежного литературоведения: хрестоматия / сост. Н.П. Хрящева. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – С. 56 – 67. | Чтение, конспектирование, выделение основных тезисов | Терминология психологической школы литературоведения. Основные идеи Эренфельса, Потебни и др. | Выделение главных тезисов и системы их доказательств в критической литературе; соотнесение знаний по истории и литературоведению; систематизация сведений | Беседа на семинаре, ответ на зачете | |
| Герменевтический подход | Основные положения и идеи А.В. Михайлова; Возможности трактовок романтических текстов и произведений эпохи бидермайера | Михайлов А.В. Надо учиться обратному переводу // А.В. Михайлов. Обратный перевод. – М.: Языки русской культуры, 2000. | Чтение, конспектирование, выделение основных тезисов | Толкование, интерпретатор, понимание, смысл и значение. | Выделение главных тезисов; конспектирование; соотнесение знаний по истории и литературоведению | Коллоквиум | |
| Текстология | Основные проблемы текстологии; рукопись и канон; варианты | Лихачев Д.С. Текстология. – М.: Изд-во АН СССР, 1962, или СПб., 2001; Чудакова М.О. Рукопись и книга. – М.: Просвещение, 1986 | Чтение, пересказ | канон текста, варианты, объект изучения | Систематизация знаний; соотнесение знаний по истории и литературоведе нию; систематизация сведений | Письмен ный блиц-опрос по теме | |
| Стиховедение и стиховеды | «Метр и смысл» М.Л. Гаспарова. Основные положения работы. Методология точного литературоведения: стиховедческий анализ в графиках и цифрах. | Гаспаров М.Л. Метр и смысл. Об одном механизме культурной памяти. – М., 1999. Чередниченко В.И. «Ворон» Э.По: Мир как вопрос// Э.А.По. Ворон. – М., 2009. | Конспектирование, выделение общей схемы рассуждений | текст в таблицах и графиках | Освоение терминологического аппарата, выделение главных тезисов и системы их доказательств в критической литературе | Беседа на семинаре, ответ на зачете | |
| Понятие художественного мира произведения | Телесность, пространство, цвет, свет, материал как категории художественного мира | Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу. – М., 1995 - Тюкина С.В. О понятии «поэтическая онтология» // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2002. №6. | Чтение и конспектировнание литературы | Онтология как способ анализа текста. Примеры соответствующих разборов. | Систематизация полученных в ходе изучения курса знаний, практическая самостоятельная работа с материалом | Написание соответствующего фрагмента диссертации | |
| Автор и читатель в художественном тексте | Типы авторского повествования в тексте, творческое перечитвание и его основные виды и принципы.Типы влияния и творческого «перечитывания» | Принципы интерпретации текста. Понятие автора // Европейская поэтика / под ред. Е.А. Цургановой. – М., 2010. Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Б.О. Корман Страницы истории русской литературы. – М., 1971. | Чтение и конспектировнание литературы | Типы влияния и творческого «перечитывания: Клинамен, Тессера, Кеносис, Ааймонизация, Аскесис, Апофрадес | Выделение главных тезисов и системы их доказательств в критической литературе; соотнесение знаний по истории и литературоведению; систематизация сведений | собесдоваие не семинаре |






