Методические указания. Представленный раздел программы и учебного пособия отличается широтой хронологических рамок и поэтому содержащийся материал рекомендуется изучать поэтапно и в

Представленный раздел программы и учебного пособия отличается широтой хронологических рамок и поэтому содержащийся материал рекомендуется изучать поэтапно и в следующей последовательности. Первый этап: 19454г. начало 1950-х гг; второй - от середины 1950-х до середины 1980-х гг. и третий – от середины 1980-х до 1991 г. Первый этап целесообразно начать с изучения тех изменений, которые произошли в мире после Второй мировой войны, т.е. распад колониальной системы, начало «холодной войны», противостояние великих держав и т.д. При этом важно уяснить почему, под влиянием каких факторов и обстоятельств произошло усиление роли и значимости СССР в послевоенном мире. В чём это конкретно проявилось? Другой важной проблемой темы должна стать проблема восстановления народного хозяйства в СССР. Прежде всего надо понять всю сложность и остроту данной проблемы, которые определялись не только колоссальными потерями СССР за годы войны, но и сложной международной обстановкой, необходимостью оказания материальной помощи странам Восточной Европы. Затем следует определить источники, средства, которые изыскивались и использовались для восстановлении народного хозяйства, рассмотреть материальное положение, трудовую деятельность советских людей, изменения их сознания в послевоенные годы. Особое место в изучении темы должна занять проблема взаимоотношения власти и народа. Необходимо выявить и охарактеризовать те изменения, которые произошли в политической жизни страны, в действиях правящего режима в послевоенные годы. Отправной точкой второго этапа темы можно считать смерть Сталина и начавшиеся затем перемены в стране. Смерть вождя породила борьбу за власть. Необходимо определить между какими группировками развернулась борьба и почему победу одержал Н. С. Хрущёв. Каков был его политический имедж в то время? Однако основное внимание следует сосредоточить на изучении внутренней и внешней политике Н. С. Хрущёва. При этом надо не только изучить перемены тех лет, происходившие в экономической, духовной, политической жизни советского общества, во внешней политике СССР, но и выяснить насколько они были продуманными, последовательными, т. е. попытаться дать им оценку. Выясните, когда и почему произошла отставка Н. С, Хрущёва. Кто инициировал и кто организовал заговор против него? Необходимо выяснить какие силы пришли к власти в середине 1960-х годов. Чем характеризовался и чем отличался их политический курс? На что он был ориентирован? Сегодня многие авторы считают, что те годы были годами упущенных возможностей. Попытайтесь определить эти возможности и установить, почему они не были реализованы, а страна оказалась в застое, а потом и в кризисе. Попытку вывести страну из кризиса и сохранить советскую систему, с помощью так называемой» перестройки «предпринял М. С. Горбачёв в середине 1980-х годов. Ваша задача понять сущность, рассмотреть практику перестройки, установить, что такое «новое политическое мышление», определить, почему перестройка началась с изменения внешнеполитического курса страны. Каковы были результаты его практической реализации и в целом перестройки? Когда и почему распался Советский Союз?

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие изменения произошли в мире после окончания Второй мировой войны?

2.Что такое «холодная война»? Когда она началась? В каких формах протекала? Когда закончилась?

3.Чем можно объяснить ужесточение политического режима в СССР в послевоенные годы? В чём оно проявилось?

4. В каком направлении осуществлялась эволюция внешней политики советского руководства после войны?

5. Чем Вы можете объяснить начавшуюся «оттепель» в духовной и политической жизни страны? Почему она не получила дальнейшего развития?

5. Каковы цели и результаты реформ, проведенных в стране в 1953 -1964 гг.? В чём проявилась их непоследовательность и противоречивость?

7. В чём проявилось нарастание негативных тенденций в социально-экономическом развитии страны в 1970-начале 1980-х годов? Почему этот процесс не удалось остановить?

8. Каковы причины диссидентского движения в СССР? Его цели, методы? Каковы результаты политического действия?

9. Какие цели преследовала перестройка М. С. Горбачёва? Почему она потерпела крах?

10. Когда и в связи с какими событиями СССР прекратил своё существование?

Тема VII. Россия постсоветская

Становление новой российской государственности. Политический кризис 1993 г. Ликвидация советской власти. Конституция 1993. Россия – президентская республика. Становление и развитие российского федерализма, его особенности. Угроза распада России и военно-политический кризис в Чечне. Финансовая и политическая ситуация в стране в 1998–1999 гг. Административно-правовая реформа В.В. Путина, укрепление вертикали власти. Курс на консолидацию общества. Политические партии РФ. Выборы в Государственные думы. Президентские выборы. Преобразования в сфере науки, образования. Культура в современной России.

Социально-экономическое развитие РФ. Действия правительства либеральных реформаторов: «шоковая терапия» Е.Т. Гайдара, ваучерная приватизация А.Б. Чубайса. Итоги и последствия экономических реформ 1992–1994 гг., их корректировка в последующие годы. Основные направления социально-экономической политики в 2000-2008 гг. Достижения, проблемы, трудности социально-экономического развития в современной России.

Новая геополитическая ситуация в мире на рубеже ХХ–ХХI вв. Внешняя политика РФ в 1992–2008 гг., ее эволюция. Концепция внешней политики, ее приоритеты, механизмы реализации.

Рекомендуемая литература:

1. Биллингтон Д. Россия в поисках себя / Пер. с англ. – М., 2005.

2. Внешняя политика Российской федерации 1902–1999. – М., 2000.

3. Гайдар Е.Т. Дни поражений и побед. – М., 1997.

4. Георгиев Т.С. Русская культура: история и современность. – М., 1999.

5. Горбачёв М.С. Августовский путч. – М., 1991.

6. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ). 1992–2002 гг. – М., 2003.

7. Государственность современной России. − М., 2003.

8. Дегоев В.В. Россия при Путине: обретения, тревоги, надежды. – М., 2007.

9. Ельцин Б.Н. Записки президента. – М., 1994.

10. Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. – М., 1990.

11. Короткевич В.И. История современной России. 1991–2003: учебное пособие. – СПб., 2005.

12. Медведев Р.А. Время Путина? Россия на рубеже веков. – М., 2001.

13. Млечин Л.М. Стратегия власти от Б.Н. Ельцина до В.В. Путина. – М., 2002.

14. Петровский В.Е. От империи к старому миру. О внешней политике России переходного периода. – М., 2007.

15. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985–2001. От Горбачёва до Путина. – М., 2001.

16. Соловьев Э.Т. Национальные интересы и основные политические силы современной России. – М., 2004.

17. Цыпин В. история русской православной церкви: 1917–1990. – М., 1994.

18. Шевцова Л.Ф. Режим Бориса Ельцина. – М, 1999.

Методические указания

Представленный раздел открывает новый постсоветский период отечественной истории, который и как любой другой начальный период истории, отличается сложностью, противоречивостью, новизной событий, фактов, остротой проблем, поиском путей их решения. Всё это необходимо видеть и учитывать в процессе изучения темы, которую целесообразно начать с рассмотрения проблем становления российской государственности, выяснения причин, сущности, последствий политического кризиса в октябре 1993 г., уяснения Конституции РФ, отслеживания практики реализации основных её положений, касающихся государственного устройства Российской Федерации. В общем контексте этой проблемы необходимо рассмотреть такие важные и сложные её аспекты, как взаимоотношения центра и регионов, распределение полномочий между ними, которые решались трудно. Сопровождались конфликтами, вплоть до вооружённых. Выясните, почему, когда и где возникали такие конфликты, какими путями и средствами они решались. В качестве самостоятельной проблемы следует рассмотреть проблему экономических преобразований, перехода страны к рыночной экономике и выяснить, когда, в каких условиях они начались. Что означала «шоковая терапия» Е. Т. Гайдара, как она осуществлялась на практике, к каким результатам она привела? Как она отразилась на уровне жизни граждан России? Какие шаги предпринимались руководством страны по исправлению и корректировки курса радикальных экономических реформ? Происходившие преобразования касались не только экономической, политической, но и других сторон жизни российского общества: науки, образования, культуры. Поэтому необходимо выяснить, какие изменения происходили в этих сферах жизни общества, дать им оценку. В тесной связи с внутренней изменялась и внешняя политика Наряду с внутренней изменялась и внешняя политика Российского государства, которая осуществлялась в изменившимся геополитическом пространстве. Необходимо выяснить, проанализировать и оценить эти изменения, определить цель, задачи, основные направления и приоритеты российской внешней политики.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы основные этапы становления государственности в современной России? Что представляет политическая система РФ по Конституции1993 г.?

2. Когда началась экономическая либерализация в России? В чём её сущность? Каковы оказались её сильные и слабые стороны?

3. Когда в России началась приватизация? Какова была её цель? Каковы оказались её результаты?

4. Какие меры предпринимались правительством по стабилизации финансовой обстановки в стране после дефолта 1998 г.

5. Что нового в территориальное управление Россией внёс В. В. Путин?

6. Чем характеризуется геополитическое положение современной России?

7. Под влиянием, каких факторов, в каком направлении и когда наметились изменения во внешней политике РФ? Кем они были инициированы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: