Цель практики
Целями проведения производственной практики студентов являются:
- закрепление знаний и навыков, полученных в процессе обучения;
- изучение особенностей и проблем деятельности конкретной организации;
- сбор, систематизация, обобщение материалов для последующего написания выпускной квалификационной работы бакалавра по предварительно выбранной теме.
Задачи практики:
- изучение организации, в которой студент проходит практику, ее системы управления;
- участие в разработке организационно-методических и нормативно-технических документов для решения конкретных задач управления на месте прохождения практики;
- анализ деятельности организации – базы практики;
- выполнение конкретных заданий программы практики;
- выполнение научных исследований в соответствии с научной тематикой кафедры и в целях написания студентами научных работ или выступлений на научных конференциях;
- помощь организациям и предприятиям, в том числе и на договорной основе, в выполнении каких-либо конкретных работ;
- укрепление деловых контактов университета и кафедры с предприятиями и организациями.
Содержание практики
Студент должен изучить и проанализировать различные аспекты деятельности организации, в которой он проходит практику. Ниже приводится примерный перечень вопросов относительно работы компаний и учреждений, на которые студенту следует ориентироваться в процессе прохождения практики.
1. Общая характеристика предприятия:
- направления деятельности, виды товаров и услуг, производимых и предоставляемых данным предприятием;
- положение на рынке;
- форма собственности, формирование уставного капитала;
- основные положения устава компании;
- организация управления компанией;
- структура собственности и крупнейшие собственники.
2. Управление финансами на предприятии:
- организационная структура управления (отделы и подотделы, распределение полномочий);
- процедуры обоснования и принятия решений;
- используемое программное обеспечение (в организации учета, в области финансового анализа, управления инвестиционными проектами, финансового планирования и бюджетирования);
- применяемые методики при подготовке и обосновании тех или иных решений.
3.Финансовое положение (анализ операционной деятельности организации):
- структура активов и пассивов компании;
- рентабельность деятельности;
- ликвидность активов;
- длительность финансового и операционного циклов;
- финансовая устойчивость предприятия.
4. Методы управления деятельностью фирмы и ее финансами:
- тактика финансирования оборотных средств;
- инвестиционная политика (методы отбора инвестиционных проектов и формирование бюджета капитальных вложений, этапы разработки инвестиционных проектов, оценка эффективности, методы финансирования инвестиционных проектов);
- структура расходов и доходов предприятия, формирование финансового результата;
- распределение прибыли;
- формы краткосрочного финансирования и методы обеспечения текущей платежеспособности;
- методы среднесрочного финансирования;
- финансовая стратегия предприятия;
- логистические методы;
- организационные методы;
- методы принятия решений.
5. Учет и налогообложение на предприятии:
- финансовая отчетность компании;
- методы учета затрат;
- использование управленческого учета;
- структура налоговых платежей предприятия;
- использование процедур оптимизации налогообложения и налогового планирования;
- методы стратегического планирования финансово-экономической деятельности организации.
6. Стратегическое планирование на предприятии, его роль в конкурентоспособности фирмы:
- стратегическое планирование на предприятии, его роль в конкурентоспособности организации;
- конкурентное положение организации;
- особенности конкурентного позиционирования организации на рынке;
- характеристика используемого организацией сегментирования рынка;
- рыночное позиционирование ассортиментных рядов организации по отношению к товарам конкурентов;
- разработка бизнес-плана создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов).
7. Анализ маркетинговой деятельности организации:
- характеристика используемого организацией сегментирования рынка;
- анализ программ повышения потребительской лояльности;
- стратегии ценообразования организации;
- характеристика системы товародвижения;
- ассортиментная политика организации.
При формировании индивидуального задания (см. приложение 2) студентом самостоятельно либо совместно с руководителем практики или научным руководителем из пунктов 2-7 выбираются те аспекты деятельности предприятия, которые необходимо детально изучить для написания выпускной квалификационной работы и отчета по практике.
В ходе производственной практики студент должен подробно изучить основные аспекты деятельности подразделения, в котором он проходит практику, в частности:
- задачи и функции, выполняемые подразделением, его место в общей организационной структуре предприятия (организации);
- принципы работы подразделения;
- документооборот в подразделении;
- основные применяемые методики работы персонала;
- методики планирования и обоснования решений, принимаемых руководством подразделения.
В зависимости от того, в какой организации и структурном подразделении студент проходит производственную практику, руководитель практики вправе самостоятельно определить основные вопросы деятельности организации и подразделения, которые студент должен будет изучить и осветить в отчёте. Определение этих вопросов руководителем должно происходить с учётом конкретных обстоятельств деятельности организации.
Студенты в период практики должны научиться:
- проводить аналитическую, исследовательскую работу по оценке социально-экономической обстановки и конкретных форм управления;
- применять полученные в университете знания в решении практических задач;
- вести управленческую, маркетинговую, коммерческую и сбытовую работу в различных подразделениях предприятий;
- анализировать состояние маркетинговой системы предприятия и вырабатывать высокоэффективные предложения по её рационализации;
- оценивать соответствие деятельности коммерческой организации нормативно-правовой базе;
- документально оформлять результаты анализа;
- готовить индивидуальные и коллективные решения, оптимизировать их с учетом экономических последствий и требований деловой этики;
- оформлять необходимую документацию, в т.ч. отчетную – бухгалтерскую и статистическую.
Студент, проходящий производственную практику, должен:
На подготовительном этапе:
- присутствовать на собрании по практике;
- получить документацию по практике (программу практики и дневник практики с направлением на практику);
- ознакомиться с программой практики;
- получить индивидуальное задание у научного руководителя и согласовать с ним календарный план работы на период практики.
В период прохождения производственной практики:
- активно овладевать практическими навыками работы по специальности;
- качественно и полностью выполнять индивидуальное задание;
- собирать и обобщать необходимый материал для выпускной квалификационной работы;
- качественно выполнять выданные поручения и возложенные на него должностные обязанности по месту прохождения практики;
- вести дневник практики.
На заключительном этапе:
- заполнить по установленной форме дневник практики и сдать на кафедру;
- подготовить отчет по практике в соответствии с требованиями программы производственной практики;
- своевременно сдать и защитить в установленные сроки отчёт по практике.