Организация логопедической работы по коррекции дисграфии и дислексии в условиях логопедического пункта

Проведение массового обследования учащихся начальных классов. Индивидуальное обследование. Комплектование групп. Организация и проведение коррекционных логопедических занятий

Планирование занятий (перспективное, индивидуальное, тематическое). Документация и оборудование логопедического пункта. Методическая работа учителя-логопеда, работа логопеда с родителями.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДИСГРАФИКА

• Способность к слуховому анализу

• Фонема

• Кинетический праксис

• Артикуляционный аппарат

• Оптическое восприятие

• Навыки письма

I. Сбор анамнеза.

П. Обследование артикуляционного аппарата.

1. строение;

2. использование статических движений (удержание позы под счет 7-9 раз, обратить внимание на утомляемость);

3. исследование кинетических движений, переключения с одного уклада на другой.

Вывод: наличие апраксии (отсутствие целенаправленных движений), вид апраксии, наличие утомляемости, прочности движений.

Ш. Исследование элементов устной речи (у ребенка из речевого детского сада устная речь не обследуется).

1. уровень грамматической оформленности, грамматической сочетаемости слов друг с другом;

Вывод: какие связи нарушены (согласование, управление, примыкание).

2. уровень сформированности связной речи (какое звено может быть не сформировано) по серии картин;

3. нарушение звена программирования;

4. нарушение звена мотивации;

5. нарушение звена реализации.

IV. Лотералит (закон, по которому у ребенка формируется явление центризма, право - лево, для этого нужно выделить). Это способность ориентироваться в пространстве, ведущей руки.

1. выявление ведущей ноги (попрыгать на одной ноге, встать на одно колено);

2. выявление ведущей руки (переплести пальцы, аплодировать, скрестить руки на груди;

Проба Лурия: перед ребенком ставится коробка, справа ровными рядами выкладываются спички, слева пуговицы. Необходимо положить их в коробку одновременно.

3. ведущий глаз.

Вывод: какая половина является ведущей.

V. Исследование ориентировки в пространстве.

1. покажи, где право;

2. шаг вперед;

3. правое плечо вперед;

4. правое ухо, левое.

Проба Хеда. Цель:

• проверить, перекодировать движения логопеда (садится напротив-право/лево);

• тронуть правой рукой (левой).

Примечание: пробы могут быть проведены по показу или словесным инструкциям, по ходу возможны поправки. Вывод: переносит ли опыт на последующие пробы.

VI. Исследование двигательных функций.

1. кинетическая функция;

2. зрительно-пространственные пробы:

• пересчет пальцев (тонус руки);

• праксис позы (Лурия) (коза, корова, ножницы);

• на переключение (кулак, ребро);

• плавности;

• движения в воображаемой ситуации (наливай чай, шитье, пила);

• сменные движения (поманить, пригрозить).

Вывод: все или изолированные движения нарушены.

VII. Исследование слухо-моторной координации (воспитание и восприятие ритмической структуры)

• ритмы по слуховому образцу

• ритмы вне поля зрения

• ритмы по словесной инструкции

• подсчет количества ударов

Вывод: уровень сформированности фонематического слуха, наиболее элементарные речевые операции сформированы, а языковые – нет.

VIII. Исследование фонематического слуха (эхоластические повторения -около 0,6 года = 6 месяцев, умение слышать звуки в речевом потоке)

1. поднять руку на соответствующем звуке в слове

2. найти слово с заложенным звуком в речевом потоке

3. подбор картинок на слова с данными звуками

4. придумать слова на заданный звук

• с опорой на конкретные картинки

• самостоятельные операции по определённой тематике

5. придумать слова с заданным звуком

6. слова-паронимы

7. дополнить загадку предложенным словом с заданным звуком

8. повторить простой изолированный звук

9. повторение оппозиционных пар (к-г)

10. повторении серии из 3-х звуков

IX. Пробы для исследования операции для фонематического восприятия Фонематическое восприятие - целенаправленные, осознанные операции, не формируемые спонтанно, а только в процессе обучения. Фонематическое восприятие включает:

1. Определение позиции звука в слове (место звука по отношению к началу и концу)

2. Определение количества звуков

3. Определение рядности звуков (какой звук за каким)

X. Исследование фонетического восприятия (звуковой анализ и синтез)

1. Определить количество звуков в слове

2. Определение позиции (сильной) для звука

• Выделение гласных в начале слова

• Выделение глухих согласных на конце

• Выделение мягких на конце

3. Придумываение слова на определенное количество звуков

4. Придумывание слова на заданную позицию, звук в начале, середине, конце

5. Определение количества гласных/согласных. Придумать слова с определенным количеством гласных

6. Придумать слова, где 2, 3 звука известны ом

7. Умение находить одинаковые звуки в двух словах

8. Исследование рядности звуков в слове стол (какой звук стоит после «т»)

9. Исследование звукового синтеза (произносите звук «к» потом «о» и в конце «т» - какое слово получится?)

Вывод: Какие операции у ребенка сформированы или нет. Автоматизированность операций. (Операции звукового анализа производить с опорой на проговаривание или в уме) Обследование оптического анализа графического знака

I. Назвать печатные буквы

П. Назвать печатные буквы, сгруппированные попарно по сходству. АЛД ВРБЗЬ ГТП

III. Узнать буквы в условиях зашумленности (перевернутые одна на другую, перечёркнутые, зеркальные) Исследования чтения (чтение слогов различной структуры)

• Умения слитного произношения

• Операции прогнозирования при чтении: даём часть слова СГС

доч}

кач} КА

пал}

• Слова заканчиваются по аналогии

• Операция дополнения открытого слога ка...? Выводы:

• Наличие персеверации в процессе узнавания слова (инертное торможение)

• Скорость узнавания, то есть процесс автоматизма


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: