Порядок разрешения юридических коллизий, устранение и преодоление пробелов

Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

В законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дается следующее определение коллизии: «Коллизия нормативных правовых актов – это противоречие (несоответствие) норм действующих нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же общественные отношения».

Ст. 71 Закона РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Исходя из статьи 71 можно сказать, что важное значение для разрешения коллизий имеет юридическая сила нормативного правового акта. Правила юридической силы закреплены в статье 10 Закона РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Пробелы в законодательстве – отсутствие правовых норм, регулирующих общественные отношения, необходимость регулирования которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, принципами и нормами международного права.

С точки зрения причин возникновения пробелов в законодательстве пробельность может быть первоначальной и последующей.

Первоначальная имеет место в том случае, когда обстоятельства, требую­щие правового урегулирования, уже существовали, но законодатель их упус­тил, не охватил формулировками нормативно-правового акта.

Последующая пробельность является следствием появления новых отно­шений в предмете правового регулирования в результате развития регулиру­емой социальной сферы, то есть той сферы, на которую законодатель в целом уже распространил свою волю. Таким образом, в каком-то смысле образова­ние последующих пробелов в законодательстве - явление закономерное, хо­тя в таких ситуациях в полной мере себя должно проявлять правовое прогно­зирование.

В принципе, пробелы в праве, как и случаи полной правовой неурегули­рованности, должны устраняться законодателем по мере их обнаружения. Однако в силу системности права, тесного взаимодействия элементов систе­мы права, пробел в праве можно восполнить еще в процессе реализации пра­ва, а именно — в процессе правоприменения.

Проф. С.С. Алексеев пишет, что «восполнение пробелов в праве - это специфическая форма (метод) применения действующего права, при котором юридическое дело решается, в соответствии с волей законодателя, не нашед­шей, однако, выражения в конкретных юридических предписаниях».

Традиционно в юриспруденции выделяют два способа восполнения про­белов в праве - аналогию закона и аналогию права. Некоторые авторы в ка­честве еще одного способа называют субсидиарное применение права. АНАЛОГИЯ ЗАКОНА — способ восполнения пробела в законодательстве, когда правоприменительный орган выносит решение на основе правовой нормы, рассчитанной на сходные случаи. АНАЛОГИЯ ПРАВА — способ восполнения пробела в законодательстве, когда правоприменительный орган выносит решение по конкретному делу исходя из общих начал и принципов правового регулирования соответствующей отрасли права. Применяется в крайнем случае при невозможности использовать. Применение институтов аналогии закона и аналогии права запрещается в случаях привлечения к уголовной или административной ответственности. В Гражданском Кодексе оговорено, что не допускается применение по аналогии норм, ограничивающих гражданские права и устанавливающих ответственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: