Определение деловой активности и рентабельности предприятия. Информационная база. Коэффициенты деловой активности и рентабельности. Их экономическое значение, расчетные формулы
В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В контексте управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия этот термин понимается в более узком смысле – как его текущая производственная и коммерческая деятельность.
Деловая активность организации характеризуется широтой рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт; репутацией организации, выражающейся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации; степенью выполнения плановых показателей, обеспечения заданных темпов их роста (снижения); уровнем эффективности использования ресурсов.
Деловую активность предприятия характеризуют показатели оборачиваемости.
Коэффициенты оборачиваемости показывают, сколько раз участвует в обороте данный актив в течение года либо число дней оборота актива.
|
|
Чем больше показатель (чем меньше дней оборота), тем меньше ресурсов требуется предприятию и тем больше выручки оно может получить при имеющихся ресурсах.
Для показателей оборачиваемости активов используются следующие показатели:
- коэффициент оборачиваемости активов (скорость обращения активов) (Оа) рассчитывается по формуле:
,
где В – выручка от продаж;
А – активы.
- длительность оборота активов (ДОа) рассчитывается по формуле:
,
где Д – число дней в анализируемом периоде.
Указанные формулы могут использоваться для расчета оборачиваемости других ресурсов предприятия. Для этого вместо показателя активов подставляется стоимость анализируемого ресурса (оборотного актива, дебиторской задолженности и т.п.).
Рентабельность свидетельствует о прибыльности хозяйственной деятельности предприятия в прошедшем периоде и о возможностях его дальнейшего функционирования. Показатели рентабельности практически не подвержены влиянию инфляции, их можно сравнивать со среднеотраслевыми коэффициентами, в динамике, с показателями конкурентов.
Основными показателями рентабельности являются:
- рентабельность активов (капитала) (РА) показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль вложенного в предприятие капитала:
,
где ВБ – валюта баланса;
ЧП – чистая прибыль предприятия.
- рентабельность оборотных активов (РОА) рассчитывается как сумма чистой прибыли, заработанная каждым рублем оборотного капитала:
,
где ОА – средняя величина оборотных активов.
- рентабельность инвестиций (РИ) характеризует долю балансовой прибыли в собственном и долгосрочном заемном капитале:
,
где БП – балансовая прибыль (прибыль до налогообложения);
СК – средняя величина собственного капитала;
ДО – средняя величина долгосрочных обязательств.
- рентабельность продаж (РП) показывает, сколько прибыли приходится на один рубль реализованной продукции:
,
где ПП – прибыль от продаж;
В – выручка от продаж.