Диагностика. Обследование строится на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, с учетом специфики описанных выше речевых и неречевых нарушений

Обследование строится на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, с учетом специфики описанных выше речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и возраста. Чем меньше ребенок и чем ниже общий уровень его речевого раз­вития, тем большее значение в диагностике имеет анализ не­речевых нарушений.

В настоящее время на основе оценки неречевых наруше­ний разработаны приемы ранней диагностики дизартрии.

Наиболее частым первым проявлением дизартрии явля­ется наличие псевдобульбарного синдрома, первые признаки которого можно отметить уже у новорожденного. Это — сла­бость крика или его отсутствие (афония), нарушения сосания, глотания, отсутствие или слабость некоторых врожденных безусловных рефлексов (сосательного, поискового, хоботково­го, гортанно-рото-глоточного). Крик у таких детей длительное время остается тихим, плохо модулированным, нередко с но­совым оттенком, иногда в виде отдельных всхлипываний, ко­торые производятся в момент вдоха.

Дети плохо берут грудь, вяло сосут, при сосании захлебыва­ются, синеют, иногда молоко вытекает из носа. В тяжелых случаях дети в первые дни жизни вообще не берут грудь, их кормят через зонд, отмечаются и нарушения глотания. Дыха­ние поверхностное, нередко учащенное и аритмичное.

Эти нарушения сочетаются с асимметрией лица, подтека­нием молока из одного угла рта, отвисанием нижней губы, что препятствует захвату соски или соска.

По мере роста все больше выявляется недостаточная инто­национная выразительность крика, голосовых реакций. Звуки гуления, лепета отличаются однообразием и появлением в бо­лее поздние сроки. Ребенок длительное время не может же­вать, кусать, давится твердой пищей, не может пить из чашки. Врожденные безусловные рефлексы, которые были угнете­ны в период новорожденности, проявляются в значительной степени, затрудняя развитие произвольной артикуляционной моторики.

По мере роста ребенка в диагностике дизартрии все боль­шее значение начинают приобретать речевые симптомы: стой­кие дефекты произношения, недостаточность произвольных артикуляционных движений, голосовых реакций, неправиль­ное положение языка в полости рта, его насильственные дви­жения, нарушения голосообразования и речевого дыхания, задержанное развитие речи.

Особую сложность представляет диагностика стертых или минимальных проявлений дизартрии. Основные критерии диагностики:

• наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, а также асимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении, изменения кон­фигурации;

• наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движений пальцев рук при движениях языка);

• замедленный темп артикуляционных движений;

• трудность удержания артикуляционной позы;

• трудность в переключении артикуляционных движений;

• стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;

• наличие просодических нарушений.

В ряде случаев для диагностики минимальных проявле­ний дизартрии помогают функциональные пробы.

Проба 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боко­вых направлениях предметом. Проба является положитель­ной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сто­рону.

Проба 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощу­щается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и види­мое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.

Диагноз ставится совместно врачом и логопедом. Важно правильно описать речевые и неречевые проявления дизарт­рии, отметить особенности общего речевого развития, опреде­лить уровень речевого развития, а также дать качественную характеристику структуры дефекта, отметив, является ли у ребенка дефект только фонетическим или фонетико-фонематическим. В школьном возрасте отмечается влияние речедвигательного дефекта на письменную речь, наличие фонема­тической или артикуляционно-акустической дисграфии.

В речевой карте ребенка с дизартрией, наряду с клиничес­ким диагнозом, который ставит врач, отражая по возможности форму дизартрии, необходимо логопедическое заключение основанное на принципе системного подхода к анализу речевых нарушений.

Например:

1. Псевдобульбарная дизар­трия. Фонетический дефект.

2. Псевдобульбарная дизартрия. Фонетико-фонематическое недоразвитие.

У школьника может быть такой вариант: Псевдобульбар­ная дизартрия. Фонетико-фонематическое недоразвитие. Ар­тикуляторно-моторная акустическая дисграфия.

3. Псевдобульбарная дизартрия. Общее недоразвитие речи(III уровень).

При обследовании детей с дизартрией особое внимание обра­щается, на состояние артикуляционной моторики в покое, при мимических и общих движениях, прежде всего артикуляцион­ных. При этом отмечаются не только основные характеристи­ки самих движений (их объем, темп, плавность переключения, истощаемость и т. д.), но и точность и соразмерность движений, состояние мышечного тонуса в речевой мускулатуре, наличие насильственных движений и оральных синкинезий.

Состояние артикуляционной моторики соотносится с об­щими моторными возможностями ребенка, отмечаются даже незначительные двигательные расстройства.

Для дифференциальной диагностики дизартрии и дислалии необходимо сопоставить произношение звуков в словах при назывании дошкольником картинок, школьником при допол­нений слов и предложений, а также при чтении отраженно вслед за логопедом в словах и изолированно в звуках и сопоставить эти данные с особенностями спонтанного произношения. Ло­гопед определяет характер нарушений артикуляционных дви­жений, приводящих к неправильному звукопроизношению. Наиболее частыми нарушениями при дизартрии являются: недостаточный подъем кончика языка, нарушенная скорость в образовании смычки, неправильные структуры, используемые в контакте, недостаточное напряжение, короткая продолжительность контакта, замедленное ослабление или выход из контак­та, неправильное направление воздушного потока.

Запись кинетического анализа

Ошибки Кинетический

фонетические анализ

в — б недостаточное натяжение губ

в — ч скольжение губ вместо скольжения языка

б — м слабое сокращение мягкого нёба

п — ф слабое сокращение мышц губ

Подобная оценка позволяет определить моторный меха­низм нарушенного звукопроизношения и обосновать диффе­ренцированные приемы артикуляционной гимнастики и мас­сажа.

Нарушения звукопроизношения оцениваются в зависимос­ти от характера коммуникационного материала, скорости про­изношения и ситуации общения. Они сопоставляются с осо­бенностями фонематического восприятия и звукового анализа.

Важно отметить, определяет ли ребенок нарушения звуко­произношения в чужой и в собственной речи, как он диффе­ренцирует на слух нормально и дефектно произносимые им звуки (в словах, слогах и изолированно).

Обследование лексико-грамматической стороны речи про­водится общепринятыми в логопедии приемами.

Логопедическое обследование позволяет выявить структу­ру и тяжесть фонетико-фонематического нарушения, сопос­тавив его с тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также общим психическим и речевым развити­ем ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: