Оценка деловой активности и рентабельности предприятия

Определение деловой активности и рентабельности предприятия. Информационная база. Коэффициенты деловой активности и рентабельности. Их экономическое значение, расчетные формулы

В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В контексте управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия этот термин понимается в более узком смысле – как его текущая производственная и коммерческая деятельность.

Деловая активность организации характеризуется широтой рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт; репутацией организации, выражающейся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации; степенью выполнения плановых показателей, обеспечения заданных темпов их роста (снижения); уровнем эффективности использования ресурсов.

Деловую активность предприятия характеризуют показатели оборачиваемости.

Коэффициенты оборачиваемости показывают, сколько раз участвует в обороте данный актив в течение года либо число дней оборота актива.

Чем больше показатель (чем меньше дней оборота), тем меньше ресурсов требуется предприятию и тем больше выручки оно может получить при имеющихся ресурсах.

Для показателей оборачиваемости активов используются следующие показатели:

- коэффициент оборачиваемости активов (скорость обращения активов) (Оа) рассчитывается по формуле:

,

где В – выручка от продаж;

А – активы.

- длительность оборота активов (ДОа) рассчитывается по формуле:

,

где Д – число дней в анализируемом периоде.

Указанные формулы могут использоваться для расчета оборачиваемости других ресурсов предприятия. Для этого вместо показателя активов подставляется стоимость анализируемого ресурса (оборотного актива, дебиторской задолженности и т.п.).

Рентабельность свидетельствует о прибыльности хозяйственной деятельности предприятия в прошедшем периоде и о возможностях его дальнейшего функционирования. Показатели рентабельности практически не подвержены влиянию инфляции, их можно сравнивать со среднеотраслевыми коэффициентами, в динамике, с показателями конкурентов.

Основными показателями рентабельности являются:

- рентабельность активов (капитала) (РА) показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль вложенного в предприятие капитала:

,

где ВБ – валюта баланса;

ЧП – чистая прибыль предприятия.

- рентабельность оборотных активов (РОА) рассчитывается как сумма чистой прибыли, заработанная каждым рублем оборотного капитала:

,

где ОА – средняя величина оборотных активов.

- рентабельность инвестиций (РИ) характеризует долю балансовой прибыли в собственном и долгосрочном заемном капитале:

,

где БП – балансовая прибыль (прибыль до налогообложения);

СК – средняя величина собственного капитала;

ДО – средняя величина долгосрочных обязательств.

- рентабельность продаж (РП) показывает, сколько прибыли приходится на один рубль реализованной продукции:

,

где ПП – прибыль от продаж;

В – выручка от продаж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: