Современные подходы к организации финансовой службы предприятия

Управление по центрам ответственности. Аутсорсинг. Преимущества и недостатки использования аутсорсинга бизнес-процессов финансовой службы предприятия.

Центр ответственности – это структурное подразделение компании, менеджер которого несет ответственность за его деятельность.

Любая компания представляет собой иерархию центров ответственности: на низшем уровне, как правило, находятся отделы, которые, в свою очередь, могут входить в состав управлений, управления – в состав департаментов, департаменты – в состав дирекций. Сама компания тоже является центром ответственности с генеральным директором во главе. Центр ответственности использует различные ресурсы (материальные, человеческие, финансовые), получая на входе и на выходе результат в виде продукции, работ или услуг, который берут на вооружение другие центры ответственности или внешнее окружение компании. Эффективность центра ответственности определяется двумя параметрами:

- достижением поставленных целей (как финансовых, так и нефинансовых);

- эффективностью использования ресурсов (соотношение выхода и входа).

При этом наиболее эффективным является центр ответственности, который выполнил поставленные перед ним цели, затратив минимальное количество ресурсов. Эффективность центров ответственности определяет эффективность компании в целом, что в конечном счете отражается на ее положении на рынке, способности создавать стоимость и повышать капитализацию.

В зависимости от сферы влияния менеджера (руководителя) структурного подразделения различают четыре вида центров ответственности:

1. Центр доходов – центр ответственности, менеджер которого контролирует доходы центра и несет за них ответственность.

2. Центр затрат – центр ответственности, менеджер которого контролирует затраты центра и несет за них ответственность.

3. Центр прибыли – центр ответственности, менеджер которого контролирует доходы, затраты и прибыль центра и несет за них ответственность.

4. Центр инвестиций – центр ответственности, менеджер которого контролирует прибыль центра и несет за нее ответственность, а также принимает решения о величине оборотного капитала и капитальных вложениях.

Аутсорсинг – использование фирмой-заказчиком на контрактной основе ресурсов сторонней организации.

Преимущества, которые получает компания при передаче непрофильных функций сторонним организациям:

- рост рентабельности бизнеса, снижение себестоимости функций, передаваемых аутсорсеру (за счет узкой специализации аут- сорсера, которая, с одной стороны, снижает стоимость за счет массовой продажи знаний и умений, а с другой – обеспечивает качество функций за ту же цену из-за конкуренции);

- концентрация усилий на основном бизнесе;

- привлечение чужого опыта (аутсорсер специализируется на определенном виде деятельности и обслуживает большое количество фирм, что позволяет ему разбираться во всех текущих вопросах и использовать наработанный опыт);

- доступ к новейшим технологиям (фирма-аутсорсер имеет больше стимулов и возможностей для приобретения и освоения новых технологий работы, что в рамках отдельного предприятия может быть нерентабельно);

- надежность и стабильность (аутсорсер несет ответственность за выполняемую работу в соответствии с договором на обслуживание и действующим законодательством, а в некоторых случаях наделен правом неразглашения информации о клиенте третьим лицам);

- гибкость масштабов бизнеса (при увеличении (сокращении) масштабов бизнеса предприятию необходимо будет нанимать (сокращать) работников, нести затраты по их обучению и повышению квалификации, оборудованию рабочего места и обновлению программного и профессионального обеспечению, платить налоги с фонда оплаты труда, компенсации при сокращении, и т.д., что требует времени и издержек и ведет к снижению мобильности бизнеса и росту расходов. Для аутсорсера рост или сокращение масштабов бизнеса клиента означает лишь пересмотр стоимости услуг):

- перераспределение ресурсов, ранее задействованных на второстепенных направлениях, большая свобода направления инвестиций в инфраструктуру компании (аутсорсинг снижает необходимость инвестирования в поддержку второстепенных функций и в развитие деятельности, не обеспечивающей основную долю прибыли компании);

- передача ответственности за выполнение конкретной функции (стратегия диверсификации риска между компанией и аутсорсером).

К числу рисков, снижающих эффект от передачи работ и услуг сторонним организациям, относятся:

- увеличение эксплуатационных затрат;

- уменьшение производительности труда в основных видах деятельности;

- потеря контроля над собственными ресурсами, отрыв руководства от части деятельности компании;

- утечка конфиденциальной информации;

- правовые риски;

- опасность вывода за свои пределы слишком многих видов компетенций и лишения части собственных ресурсов и возможностей (в таких случаях компания рискует утратить виды деятельности, которые могут обеспечить ей конкурентные преимущества);

- опасность банкротства аутсорсера (что обусловливает дополнительные проблемы по поиску другого аутсорсера и передаче ему всех дел).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: