Классификация. В ее основу положены принцип локализации, синдромологический подход, степень понятности речи для окружающих

В ее основу положены принцип локализации, синдромологический подход, степень понятности речи для окружающих. Наиболее распространенная классификация в отечественной логопедии создана с учетом неврологического подхода на ос­нове уровня локализации поражения двигательного аппара­та речи (О. В. Правдива и др.).

Различают следующие формы дизартрии: бульварную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или под­корковую), мозжечковую, корковую.

Наиболее сложной и спорной в этой классификации являет­ся корковая дизартрия. Существование ее признается не всеми авторами. У взрослых больных в ряде случаев кор­ковую дизартрию иногда смешивают с проявлением мотор­ной афазии. Спорный вопрос о корковой дизартрии в значи­тельной степени связан с терминологической неточностью и отсутствием одной точки зрения на механизмы моторной алалии и афазии.

Согласно точке зрения Е. Н. Винарской (1973), понятие корковой дизартрии является собирательным. Автор допус­кает существование различных ее форм, обусловленных как спастическим парезом артикуляционных мышц, так и апраксией. Последние формы обозначаются как апраксическая дизартрия. На основе синдромологического подхода выделяют следу­ющие формы дизартрии применительно к детям с церебраль­ным параличом: спастико-паретическую, спастико-ригидную, спастико-гиперкинетическую, спастико-атактическую, атактико-гиперкине­тическую (И. И. Панченко, 1979).

Такой подход частично обусловлен более распространен­ным поражением мозга у детей с церебральным параличом и в связи с этим преобладанием осложненных ее форм.

Синдромологическая оценка характера нарушений арти­куляционной моторики представляет значительную сложность для неврологической диагностики, особенно когда эти нару­шения проявляются без четких двигательных расстройств. Поскольку в основе этой классификации лежит тонкая диф­ференциация различных неврологических синдромов, она не может быть проведена логопедом. Кроме того, для ребенка, в частности для ребенка с церебральным параличом, характер­на смена неврологических синдромов под влиянием терапии и эволютивной динамики развития, в связи с чем классифи­кация дизартрии по синдромологическому принципу также представляет определенные трудности.

Однако в ряде случаев при тесной взаимосвязи в работе логопеда и врача-невропатолога может быть целесообразным сочетание обоих подходов к выделению различных форм ди­зартрии. Например: осложненная форма псевдобульбарной дизартрии; спастико-гиперкинетический или спастико-атак-тический синдром и т. д.

Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих была предложена французским невропатологом. G. Tardier (1968) применительно к детям с церебраль­ным параличом. Автор выделяет четыре степени тяжести речевых нарушений у таких детей.

Первая, самая легкая степень, когда нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка.

Вторая — нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих.

Третья — речь понятна только близким ребенка и час­тично для окружающих.

Четвертая, самая тяжелая — отсутствие речи или речь по­чти непонятна даже близким ребенка (анартрия).

Под анартрией понимается полное или частичное отсут­ствие возможности звукопроизношения в результате пара­лича речедвигательных мышц. По тяжести проявлений анар­трия может быть различной: тяжелая — полное отсутствие речи и голоса; среднетяжелая — наличие только голосовых реак­ций; легкая — наличие звукослоговой активности (И. И. Панченко, 1979).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: