CVP-анализ (Cost–Volume–Profit analysis) является базовым инструментом управленческого учета. В российской учетной практике он известен как анализ взаимосвязи «затраты – объем – прибыль», либо анализ безубыточности, операционный анализ. Используется для обоснования, прежде всего, краткосрочных управленческих решений, в частности для оценки изменения прибыли под воздействием объема производства (продаж) продукции, цены продаж, удельных переменных затрат, совокупных постоянных затрат.
Применяется для решения ряда управленческих задач, круг которых связан с определением потенциальных прибылей и убытков, установлением цен продаж на продукцию и возможностью их снижения, решения вопросов об объемах производства/продаж продукции, изменения структуры затрат и ассортиментом продукции и т.п.
СVР-анализ сопряжен с определением точки безубыточности, маржинального дохода, операционного рычага, расчетом абсолютных и относительных показателей (процентов, коэффициентов), применением методов элементарной математики и несложных статистических приемов.
|
|
Модель безубыточности позволяет ответить на следующие вопросы:
какое влияние окажет прибыль на изменение цен на реализуемую продукцию, изменение переменных и постоянных затрат, объема реализации;
какой объем продаж обеспечит достижение безубыточности;
каковы оптимальные объем и структура;
как изменение в структуре реализации повлияет на прибыль и минимальный безубыточный объем;
какой «запас прочности» есть у предприятия;
какой объем продаж позволит достичь запланированного объема прибыли;
какую прибыль можно ожидать при данном уровне реализации;
какой минимальный уровень цен на продукцию предприятия при заданном объеме выпуска позволит избежать убытков;
как изменение в ассортименте реализуемой продукции повлияет на прибыль и минимальный безубыточный объем;
производить ли товары самостоятельно или заказывать на стороне;
какова нижняя граница цены на реализуемую продукцию. Модель безубыточности опирается на ряд исходных предположений:
поведение затрат и выручки можно описать линейной функцией одной переменной – объема выпуска;
переменные затраты и цены остаются неизменны в течение всего планового периода;
структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;
поведение постоянных и переменных затрат может быть измерено точно;
на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они не существенны), т.е. объем продаж соответствует объему производства.
Точка безубыточности (критическая точка, точка равновесия, «мертвая точка») показывает тот объем производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг), при котором организация не имеет ни прибылей, ни убытков и за счет полученной выручки полностью покрывает произведенные затраты.