Функции ERP-систем

ERP-система это единое хранилище данных, где содержится вся корпоративная бизнес-информация, и которая обеспечивает одновременный доступ к этой информации всех сотрудников предприятия, наделенных соответствующими полномочиями. Изменение данных системы происходит через ее функции.

Основные функции ERP-систем (рис. 1.2):

1. Ведение конструкторских и технологических спецификаций, которые определяют состав производимых изделий, а также материальные ресурсы и операции, необходимые для его изготовления.

2. Формирование планов продаж и производства.

3. Планирование потребностей в материалах и комплектующих, сроков и объемов поставок для выполнения плана производства продукции.

4. Управление запасами и закупками: ведение договоров, реализация централизованных закупок, обеспечение учета и оптимизации складских и цеховых запасов.

5. Планирование производственных мощностей: от стратегии всего предприятия до планов использования отдельных станков и оборудования.

6. Оперативное управление финансами, включая составление финансового плана и осуществление контроля его исполнения, финансовый и управленческий учет [8].

Рис. 1.2 Основные функции ERP-систем

Основные функции ERP можно разделить на технологические и функциональные. Технологические функции ERP — это наличие трехуровневой архитектуры системы, куда входит сервер баз данных, сервер приложений и клиентская часть, единая база данных (или распределенная база данных с механизмом репликации данных), открытость систем, использование реляционных СУБД и средств CASE для создания этих систем. К технологическим признакам можно отнести и графический пользовательский интерфейс, но практически все современные системы имеют такой интерфейс.

К функциональным признакам относятся:

· автоматизация управления производственными ресурсами;

· автоматизация управления цепочками поставок;

· автоматизации расширенного объемно-календарного планирования;

· автоматизация управления технологической документацией;

· автоматизация конечного планирования ресурсов;

· автоматизация управления взаимоотношениями с клиентами;

· бизнес-аналитика;

· конфигурирования системы [9].

1.3 Модули системпланирования ресурсов предприятий

Системы планирования ресурсов предприятий могут обеспечивать большое разнообразие функциональности, используя компоненты, которые часто называются "модулями". Модульный принцип организации позволяет внедрять ERP-системы поэтапно, последовательно переводя в эксплуатацию один или несколько функциональных модулей, а также выбирать только те из них, которые актуальны для организации. Кроме того, модульность ERP-систем позволяет строить решения на основе нескольких ERP-систем, выбирая из каждой лучшие в своём классе модули (англ. best-of-breed). Разбивка по модулям и их группировка различная, но у большинства основных поставщиков выделяются группы модулей: финансы, персонал, операции.

В 1990-е годы в качестве модулей крупных ERP-систем поставлялись решения для клиентского обслуживания, управления проектами и управления жизненным циклом продукции, но с бурным развитием самостоятельных решений классов CRM, PPM (англ. Project portfolio management) и PLM соответственно, эти модули были либо перепроектированы как отдельно поставляемые продукты, и, фактически, сохраняя преемственность в рамках пакетов бизнес-приложений, просто перестали позиционироваться как часть ERP-продукта, либо были заменены в продуктовых линейках на отдельные, специализированно разработанные решения.

В ERP-системах реализованы следующие основные функциональные модули:

1. Планирование продаж и производства. Результатом действия блока является разработка плана производства основных видов продукции.

2. Управление спросом. Блок предназначен для прогноза будущего спроса на продукцию, определения объема заказов, которые можно предложить клиенту в конкретный момент времени, определения спроса дистрибьюторов, спроса в рамках предприятия и др.

3. Укрупненное планирование мощностей. Используется для конкретизации планов производства и определения степени их выполнимости.

4. Основной план производства (план-график выпуска продукции). Определяется продукция в конечных единицах (изделиях) со сроками изготовления и количеством.

5. Планирование потребностей в материалах. Определяются виды материальных ресурсов (сборных узлов, готовых агрегатов, покупных изделий, исходного сырья, полуфабрикатов и др.) и конкретные сроки их поставки для выполнения плана.

6. Спецификация изделий. Определяет состав конечного изделия, материальные ресурсы, необходимые для его изготовления, и др. Фактически спецификация является связующим звеном между основным планом производства и планом потребностей в материалах.

7. Планирование потребностей в мощностях. На данном этапе планирования более детально, чем на предыдущих уровнях, определяются производственные мощности.

8. Маршрутизация/рабочие центры. С помощью этого блока конкретизируются как производственные мощности различного уровня, так и маршруты, в соответствии с которыми выпускаются изделия.

9. Проверка и корректировка цеховых планов по мощностям.

10.Управление закупками, запасами, продажами.

11.Управление финансами. В этой подсистеме решаются задачи управления финансовой деятельностью. Практически во всех зарубежных системах в нее входят четыре подсистемы более глубокого уровня - «Главная бухгалтерская книга», «Расчеты с заказчиками», «Расчеты с поставщиками», «Управление основными средствами». Автоматизация управления финансами на предприятии позволяет:

· усилить финансовый контроль путем обобщения всей финансовой деятельности;

· улучшить оборот денежных средств путем обеспечения полного управления кредитами и счетами дебиторов;

· оптимизировать управление денежными средствами путем автоматизации расчетов с поставщиками;

· максимизировать отдачу от капитальных вложений путем обеспечения более эффективного управления основными средствами, арендованной собственностью, ремонтной базой, незавершенным капитальным строительством [2].

12.Управление затратами (учет всех затрат предприятия и калькуляция себестоимости готовой продукции или услуг).

13.Управление проектами/программами. В производственных системах, предназначенных для выпуска сложной продукции, собственно производство является одним из этапов полного производственного цикла. Ему предшествуют проектирование, конструкторская и технологическая подготовка, а произведенная продукция подвергается испытаниям и модификации. Для сложной продукции характерны: большая длительность цикла, большое количество предприятий-смежников, сложность внутренних и внешних связей. Отсюда следует необходимость управления проектами в целом и включение соответствующих функций в систему управления [5].

14. Управление персоналом.

Дополнительные модули ERP (стандарт APICS):

· управление логистическими цепочками — SCM (Supply Chain Management);

· усовершенствованное планирование и составление производственных графиков — APS (Advanced Planning and Scheduling);

· управление взаимоотношениями с клиентами — CRM (Customer Relationship Management);

· электронная коммерция — EC (Electronic Commerce);

· управления данными об изделии — PDM (Product Data Management) или PLM (Product Lifecycle Management);

· надстройка Business Intelligence, включающую инструменты в области интеллектуальной бизнес-аналитики (построение хранилищ данных, OLAP, data mining, визуализация и отчетность) и другие модули [4].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: