Проведение массового обследования учащихся начальных классов. Индивидуальное обследование. Комплектование групп. Организация и проведение коррекционных логопедических занятий
Планирование занятий (перспективное, индивидуальное, тематическое). Документация и оборудование логопедического пункта. Методическая работа учителя-логопеда, работа логопеда с родителями.
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДИСГРАФИКА
• Способность к слуховому анализу
• Фонема
• Кинетический праксис
• Артикуляционный аппарат
• Оптическое восприятие
• Навыки письма
I. Сбор анамнеза.
П. Обследование артикуляционного аппарата.
1. строение;
2. использование статических движений (удержание позы под счет 7-9 раз, обратить внимание на утомляемость);
3. исследование кинетических движений, переключения с одного уклада на другой.
Вывод: наличие апраксии (отсутствие целенаправленных движений), вид апраксии, наличие утомляемости, прочности движений.
Ш. Исследование элементов устной речи (у ребенка из речевого детского сада устная речь не обследуется).
|
|
1. уровень грамматической оформленности, грамматической сочетаемости слов друг с другом;
Вывод: какие связи нарушены (согласование, управление, примыкание).
2. уровень сформированности связной речи (какое звено может быть не сформировано) по серии картин;
3. нарушение звена программирования;
4. нарушение звена мотивации;
5. нарушение звена реализации.
IV. Лотералит (закон, по которому у ребенка формируется явление центризма, право - лево, для этого нужно выделить). Это способность ориентироваться в пространстве, ведущей руки.
1. выявление ведущей ноги (попрыгать на одной ноге, встать на одно колено);
2. выявление ведущей руки (переплести пальцы, аплодировать, скрестить руки на груди;
Проба Лурия: перед ребенком ставится коробка, справа ровными рядами выкладываются спички, слева пуговицы. Необходимо положить их в коробку одновременно.
3. ведущий глаз.
Вывод: какая половина является ведущей.
V. Исследование ориентировки в пространстве.
1. покажи, где право;
2. шаг вперед;
3. правое плечо вперед;
4. правое ухо, левое.
Проба Хеда. Цель:
• проверить, перекодировать движения логопеда (садится напротив-право/лево);
• тронуть правой рукой (левой).
Примечание: пробы могут быть проведены по показу или словесным инструкциям, по ходу возможны поправки. Вывод: переносит ли опыт на последующие пробы.
VI. Исследование двигательных функций.
1. кинетическая функция;
2. зрительно-пространственные пробы:
• пересчет пальцев (тонус руки);
• праксис позы (Лурия) (коза, корова, ножницы);
• на переключение (кулак, ребро);
|
|
• плавности;
• движения в воображаемой ситуации (наливай чай, шитье, пила);
• сменные движения (поманить, пригрозить).
Вывод: все или изолированные движения нарушены.
VII. Исследование слухо-моторной координации (воспитание и восприятие ритмической структуры)
• ритмы по слуховому образцу
• ритмы вне поля зрения
• ритмы по словесной инструкции
• подсчет количества ударов
Вывод: уровень сформированности фонематического слуха, наиболее элементарные речевые операции сформированы, а языковые – нет.
VIII. Исследование фонематического слуха (эхоластические повторения -около 0,6 года = 6 месяцев, умение слышать звуки в речевом потоке)
1. поднять руку на соответствующем звуке в слове
2. найти слово с заложенным звуком в речевом потоке
3. подбор картинок на слова с данными звуками
4. придумать слова на заданный звук
• с опорой на конкретные картинки
• самостоятельные операции по определённой тематике
5. придумать слова с заданным звуком
6. слова-паронимы
7. дополнить загадку предложенным словом с заданным звуком
8. повторить простой изолированный звук
9. повторение оппозиционных пар (к-г)
10. повторении серии из 3-х звуков
IX. Пробы для исследования операции для фонематического восприятия Фонематическое восприятие - целенаправленные, осознанные операции, не формируемые спонтанно, а только в процессе обучения. Фонематическое восприятие включает:
1. Определение позиции звука в слове (место звука по отношению к началу и концу)
2. Определение количества звуков
3. Определение рядности звуков (какой звук за каким)
X. Исследование фонетического восприятия (звуковой анализ и синтез)
1. Определить количество звуков в слове
2. Определение позиции (сильной) для звука
• Выделение гласных в начале слова
• Выделение глухих согласных на конце
• Выделение мягких на конце
3. Придумываение слова на определенное количество звуков
4. Придумывание слова на заданную позицию, звук в начале, середине, конце
5. Определение количества гласных/согласных. Придумать слова с определенным количеством гласных
6. Придумать слова, где 2, 3 звука известны ом
7. Умение находить одинаковые звуки в двух словах
8. Исследование рядности звуков в слове стол (какой звук стоит после «т»)
9. Исследование звукового синтеза (произносите звук «к» потом «о» и в конце «т» - какое слово получится?)
Вывод: Какие операции у ребенка сформированы или нет. Автоматизированность операций. (Операции звукового анализа производить с опорой на проговаривание или в уме) Обследование оптического анализа графического знака
I. Назвать печатные буквы
П. Назвать печатные буквы, сгруппированные попарно по сходству. АЛД ВРБЗЬ ГТП
III. Узнать буквы в условиях зашумленности (перевернутые одна на другую, перечёркнутые, зеркальные) Исследования чтения (чтение слогов различной структуры)
• Умения слитного произношения
• Операции прогнозирования при чтении: даём часть слова СГС
доч}
кач} КА
пал}
• Слова заканчиваются по аналогии
• Операция дополнения открытого слога ка...? Выводы:
• Наличие персеверации в процессе узнавания слова (инертное торможение)
• Скорость узнавания, то есть процесс автоматизма