Теория спорта в системе профессионального образования

Становление теории спорта как отрасли научно-прикладных знаний тесно сопряжёно с разработкой и введением в действие одноименной дисциплины в системе профессионального образования специалистов. В качестве самостоятельного профилирующего предмета учебных планов институтов физической культуры ряда стран мира эта дисциплина введена на специальных (спортивных или тренерских) факультетах в 1970-х - начале 1980-х гг., чему предшествовало введение менее широкого учебного курса «Основ спортивной тренировки» или «Теории и методики спортивной тренировки». Причины перехода от этого курса к более широкому должны быть понятны из сказанного в предыдущем параграфе главы: первоначально основная исследовательская работа по спортивной проблематике была сосредоточена преимущественно на выявлении закономерностей спортивной тренировки, что находило соответствующее отражение в сфере специального образования, по мере же охвата исследованиями и других проблем, имеющих отношение к общей теории спорта, и дидактической обработки получаемых научно-прикладных материалов появилась возможность перейти к более полному освещению сути спорта и всего, что составляет содержание его общей теории.

В современном виде образовательная дисциплина «Теория спорта» еще не прошла до конца полный цикл формирования. В общем, она строится с охватом основных концептуальных аспектов, определившихся в результате интегративного исследовательского осмысления явлений спорта. Об этих аспектах уже говорилось. В соответствии с ними применительно к образовательным целям предусматривается: обобщенная характеристика сущности спорта, его форм и функций, закономерностей функционирования и развития в обществе, системное рассмотрение собственно соревновательной деятельности спортсмена, содержания и форм его подготовки к спортивным достижениям, последовательное формирование разработанных представлений о принципах, путях и условиях оптимизации спортивной деятельности в интересах личности и общества.

Опираясь на результаты исследований, имеющих отношение к ее содержанию, теория спорта как образовательная дисциплина отображает их обобщенно и с дидактической обработкой. При этом она включает не все, конечно, исследовательские разработки, а, главным образом, неоднократно проверенные на достоверность их результаты с приоритетным вниманием к «устоявшимся», хорошо апробированным концептуальным положениям. Это не значит, что в ее изложении вообще проходят мимо дискуссионных и нерешенных проблем. Им, понятно, уделяется внимание в той мере, в какой это необходимо для формирования профессионального мировоззрения лиц, осваивающих предмет, и приобщения их к исследовательской деятельности [2].

В теории спорта пока немало не вполне разработанных подразделов и недостаточно прочных отдельных «конструкций». Но и в современном виде она играет весьма существенную роль в качестве общепрофилирующей дисциплины системы специального профессионального образования. Ее значимость, как уже отмечено, не только в том, что эта дисциплина синтезирует наиболее обобщенно широкий комплекс научно-теоретических и вместе с тем научно-прикладных профессиональных знаний. Тем самым, она раздвигает и выводит кругозор будущих и действующих специалистов за рамки избранной узкой специализации, помогает осмысливать общую суть деятельности в сфере спорта, находить общий верный подход к уяснению и решению многообразных частных задач, возникающих в практике профессиональной деятельности, что имеет, наряду с прочим, серьезное профессионально-методологическое значение. Образно говоря, в фундаменте профессионального образования обобщающая теория спорта важна и тем, что она служит действеннейшей профилактикой против чрезмерно узкой, односторонней профессиональной специализации, рождающей «однобокого» специалиста, который «за деревьями не видит леса». Давая призму широкого профессионального видения, общая теория способствует соединению в кругозоре специалиста всесторонности и углубленности.

Лекция по теме 2

1. Направления научных исследований

Анализируя те немногочисленные источники, дают нам основания говорить о системе подготовки и соревнований в Древней Греции, с удивлением обнаруживаешь, насколько велики были достижения древних греков в этой области. В поле зрения спортсменов, тренеров, врачей, массажистов, судей и организаторов соревнований самые разнообразные вопросы, относящиеся к подготовке и соревнованиям:

• отбор талантливых атлетов и организация их многолетнего совершенствования;

• обязательное рациональное построение подготовки течение 10 месяцев, предшествовавших играм;

• целенаправленная 30-дневная подготовка непосредственно в Олимпии перед Играми Олимпиады;

• рациональная система нагрузок в четырехдневных тетрадах (микроциклах);

• техника и тактика вида спорта и технико-тактическая подготовка;

• система физической подготовки атлетов;

• разнообразные вспомогательные средства, повышающие эффективность подготовки (отягощения для развития силы, мешки для тренировки в боксе и панкратионе, гири для тренировки в прыжках и т. п.);

• средства психологической подготовки, стимуляции работоспособности и восстановления;

• совершенствование правил соревнования, обеспечение объективности судейства, применение технических средств в процессе соревнований (достаточно сложные системы для старта в беге, сонных соревнованиях);

• совершенствование спортивного инвентаря (копье, диск, гири для прыжков, колесницы, перчатки для бокса и т. п.);

• обеспечение совместной работы спортсмена, тренера, врача и массажиста;

• стремление построить процесс подготовки и

соревнований, опираясь на знания в области анатомии, физиологии и психологии человека.

В каждом из этих направлений у древних греков существовали проблемы и устремления, близкие к тем, с которыми мы сталкиваемся в современном: спорте. Конечно, сегодня нельзя говорить о том, что умения и опыт в области подготовки и соревнований, применения средств восстановления и т. п., накопленные в Древней Греции, могут оказать какое-то влияние на современную систему подготовки и соревнований. Эти знания и опыт являются лишь еще одним подтверждением высочайшего уровня цивилизации, достигнутого Древней Грецией в те далекие времена.

Что же касается современной системы подготовки спортсменов, то ее предпосылки начали закладываться во второй половине XIX в. в связи с повышением популярности спорта.

В различных странах мира получают достаточно интенсивное развитие многие виды спорта, которые в дальнейшем были включены в программы Игр Олимпиад. Постоянно возрастающее количество соревнований требовало согласования правил и условия их проведения, совершенствования спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, техники и тактики соревновательной борьбы, разработки и внедрения эффективных метопов подготовки.

Несмотря на то, что в различных странах Европы, а также в США во многих видах спорта (особенно в футболе, легкой атлетике, бейсболе) спортсмены часто тренировались ежедневно, а иногда и дважды в день, затрачивая до 3-5 ч, эффективность такой подготовки была невелика в связи с отсутствием интереса к спорту со стороны биологической, медицинской и педагогической науки, а также отсутствием профессиональных тренеров. Лишь в отдельных видах спорта (фехтование, конный спорт, бейсбол) в подготовке спортсменов принимали участие тренеры, которые строили работу в основном на личном опыте, практике подготовки и участия в соревнованиях известных спортсменов. В большинстве видов спорта подготовка велась спортсменами самостоятельно на основе собственного опыта и подражания известным спортсменам. Руководителями команд, как правило, были бывшие спортсмены, которые в основном занимались организационными вопросами. Специальные учебные заведения, в которых могли бы готовиться преподаватели физического воспитания и тренеры, создаваться эффективные методики, издаваться учебные пособия и т. п., отсутствовали.

Вполне естественно, что такое положение дел определило исключительно медленное развитие системы подготовки спортсменов во второй половине прошлого и начале нынешнего столетия. Вместе с тем в литературе тех лет можно найти множество интересных фактов, отражающих творческий подход спортсменов, тренеров, любителей спорта к построению спортивной подготовки. Бегуны и гребцы в своей подготовке многое позаимствовали из практики тренировки скаковых лошадей. Пловцы стремились к поиску более скоростных способов плавания на основе использования законов гидромеханики. Появление в конце прошлого века резиновых камер на велосипедах позволило резко увеличить объемы тренировочной работы, изменить правила и систему соревнований. Стремление усовершенствовать технику гребли за счет увеличения мощности гребков привело к появлению перемещающихся сидений.

Интенсивно совершенствовалась техника и тактика борьбы и бокса. Внедрение мягких боксерских перчаток, ковров в борьбе позволило существенно расширить технико-тактический арсенал спортсменов, сделать поединки более зрелищными и динамичными.

Совершенствование методики подготовки было тесно взаимосвязано с развитием материальной базы спорта. Появление велотреков с наклонной поверхностью привело к резкому повышению скорости за счет нейтрализации центробежных сил, существенно изменило технику, тактику и методику подготовки. Появление скоростных коньков с тонким лезвием позволило разработать эффективную технику старта и прохождения дистанции в конькобежном спорте. Строительство первых площадок из искусственного льда (1876 г.), а в последующие годы зимних дворцов спорта способствовало интенсивному развитию фигурного катания, в котором, наряду с использованием достижений балетной школы, стали применяться специфические технические приемы, которые легли в основу одиночного и парного катания, а также танцев на льду.

В начале 90-х годов XIX в. при Атлетическом союзе любителей (США) было создано научно-исследовательское общество по легкой атлетике, основной задачей которого была разработка эффективных вариантов техники бега, прыжков, преодоления барьеров и т. п. В короткий срок за счет обобщения опыта и поиска новых технических решений в беге, барьерном беге, прыжках в длину, прыжках с шестом и других видах легкой атлетики появилось много новых технико-тактических приемов, позволивших заметно повысить результаты.

Что же касается построения тренировки - динамики нагрузок, планирования программ тренировочных занятий, чередования нагрузок, применения специальных диет и т. п., то это направление развивалось в основном метолом проб и ошибок. Основные достижения в этой области были связаны с различными интерпретациями методики тренировки лошадей и удачными методическими решениями, свойственными подготовке отдельных выдающихся спортсменов. Однако в конце прошлого - начале нынешнего столетия в спорт все больше проникало осознание того, что высокие физические нагрузки, без которых невозможно достижение вершин спортивного мастерства, должны планироваться на основе биологических и медицинских знаний. Во многом этому способствовало и привлечение к работе со спортсменами врачей, которые изучали вопросы деятельности сердца и системы кровообращения, мышечного сокращения, усталости и ее влияния на результаты нервной регуляции движений и др.

Были изданы первые научно-практические труды, в которых сделаны попытки физиологического обоснования тренировки спортсменов, анализировались особенности деятельности системы дыхания, сердца и сосудов, мышечной деятельности, рекомендовались методы и средства развития двигательных качеств, преодоления усталости и т. д.

Важным вкладом в разработку биологических основ физического воспитания и спортивной тренировки явилась теория У. Флетчера и Ф. Г. Хопкинса о взаимосвязи мышечных сокращений с распадом гликогена и образованием лактата (Fletcher, Hopkins, 1907). В этих работах достаточно четко проявлялось стремление увязать систему подготовки спортсменов с биологическими закономерностями, в частности со сформулированной Ж. Б. Ламарком (1744-1829) и его последователями целостной концепцией эволюции живой природы в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления организмов к самоусовершенствованию. Наиболее плодотворной в этом отношении являлась мысль Ламарка, согласно которой во всяком животном, не достигшем предела своего развития, более частое и неослабевающее употребление какого-нибудь органа укрепляет этот орган, развивает его, увеличивает и сообщает ему силу, соразмерную с длительностью самого употребления, тогда как постоянное неупотребление органа неприметно ослабляет его, приводит в упадок, последовательно сокращает его способности и, наконец, вызывает его исчезновение. Развивая эту мысль, немецкий биолог Вильгельм Ру (1850-1924) убедительно показал зависимость перестройки живого организма от его функций, обосновал понятие функциональной адаптации, продемонстрировав, что функция не только оформляет и развивает наследованный орган, но и преобразует его в случае изменения функции. Такой же точки зрения придерживался и русский физиолог И. М. Сеченов (1829-1905), который, характеризуя исключительную способность живого организма перестраиваться, приспосабливаясь к требованиям внешней и внутренней среды, отмечал высочайшую роль внешних воздействий и считал, что в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Эти идеи в дальнейшем оказались в числе основополагающих при развитии специализированных ответвлений биологических дисциплин — физиологии, морфологии, биохимии мышечной деятельности и спорта, которые интенсивно начали развиваться в 20-30-х годах нашего столетия.

В конце XIX в. появились серьезные работы по основам физического воспитания, среди которых выделялись труды П. Ф. Лесгафта (1837-1909) и Георга Демени (1850-1917). В трудах П. Ф. Лесгафта прослеживается стремление построить процесс обучения физическим упражнениям, всю систему физического воспитания в соответствии с закономерностями физиологии; обеспечить использование в процессе физического воспитания принципов постепенности, последовательности, гармоничности физического развития; учет возрастных особенностей занимающихся. Вместе с тем П. Ф. Лесгафт отрицал пользу спортивных соревнований, был далек от понимания роли спорта высших достижений. Система обучения движениям, разработанная Г. Демени, была построена на обобщении достижений в области различных систем физического воспитания, анатомии и физиологии. Он обращал внимание на применение в процессе обучения свободных, широкоамплитудных, естественных движений; указывал на необходимость рациональной координации деятельности мышц - напряжения одних и расслабления других; рекомендовал в процессе обучения движениям всегда переходить от простых к сложным, от более легких к более трудным, от известных к неизвестным; классифицировал физические упражнения по их координационной структуре и др.

Одновременно развивалось педагогическое направление подготовки спортсменов. Разрабатывались методы и принципы обучения и тренировки. Стали формироваться целенаправленные тренировочные программы для спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта, теория подготовки разностороннего спортсмена, способного добиться высоких результатов в различных видах спорта. В результате большинство спортсменов стали сочетать занятия тяжелой атлетикой и борьбой, велосипедным и конькобежным спортом, легкой атлетикой и футболом и т. п. Для тех лет нередким было достижение одним спортсменом высоких результатов в двух, трех и даже четырех видах спорта. Таким разносторонним спортсменом являлся, например, немец Карл Шуман, который в 1896 г. на Играх I Олимпиады был награжден четырьмя золотыми медалями — одной в классической борьбе и тремя - в гимнастике (3). Двукратный чемпион этой же Олимпиады пловец Альфред Хайош достиг выдающихся результатов не только в плавании, но и в легкой атлетике и футболе. Чемпион по борьбе Лондонской Олимпиады 1908 г. Ричард Вейс показывал высокие результаты в гимнастике и легкой атлетике.

Постепенно, по мере роста спортивных результатов, а также под влиянием опыта профессионального спорта, теория подготовки разностороннего спортсмена стала вытесняться дифференцированными системами подготовки спортсменов в различных видах спорта.

Мощным стимулом к развитию системы подготовки спортсменов явилось возрождение Игр Олимпиад, создание международных спортивных федераций по олимпийским видам спорта и распространение их деятельности на формирование системы соревнований, унификацию правил их проведения и требований к спортивным сооружениям и инвентарю. Это, наряду с увеличением популярности и массовости спорта, повышением внимания к физическому воспитанию населения, стимулировало развитие научных исследований в области теоретико-методических и медико-биологических основ подготовки спортсменов, подготовку квалифицированных преподавателей физического воспитания и тренеров по видам спорта. Например, в России (Санкт-Петербург) в 1896 г. П. Ф. Лесгафту удалось открыть официальные “Курсы воспитательниц и руководительниц физического воспитания”, которые получили статус высшего учебного заведения.

В 1918 г. был учрежден Центральный государственный институт физической культуры в Москве. В 1930 г. аналогичный институт был создан в Украине. В этом же году был открыт Центральный научно-исследовательский институт физической культуры и спорта в Москве, в 1931 г. - Украинский научно-исследовательский институт физической культуры. В 1923 г. в Москве начали работать два издательства спортивной литературы, которые в 1932 г. были преобразованы в государственное издательство “Физкультура и спорт”. Большое место в работе издательства было уделено изданию учебников и учебных пособий для тренеров по различным видам спорта.

С 1925 г. начал издаваться научно-теоретический журнал “Теория и практика физической культуры”, основное место, в котором заняла проблематика спорта высших достижений.

Аналогичные учреждения в начале XX в. стали создаваться в других странах мира. Организационные формы были различными (специализированные институты, университеты или академии, факультеты физического воспитания и спорта при университетах или педагогических институтах, научные лаборатории или центры), однако задачи стояли общие: развитие научных исследований в области спорта высших достижений, подготовка преподавателей физического воспитания и тренеров, публикация научно-методических материалов, учебных пособий, учебников и другой специальной литературы для спортсменов и тренеров.

Развитию знаний в области подготовки спортсменов значительное внимание уделял Международный олимпийский комитет, который на своих сессиях и конгрессах неоднократно рассматривал проблемы медико-биологического, спортивно-педагогического и психологического плана, связанные с интересами олимпийского спорта.

Начиная с 20-30-х годов нынешнего столетия стали интенсивно развиваться специализированные разделы биологических дисциплин — биохимия и физиология спорта, динамическая анатомия и др.

К этому времени для развития этих дисциплин был создан достаточно мощный научный фундамент.

Среди работ, которые заложили основы для развития биохимии спорта, в первую очередь следует назвать труды русского биохимика В. И. Палладина (1859-1922) и советского биохимика А. Н. Баха (1857-1946), всесторонне изучавших процесс клеточного дыхания и разработавших теорию биологического окисления. Большое значение имели работы В. А. Энгельгарда (1894-1984), открывшего в 1932 г. явление дыхательного фосфорилирования, т. е. образования в процессе биологического окисления богатых энергией фосфорных соединений, служащих передатчиком энергии от процессов окисления к функции органа. Это положение он развил в 1939 г., установив пути превращения химической энергии аденозин-трифосфорной кислоты в механическую энергию мышечного сокращения.

Неоценимо также значение трудов О. Варбурга (1883-1970), исследовавшего окислительно-восстановительные процессы в живой клетке, а также роль ферментов в механизме клеточного дыхания;

А. Сент-Дьердьи, опубликовавшего в 30-40-х годах цикл работ по биологическому окислению и молекулярному механизму мышечного сокращения; Г. Кребса, который в этот же период описал реакцию аэробного окисления. Большое значение для развития биохимии спорта имели работы А. В. Палладина и Г. Эмбдена, изучавших биохимические особенности мышц тренированного организма.

Первая в мировой литературе книга, в которой были обобщены знания в области биохимии применительно к задачам спорта, была написана Н. Н. Яковлевым и вышла в СССР в 1955 г. под названием “Очерки по биохимии спорта”.

На содержание этой и многих последующих работ в области биохимии спорта большое влияние оказали новые результаты, полученные в различных лабораториях мира. К сведениям такого рода можно отнести работы Г. Е. Владимирова по изучению химизма мышц, Дж. Уотсона, Ф. Крика - в области структуры и биологических свойств ДНК, А. В. Палладина - по биохимии мышечной деятельности и нервной системы и др.

В качестве наиболее фундаментальных трудов, обеспечивших развитие спортивной физиологии, в первую очередь следует назвать работы И. М. Сеченова (физиология нервной системы, дыхания, утомления, природа произвольных движений и психических явлений), И. П. Павлова (физиология высшей нервной деятельности, жизнедеятельность целостного организма во взаимодействии с внешней средой), Н. Е. Введенского и А. А. Ухтомского (процессы возбуждения и торможения нервной и мышечной ткани), Ч. Шеррингтона (интегративная деятельность нервной системы, механизм нервно-мышечной передачи), Д. Баркрофта (функции дыхания и кровообращения, дыхательные функции крови), А. В. Хилла (энергетический метаболизм), Д. Б. Дилла (адаптация организма к экстремальным условиям внешней среды), А. Крога (капиллярное кровообращение), В. Эйнтховена (деятельность сердца, регистрация электрических изменений в сердце), Л. Лючиани (физиология сердца, дыхания, нервно-мышечной системы),

Н. А. Бернштейна (физиология построения движений), Г. В. Фольборта, Д. Б. Дилла (развитие процессов утомления и восстановления), П. К. Анохина (структура и деятельность функциональных систем).

Из зарубежных научных центров, внесших особый вклад в развитие спортивной физиологии и заложивших ряд принципиальных положений в научное обоснование системы спортивной тренировки, прежде всего, следует выделить созданную в 1927 г. Гарвардскую лабораторию, которую возглавил Д. Б. Дил л. В течение 20 лет там проводились разнообразнейшие исследования в области физиологии двигательной активности. Изучались реакции на нагрузки различных функциональных систем организма человека, процессы развития утомления, работоспособность в сложных климатогеографических условиях и др. работали специалисты ряда лабораторий Скандинавских стран, в первую очередь датские физиологи А., Э. Хову-Кристинсен, Э. Асмуссен, М. Нилъсон, которые в 30-40-х годах провели важные исследования в области механических свойств мышц, метаболизма жиров и углеводов, спортивного питания. В последующие годы эти исследования были развиты другими выдающимися специалистами - П.-О. Астрандом (физиология дыхания, энергообеспечение мышечной деятельности и др.), Д. Бергстремом (физиология и биохимия деятельности мышц, питание), Б. Салтиным (мышечный метаболизм).

Первая обобщающая работа по спортивной физиологии была написана А. Н. Крестовниковым и вышла в 1939 г. в московском издательстве “Физкультура и спорт” под названием “Физиология спорта”. В 1951 г. вышло расширенное и переработанное издание этой книги под названием “Очерки по физиологии физических упражнений”.

Основы динамической анатомии были заложены П. Ф. Лесгафтом. Его труды “Основы теоретической анатомии”, “Анатомия человека (записки университетских лекций)”, а также курс “Теория телесных движений” имели огромное значение для развития не только анатомии, но и физической культуры и спорта. Среди специалистов, издавших фундаментальные труды по анатомии, оказавшие значительное влияние на понимание процессов, происходящих в спортивной деятельности, следует назвать Д. Н. Зернова, А. А. Красускую, В. М. Бехтерева, П. И. Карузина, В. П. Воробьева, А. А. Заварзина и др.

Представления этих ученых и возглавляемых ими школ заложили основы динамической анатомии и биомеханики. В 1927 г. была издана книга Н. К. Лысенкова и Е. И. Синельникова “Анатомо-физиологические основы физической культуры человеческого тела”. Е. Г. Котикова, работавшая в Ленинградском институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, в 1938 г. выпустила книгу “Биомеханика физических упражнений”. М. Ф. Иваницкий, создавший и многие годы руководивший кафедрой анатомии в Центральном институте физической культуры в г. Москве, разработал оригинальный курс динамической анатомии, написал фундаментальное учебное пособие для специалистов в области спорта “Движения человеческого тела” (1938).

Заметное влияние на развитие общей теории управления движениями и биомеханики спорта оказали труды Н. А. Бернштейна, в частности его книги “О построении движений” (1947) и “О ловкости и ее развитии”, которая должна была выйти в издательстве “Физкультура и спорт” в 1948 г. Однако, к большому сожалению, в свет эта работа вышла лишь в 1991 г., спустя 43 года.

Особенно интенсивно специализированные разделы биологических дисциплин стали развиваться в 50-60-е годы, в результате чего существенно укрепился научный фундамент системы подготовки спортсменов. В этот период в различных лабораториях мира были проведены актуальные научные исследования практически по всему комплексу проблем спортивной физиологии, биомеханики, биохимии, морфологии, медицины и других дисциплин.

Особо следует выделить фундаментальные труды, посвященные разработке проблемы управления движениями и развития двигательных качеств (Н. В. Зимкин, В. С. Фарфель, Н. Н. Яковлев, А. В. Hill, P.-O. Astrand, Т. Hettinger, E. Asmussen и др.), энергообеспечения мышечной деятельности (N. A. de Vries, F. О. Holloszy, Р. D. Gollnick, F. I. Nagle, Н. Н. Яковлев, R. G. Bannister, P. Margaria, P.-O. Astrand, B. Sal-tin и др.), адаптации к нагрузкам на клеточном уровне, а также на уровне отдельных органов и систем организма (Н. И. Волков, М. Я. Горкин, Н. В. Зимкин, Н. Н. Яковлев, E. Asmussen, М. Nielsen, L. E. Lamb, R. I. Schephard и др.), утомления и восстановления при мышечной деятельности (В. М. Волков, М. Я. Горкин, Г. В. Фольборт, D. В. ОШ, В. В. Петровский, В. Д. Моногаров, Л. Я. Евгеньева и др.).

Не менее важными оказались результаты работ в области структуры и адаптации мышечной ткани (А. Ф. Иваницкий, П. 3. Гудзь, D. Bei^strom, D. L. Costill и др.), телосложения спортсменов (Tanner, А. Ф. Иваницкий, Л. В. Волков, Э. Г. Мартиросов и др.), спортивного питания (Н. Н. Яковлев, В. А. Рогозкин, D. Beigstrom и др.) адаптации к условиям жары, холода, высокогорья и среднегорья, дальних перелетов (D. В. Dill, L. N. Newburgh, P.-O. Astrand, B. Backe, В. Saltin, Ф. П. Суслов, А. 3. Колчинская и др.) и многих других проблем, разработка которых укрепляет фундамент системы подготовки спортсменов.

В результате была не только сформирована система соответствующих знаний, имевших как теоретическое, так и практическое значение, но и определены перспективы дальнейших исследований в сфере разработки медико-биологических основ спорта высших достижений. Эти возможности были очень широко использованы в 80-е и 90-е годы во многом благодаря интенсивному развитию электроники и появлению принципиально новых диагностических комплексов, позволивших интенсифицировать и объективизировать процесс научных исследований. Наибольший вклад в разработку медико-биологических основ олимпийского спорта в последние годы внесли специалисты научных лабораторий Швеции, Финляндии, Канады, Германии, Италии, США, ЮАР и ряда других стран. Материалы этих исследований нашли отражение в ряде крупных обобщающих трудов. Среди них в первую очередь следует отметить фундаментальные издания, подготовленные по инициативе Медицинской комиссии МОК - “Олимпийская книга спортивной медицины” (под ред. А. Дирикса, X. Г. Кнугггена и К. Титгеля) - 1988 г., “Сила и мощность в спорте” (под ред. П.В. Коми) - 1991 г., “Выносливость в спорте” (под ред. Р. Шепарда и П.-О. Астранда) - 1992 г., “Профилактика спортивного травматизма” (под ред. Р. Ренстрёма) - 1992 г.

Параллельно с формированием медико-биологических основ спорта высших достижений интенсивно разрабатывались теоретико-методические аспекты подготовки спортсменов высшей квалификации в различных видах спорта. Уже в 20-х годах появились общетеоретические работы по системе спортивной подготовки. К одним из наиболее крупных работ такого рода можно отнести, например, книги В. В. Гориневского “Научные основы тренировки” (1922) и Г. К. Бирзина “Сущность тренировки” (1925). В этих работах рассматривался широкий комплекс вопросов подготовки спортсмена — от методики обучения основам спортивной техники до построения круглогодичной подготовки. Многие положения, выдвигавшиеся в этих работах, в дальнейшем были развиты в основополагающие принципы и закономерности подготовки спортсменов.

В эти же годы в различных странах появилось и большое количество пособий по методике подготовки спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта. Внимание специалистов в первую очередь привлекала легкая атлетика, плавание, различные виды борьбы, бокс, лыжный и горнолыжный спорт, спортивная гимнастика и др. В работах, вышедших в период 20-40-х годов и касающихся подготовки спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта, довольно всесторонне рассматривались вопросы спортивной техники и тактики, развития различных физических качеств (силы, выносливости, быстроты), психологической подготовки. Однако публикации тех лет чаще всего базировались на анализе технико-тактического мастерства выдающихся спортсменов, опыта работы известных тренеров. В большинстве книг трудно выявить стремление авторов увязать систему подготовки с фундаментальными представлениями, накопившимися в специализированных разделах физиологии, биохимии, морфологии, психологии и других смежных дисциплинах.

Вместе с тем необходимость интеграции знаний, относящихся к подготовке спортсменов и накопленных в различных областях науки хорошо осознавалась как представителями медико-биологических, так и спортивно-педагогических дисциплин. Именно это явилось толчком к появлению ряда отдельных обобщающих работ, в которых были предприняты успешные попытки увязать медико-биологические и психологические знания с практическими задачами подготовки спортсмена.

Первой наиболее крупной работой такого рода явилась книга “Легкая атлетика” (Богданов и др., 1936), изданная московским издательством “Физкультура и туризм”. Книга является примечательной по многим причинам. Во-первых, своей фундаментальностью. Изложение основ спортивной техники, методики обучения, тренировки и т. д. опирается на прочный биологический фундамент. В отдельной главе изложены физиологические и биохимические основы подготовки спортсменов. Анализ спортивной техники осуществлен на основе достижений биомеханики с широким использованием фото- и киноматериалов, отражающих техническое мастерство выдающихся спортсменов тех лет. Морфофункцональная предрасположенность спортсменов к достижениям в различных видах соревнований определяется на основе антропометрических, физиологических и психологических исследований возможностей занимающихся. Большое внимание в книге уделено периодизации спортивной тренировки, классификации видов легкой атлетики, построению процесса обучения и тренировки и др. Эта работа стимулировала появление других учебников и учебных пособий подобного рода не только в легкой атлетике, но и в других видах спорта, в первую очередь в плавании и спортивной гимнастике.

К обобщающим работам, явившимся существенным вкладом в разработку основ подготовки квалифицированных спортсменов, следует отнести книги “Физиологические основы силы, быстроты и выносливости” Н. В. Зимкина (1956), “Физиологические и биохимические основы силы, быстроты и выносливости” Н. Н. Яковлева, А. В. Коробкова и С. В. Янаниса (1957), “Очерки психологии спорта” А. Ц. Пуни (1959).

Успешные попытки интеграции знаний из различных отраслей науки с целью разработки теории и методики спортивной тренировки в различных видах спорта были предприняты и известными зарубежными специалистами. Например, в 1964 г. вышла книга Фреда Уилта “Бег, бег, бег”, в которой автор умело объединил знания и опыт специалистов-практиков с фундаментальными знаниями в области спортивной физиологии и биомеханики. Работа очень быстро приобрела популярность, была переиздана во многих странах, включая СССР (1967) и во многом повлияла на методику подготовки не только бегунов, но и пловцов, гребцов и представителей других циклических видов спорта.

Не менее ярким событием явился и труд известного специалиста в области спортивного плавания Джеймса Каунсилмена, который прославился не только как выдающийся тренер, но и как серьезный экспериментатор. Его книга “Наука о плавании” (1968) - прекрасное обобщение научно-практических достижений в области спортивного плавания и знаний, накопленных в смежных дисциплинах и трансформированных в интересах рационализации тренировки пловцов. Общий замысел книги достаточно явно просматривается уже при чтении предисловия: “Тренер должен спросить себя: ученый ли я? Осуществляю ли я постоянные объективные наблюдения? Выдвигаю ли я предположения и пытаюсь ли найти действенный ответ на проблемы, которые стоят передо мною? Экспериментирую ли я? Если да, то использую ли методы из других областей науки - биомеханики, физиологии, психологии? Анализируя, добиваюсь ли я логических выводов или они строятся на предубеждении, страдают несовершенным мышлением?...”

В книге представлена система знаний, вобравшая в себя достижения теории и методики подготовки пловцов, спортивной физиологии, психологии, гидродинамики, биомеханики и других смежных дисциплин. Д. Каунсилмен опирается на принципы механики и гидродинамики, умело увязывая их с анализом техники плавания выдающихся пловцов. При рассмотрении методов развития различных физических качеств, обучения эффективным вариантам техники, планирования нагрузок мы встречаемся с квалифицированной интерпретацией теории стресса Г. Селье, теории обучения Э. Торндайка, достижений физиологов X. Райнделла, X. Рос-камма, Л. Прокопа, обобщением и приложением к плаванию трудов таких крупных специалистов легкой атлетики, как В. Гершлер, А. Лидьярд, Т. Нетг, Ф. Уилт.

Однако ни работы в области медико-биологических дисциплин, ни комплексные труды по системе подготовки в отдельных видах спорта не могли в должной мере компенсировать отсутствие трудов по обшей теории спортивной тренировки, в которой многочисленные разнообразные факты, идеи, закономерности, принципы, накопленные в течение многих лет в различных дисциплинах, разрабатывающих проблемы спорта высших достижений, были бы приведены в определенную систему с выделенной предметной областью, установленными логическими связями, понятийным аппаратом, принципами и закономерностями.

Следует отметить, что система теоретических знаний в области подготовки спортсменов высокого класса в 40-х-70-х годах в основном развивалась в рамках общей теории и методики физического воспитания в качестве ее специализированного раздела. Однако интенсивное развитие олимпийского спорта после второй мировой войны, особенно после выхода на международную спортивную арену сборных команд СССР, рост спортивных результатов и конкуренции в большинстве олимпийских видов спорта предъявили новые, повышенные требования к эффективности системы подготовки и ее научному обоснованию. В 50-60-х годах во многих странах мира были проведены многочисленные исследования, относящиеся к различным составляющим системы подготовки спортсменов - построению многолетней и годичной подготовки; методике технико-тактической и психологической подготовки, развитию двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации и др. Большой вклад в разработку основных теоретико-методических проблем спортивной подготовки внесли советские специалисты, которые в 50-70-х годах объективно занимали ведущие позиции в мире. Среди огромного количества научно-практических разработок, выполненных в те годы, особо следует выделить работы Н. Г. Озолина и Л. С. Хоменкова — формирование общей концепции олимпийской подготовки, Л. П. Матвеева - система периодизации спортивной тренировки, М. Я. Набатниковой - методика развития выносливости, проблемы детско-юношеского спорта, Н. Ж. Булгаковой - система спортивного отбора и многолетней подготовки, В. П. Филина - подготовка юных спортсменов, В. С. Фарфеля, Д. Д. Донского, В. М. Дьячкова, И. П. Ратова - система управления движениями, В. В. Вржесневского, И. В. Вржесневского, В. В. Петровского - режимы работы и отдыха в спортивной тренировке, С. М. Вайцеховского и Ю. В. Верхошанского - теория и методика развития двигательных качеств и др.

Необходимость комплексного и всестороннего осмысления и обобщения полученных многообразных знаний требовала выделения новой научной и учебной дисциплины - общей теории и методики спортивной тренировки или, что несколько шире, спортивной подготовки. Специалисты в различных странах стали понимать, что без наличия теории, в которой был бы обобщен накопившийся практически необозримый материал социолого-психологического, спортивно-педагогического, медико-биологического порядка трудно было рассчитывать на дальнейшее принципиальное совершенствование системы подготовки спортсменов.

Первыми наиболее крупными, объединяющими трудами такого рода явились вышедшие почти одновременно книги крупнейшего советского специалиста в области спорта высших достижений Н. Г. Озолина “Современная система спортивной тренировки” (1970) и коллективная работа специалистов ГДР, вышедшая под редакцией Д. Харре, “Учение о тренировке” (1971), а также работа Т. Улятовского (Польша) “Теория и методика спорта” (1971).

Каждая из этих книг содержит обобщение разнообразного материала, относящегося к подготовке спортсменов и накопленного в течение многих десятилетий специалистами различного профиля, представление его в виде достаточно полной системы с хорошо взаимосвязанными частями. Многочисленные закономерности и принципы тренировки, ее формы, методы, система построения и т. д. позволили оформить общую теорию спортивной тренировки в самостоятельную систему знаний с четко очерченной предметной областью, показать ее теснейшую взаимосвязь с большим количеством смежных дисциплин.

Стремление к дальнейшему развитию спортивной тренировки на основе синтеза и всестороннего осмысления многообразного опыта спортивной практики и достижений смежных дисциплин, прежде всего медико-биологического цикла, проявилось и в содержании последующих крупных работ: “Основы спортивной тренировки” Л. П. Матвеева (Москва, 1977); “Современная спортивная тренировка” (Киев, 1980), “Теория и методика спортивной тренировки” (Киев, 1984), “Подготовка квалифицированных спортсменов” (Москва, 1986) В. Н. Платонова;

“Теория и методика спортивной тренировки” (София, 1986) Ц. Желязкова; “Учебник по тренировке” (1991) немецких авторов Д. Мартина, К. Карла и К. Лехнерца.

Свидетельством актуальности этих работ явилось то, что они в очень короткое время были переизданы во многих странах и получили широкое признание специалистов, работающих в различных видах спорта.

Вместе с тем всевозрастающая конкуренция в спорте высших достижений, результаты разнообразнейшей и высокоэффективной работы тренеров в различных видах спорта, развитие систем научно-методического обеспечения подготовки сборных команд, особенно интенсивное во второй половине 70-х - начале 80-х годов, достижения биологии, теории управления, компьютеризация учебно-тренировочного процесса и научных исследований, особенно в сфере объективного контроля и анализа структуры соревновательной деятельности, требовало дальнейшего развития знаний в области общетеоретических основ подготовки спортсменов. Ситуация усложнилась и в связи с интенсивным развитием материально-технической базы спорта (тренажеры, оборудование и инвентарь, оказавшие принципиальное влияние на рост достижений во многих видах спорта), широким внедрением в практику тренировки и соревнований в условиях среднегорья и высокогорья, частым перемещением для участия в соревнованиях в различные климатические и географические зоны. Поэтому оказалась не случайной необходимость формирования более широкой системы знаний в области спорта, в которой соревнования и соревновательная деятельность спортсменов, система их подготовки, знания о внетренировочных и внесоревновательных факторах были бы увязаны в единое целое.

Именно эти обстоятельства обусловили введение в 1984 г. в учебный план Киевского государственного института физической культуры новой учебной дисциплины “Теория спорта” и издание в 1987 г. учебника “Теория спорта” (коллектив авторов, под общей редакцией В. Н. Платонова), состоящего из четырех частей:

1. Введение в теорию спорта.

2. Система спортивных соревнований и соревновательная деятельность спортсменов.

3. Система спортивной тренировки

4. Планирование, учет, Внетренировочные и внесоревновательные факторы в спорте.

Книга вызвала большой интерес, была переиздана в различных странах. Появились также и другие работы на эту тему. Например, в Варшаве в 1992 г. также вышел учебник “Теория спорта”, подготовленный коллективом известных польских специалистов под руководством Т. Улятовского.

В начале 90-х годов с распадом СССР и объединением Германии разладились организационно-методические системы подготовки спортсменов высшего класса в этих странах. Системы, которые поражали своей эффективностью, обеспечивали подавляющее преимущество спортсменов СССР и ГДР на олимпийской арене в течение двадцатилетия — 70—80-е годы. К чести ведущих специалистов этих стран следует отметить, что они во многом сумели обобщить уникальный научно-практический опыт, накопленный в течение многих лет, в значительной своей части не публиковавшийся в открытой печати, и выпустить две крупные книги, освещающие развитие спортивной науки и содержание системы олимпийской подготовки в СССР и ГДР в указанный период.

Развитию системы подготовки спортсменов в последние годы во многом способствовало расширение исследований в области спортивной биологии, особенно тех ее разделов, которые связаны со структурой мышечной ткани, особенностями регуляции и энергообеспечения мышечного сокращения, адаптацией различных функциональных систем к экстремальным условиям внешней среды. Эти данные в ряде случаев привели к принципиальной коррекции, а в отдельных случаях и к пересмотру ряда, казалось бы, устоявшихся закономерностей и принципов подготовки спортсменов.

Огромный материал для осмысления и обобщения предоставила и передовая спортивная практика последних лет, особенно в связи с подготовкой к Играм Олимпиад в Сеуле, Барселоне и Атланте, а также зимним Олимпийским играм в Альбервиле и Лиллехаммере.

В целом к середине 90-х годов сформировалась достаточно полная система достоверных знаний в области подготовки спортсменов, в которой следует выделить следующие основные разделы:

1. Общие основы подготовки спортсменов.

2. Стороны подготовленности спортсменов, определяющие уровень достижений спортсменов и их совершенствование.

3. Методика построения процесса подготовки.

4. Отбор, ориентация, контроль, управление, прогнозирование и управление в системе подготовки спортсмена.

5. Внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки спортсменов.

Содержание каждого из этих разделов тесно связано с представлениями о соревновательной деятельности спортсменов - ее технике, стратегии, тактике, факторах, влияющих на эффективность и др.

Основные направления совершенствования системы спортивной подготовки

Популярность спорта в современном мире постоянно возрастает, что проявляется в повышении внимания к развитию спорта в подавляющем большинстве стран мира. Следствие этого - увеличение числа соревнований по различным видам спорта, расширение программ Олимпийских игр, чемпионатов мира и других крупнейших соревнований, увеличение числа стран-участниц этих соревнований, организационное и методическое совершенствование систем подготовки спортсменов, бурное внедрение в спорт современных достижений науки и техники и т. д. Все это приводит к резкому повышению конкуренции в крупнейших соревнованиях, постоянному обновлению мировых достижений.

За последние несколько лет в различных видах спорта примерно в 1,5-2 раза возросло число стран, спортсмены которых реально претендуют на победу в крупнейших соревнованиях.

Представители стран Азии, Африки, Центральной и Южной Америки показывают высочайшие достижения в наиболее популярных видах спорта, стабильными и высокими результатами в которых традиционно отличались спортсмены стран Европы и США.

В основе этих достижений - постоянный творческий поиск специалистов различных стран в направлении совершенствования всех составляющих системы спортивной подготовки: ее организационных, материально-технических и особенно научно-методических основ.

Оформление теории спорта в качестве относительно самостоятельной отрасли научного знания началось срав­нительно недавно - в минувшем веке, хотя осмысление явлений спорта на каком-то уровне шло с давних пор вме­сте с развитием спортивной практики и дало некоторые серьезные обобщения уже в первый период расцвета Олим­пийских игр древности. Одним из главных стимулов, ус­коривших формирование современной теории спорта, ста­ло возобновление Олимпийских игр в Новое время на рубеже ХIХ-ХХ вв. и обусловленное этим интенсивное развертывание мирового спортивного движения.

Приблизительно вплоть до второй половины XX в. про­блематика теории спорта рассматривалась преимуществен­но в рамках теории и методики физического воспитания. Это обусловлено тем, что до последних десятилетий наибо­лее широко обобщающей отраслью научно-прикладного знания в сфере физической культуры и спорта была имен­но теория физического воспитания, а познавательные по­ложения, возникавшие на основе спортивной практики, имели преимущественно эмпирический и частнопредметный характер. Со временем все большее внимание обра­щалось на то, что предмет теории физического воспитания только в некоторой мере совпадает с предметом теории спорта и что для полного охвата проблематики познания сущности спорта, закономерностей его функционирования и развития нужна специальная, избирательно ориентиро­ванная на эту проблематику отрасль научного знания. На становление последней сильно повлияли потребности под­готовки сборных спортивных команд стран мира к Олим­пийским и другим ответственным интернациональным со­стязаниям в условиях все более обострявшейся после

Второй мировой войны конкуренции на международной спортивной арене.

Общепризнанно, что выдающийся вклад в становление теории спорта внесли советские специалисты, чему спо­собствовал ряд обстоятельств. Важную роль сыграл высо­кий уровень развития естественных и гуманитарных наук, достигнутый в стране еще к исходу XIX - первой полови­не XX в. Непосредственное решение научно-исследователь­ских проблем в сфере спорта, особенно спорта высших до­стижений, обеспечивалось концентрацией усилий крупного коллектива способных исследователей (в том числе в ком­плексных научных группах, созданных при сборных спортивных командах страны), активным участием в этой непростой работе многих талантливых тренеров и незау­рядным вниманием к ней со стороны государства и обще­ства. Все это позволило в сжатые сроки создать передовую концепцию системы подготовки спортсменов высокого класса, разработать комплекс научно-прикладных проблем в этой сфере и очертить контуры общей теории спорта.

Первыми были детально изучены проблемы теории спортивной тренировки. Это обусловлено тем, что проблема­тика теории спорта долгое время разрабатывалась, как уже упоминалось, главным образом, в свете теории физического воспитания. При этом спорт выступает в основном в качестве фактора физического воспитания. Естественно, на первые по­зиции при таком подходе выступает проблематика обучения спортсмена технике двигательных действий и воспитания его физических способностей, спортивная же тренировка в це­лом предстает как специализированная разновидность про­цесса физического воспитания. В этом аспекте еще в 1940-1950-х гг. была выполнена серия крупных обобщающих работ (К. X. Грантынь, А. Д. Новиков и др.). В последующие два десятилетия у нас в стране особенно стремительно нарастало число работ, конкретизирующих и углубленно решающих обобщенную теоретико-прикладную проблематику спортив­ной тренировки на материале спортивной практики и экспе­риментальных исследований, в том числе по общим основам спортивной тренировки и закономерностям ее построения, а также по основным разделам ее со­держания - физической и технической подготовке, возрастным аспектам спортивной подготов­ки, ее перспективному планированию, структуре тренировочного процесса и ее оптимизации.

Почти одновременно аналогичные разработки активи­зировались в ряде стран мира, особенно в бывших социа­листических странах, не без влияния научных результа­тов, полученных советскими специалистами.

В последние десятилетия заметно усилилось стремле­ние целостно осветить интегративную проблематику общей теории спорта, включив в нее, кроме теории спортивной-тренировки, концепцию собственно соревновательной дея­тельности и другие концептуальные положения, которые в совокупности со сложившимися ранее давали бы наиболее полное представление о сущности спорта и сопряженных с ним явлениях. Усилия, предпринятые в этом направлении, пока не завершены. Тем не менее есть основания считать, что первый этап становления теории спорта в качестве ши­роко обобщающей отрасли научно-прикладного знания в основном пройден. В результате творческих дискуссий, про­блемно-постановочных и концептуально-исследовательских разработок определились в первом приближении ее пред­мет, структура и основные разделы содержания. Утверди­лось представление о том, что теория спорта есть обобщаю­щая отрасль научного знания, призванная отображать сущность спорта, общие закономерности его функциони­рования и дальнейшего развития в обществе. При этом ее стержневым разделом является концепция основного со­держания и форм оптимального построения подготовки спортсмена к высоким достижениям в спорте, наиболее существенных закономерностей, путей и условий спортив­ного совершенствования.

Это определение предмета теории спорта получило офи­циальное программное закрепление. Применительно к нему осуществлены первые попытки развернутого изложения учебного курса для отечественных высших специальных учебных заведений.

Определилось также место и взаимосвязи общей теории спорта в системе наук. В качестве широко обоб­щающей, интегрированной отрасли научного знания она свя­зана, конечно, со многими другими его отраслями, в том числе с естественными и гуманитарными науками. В своих фактологических основах она непосредственно опирается на данные Частнопредметных спортивных дисциплин - тео­рию и методику отдельных видов спорта и типологических групп видов спорта, а также на материалы прикладных ответвлений традиционно сложившихся наук, - разумеется, тех отраслей их, которые так или иначе ориентированы избирательно на познание реалий спорта и сопряженных с ним явлений (физиология, биохимия, биомеханика спорта и другие спортивно-прикладные отрасли естественных наук, психология, психопедагогика, конкретная социология и другие спортивно-прикладные отрасли гуманитарных и со­циальных наук).

Опираясь на исследовательские данные многих смеж­ных научных дисциплин, общая теория спорта отнюдь не суммирует их, а выделяет и интегрирует то, что необходи­мо для познания сущности спорта в целом, выявления наи­более общих коренных закономерностей его функциониро­вания и развития (именно это-то часто «ускользает» от внимания частнопредметных отраслей спортивной науки в силу принятых ограничений предмета исследования). В этом, прежде всего, и состоит интегративно-познавательное зна­чение общей теории спорта и ее несводимость к частнопредметным или профильно-суженным отраслям наук. При всей важности для нее сведений, добываемых в смежных отрас­лях традиционных биологических и гуманитарных наук, они не способны заменить ее собственного содержания.

В конечном счете основным источником теории спорта является обобщающее познание реальностей спортивной практики. Вместе с тем в системе межнаучных связей осо­бую ценность для нее представляют культуроведческие под­ходы и общие концепции междисциплинарного характера, объясняющие закономерности деятельностных проявлений индивида (теория деятельности), закономерности его раз­вития и управления процессом индивидуального развития (теория гомоонтогенеза и филогенеза, теории воспитания и общесоциальной оптимизации индивидуального развития).

Если поставить вопрос, к какому типу наук принадлежит общая теория спорта, то, с учетом сказанного, можно отве­тить: это комплексная отрасль научного знания, которая, со­единяя культуроведческие, человековедческие, педагогиче­ские, биологические и другие аспекты познания, имеет целостную теоретико-прикладную ориентацию на сферу спорта и является интегративной по отношению к частнопредметным научно-спортивным дисциплинам. Если угодно, ее мож­но назвать общим спортоведением (или общей спортологией).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: