И возможные направления развития

Как и любая страна с трансформационной экономикой Республика Беларусь сегодня переживает исключительно трудный период социальной, политической и экономической переориентации, перехода от командно-административной экономики к социально-ориентированной экономической системе. При этом необходимо указать, что, благодаря выверенной и глубоко продуманной социально-экономической политике нынешнего руководства страны, последствия трансформационного кризиса в Беларуси в целом преодолены: достигнут предкризисный уровень производства; обеспечен стабильный экономический рост; страна характеризуется очень низким уровнем безработицы и устойчивым возрастанием реальных доходов населения; по индексу развития человеческого потенциала Беларусь уверенно догоняет группу развитых стран мира; коэффициент дифференциации населения по уровню доходов значительно ниже, чем во всех других постсоветских странах; население страны в отсутствие локальных вооруженных конфликтов и террористических актов, захлестнувших буквально всю планету, имеет возможность спокойно и плодотворно трудиться, учиться, растить детей.

Это стало возможным и по той причине, что руководство страны, не поддавшись на лживые призывы наших заокеанских «друзей» к «обвальной» приватизации и «огульной» либерализации и, руководствуясь исключительно национальными интересами Республики Беларусь, сумело сохранить и нарастить промышленно-производственный потенциал страны, не позволив превращать труд белорусов в диковинные приобретения типа дорогих заграничных вилл, футбольных клубов, шикарных яхт, персональных авиалайнеров и т.п. Именно поэтому, население страны на Республиканском референдуме 17 октября 2004 г. выразило свое желание продолжить развитие страны в указанном направлении.

Для закрепления достигнутого успеха необходимо особое внимание сосредоточить на развитии отраслей материального производства и межотраслевых комплексов регионов. При этом развитие регионов в переходных к рынку странах, как правило, сводится к двум сценариям:

1) постепенная деиндустриализация регионов и страны в целом, что неизбежно приводит к ослаблению инновационного потенциала, «утечке мозгов», засилью импортных товаров, старению основных фондов, увеличению доли ручного труда, деградации и депопуляции населения и, в конечном счете, к потере экономической самостоятельности региона и страны;

2) поэтапное и целенаправленное преобразование научно-технического и инновационного потенциала регионов и страны в целом, что, в сочетании с продуманной промышленной и инвестиционной политикой, способно обеспечить технико-технологическое перевооружение и модернизацию производства, его выход на передовые рубежи научно-технического прогресса, повышение конкурентоспособности выпускаемой в регионах продукции.

В целом, благодаря вышеуказанным факторам, Республика Беларусь сегодня является современным, промышленно развитым государством, для которого характерна индустриальная модель структуры занятости населения, большая часть которого трудится в производственной сфере. Поэтому логичным является избрание второго сценария развития регионов, отраслей производства и межотраслевых комплексов.

Так, специфика и особенность комплексного социально-экономического развития регионов предопределяют разделение отраслей на две группы:

· 1 группа – отрасли (объекты) регионообразующего значения, определяющие роль региона в общественном и территориальном разделении труда и являющиеся основой его экономического развития (промышленность, агропромышленный комплекс, строительство, внешний транспорт, связь и наука);

· 2 группа – отрасли социального развития (объекты обслуживающего значения, связанные с удовлетворением потребностей населения и обеспечивающие общехозяйственные условия развития объектов первой группы). К этим отраслям относятся: жилищно-коммунальное хозяйство, торговля и общественное питание, внутрирегиональный транспорт, здравоохранение, образование и культура и др.

Для развития отраслей обеих групп и обеспечения долговременного экономического подъема, выхода регионов на передовые позиции в научно-технической сфере и повышения их конкурентоспособности следует активно двигаться по принципиально новым, авангардным направлениям. Прежде всего, необходимо обратить особое внимание на развитие лазерных, информационных, электронных технологий и технологий оптических производств, поскольку именно по этим направлениям в стране и ее регионах накоплен мощный научный и инновационный потенциал. Весьма важно ускорить разработку оборудования, приборов и устройств для передачи данных – телефонных, видеотелефонных, телеграфных, факсимильных и т.п. – с использованием цифровых высокоскоростных волоконно-оптических систем связи.

Новой группой изделий, производство которых возможно развернуть на предприятиях городов республики, является электронная техника медицинского и экологического назначения, приборы контроля окружающей среды, диагностические интеллектуально ориентированные медицинские комплексы, бытовая техника на основе лазерно-оптических технологий, высокоэффективные лазеры для технологического применения. Отраслевая наука должна также сконцентрировать свои усилия на решении собственно городских проблем:

· создании новых материалов для возведения жилых и других зданий, новых типов зданий и сооружений;

· производстве автобусов и троллейбусов;

· развитии собственной машиностроительной базы для отраслей городского хозяйства;

· рациональном использовании ресурсов, включая вторичные;

· охране окружающей среды;

· промышленной переработке отходов и создании надежной системы мусороудаления;

· очистке и повторном использовании сточных вод;

· электронизации и технизации городского быта;

· электрификации городского автотранспорта и др.

После решения перечисленных задач, связанных с наличием определенного научно-технического и инновационного задела, следует уделить особое внимание развитию фундаментальных научных исследований. В частности, необходимо осуществить разработку ряда комплексных программ, предусматривающих теоретические и экспериментальные исследования фундаментальных взаимодействий структур и частиц на субъядерном, ядерном и макроскопическом уровнях, создание высоких технологий (плазменных, лазерных, информационных), решение проблем малой и нетрадиционной энергетики, здравоохранения и многих других.

Важную роль в структурной перестройке хозяйства регионов может сыграть развитие их инновационной инфраструктуры, под которой принято понимать совокупность организаций или ее подразделений, осуществляющих инновационную деятельность в регионе и способствующих ей. К таким организациям относятся:

а) инновационный инкубатор – сложный многопрофильный комплекс, как правило, занимающий отдельное здание и реализующий широкий перечень инновационных и информационных услуг. Инкубатор предоставляет эти услуги сторонним фирмам в течение 2–5 лет, после чего эти фирмы покидают инкубатор и начинают самостоятельную деятельность;

б) технологический парк – это научно-производственный территориальный комплекс, в состав которого входит ряд центров: исследовательский, инновационный, маркетинговый, центр обучения и центр информационных технологий;

в) технополис – целостная научно-производственная структура, созданная на базе отдельного города, в экономике которого заметную роль играют технопарки и инкубаторы.

Весьма перспективным для Беларуси считается создание в регионах технопарков, в том числе, на базе научно-технических центров и военных научно-производственных комплексов. К расширению их сети следует привлекать технические вузы и институты регионов, а также предприятия и организации, где будут доводиться до производства передовые разработки ученых. Поскольку для эффективной работы технопарков и функционирующих на их основе научно-производственных комплексов необходима соответствующая инфраструктура (коммерческие банки, биржи, вычислительные центры, фирмы по маркетингу, центры подготовки и переподготовки кадров и т.п.), то в некоторых конкретных случаях речь может идти даже о технополисах. В частности, Президент Республики Беларусь поставил весьма амбициозную задачу по созданию в стране белорусской «силиконовой долины».

Развитая инновационная инфраструктура в регионах способна обеспечить заинтересованное использование их интеллектуального потенциала не только в получении новых научных результатов, но и в их коммерциализации, развитии самых разнообразных форм бизнеса по всему инновационному циклу: исследование – разработка – производство – потребление.

Особое внимание в Республике Беларусь должно уделяться развитию реального сектора экономики и, прежде всего, отраслям промышленности. При этом развитие промышленности должно быть направлено на решение следующих основных задач:

· удовлетворение потребностей народного хозяйства региона и республики в промышленной продукции и, прежде всего, за счет собственного производства и собственных ресурсов Республики;

· увеличение выпуска наукоемкой и конкурентоспособной продукции с тем, чтобы можно было приобретать сырьевые и энергетические ресурсы из других стран.

В структуре производства продукции производственно-технического назначения приоритет отдается продукции, необходимой региону и республике, прежде всего, для переоснащения предприятий машиностроительного комплекса, легкой и пищевой промышленности, строительной индустрии, нужд сельского и домашнего хозяйства, сферы услуг и других отраслей социального комплекса. Учитывая недостаточную обеспеченность регионов топливно-энергетическими ресурсами и значительную зависимость от зарубежных (особенно российских) их поставок, одной из важных задач развития промышленности должно стать энергосбережение.

В число приоритетных входят:

· наукоемкие отрасли машиностроительного комплекса, в том числе бывший оборонный сектор, электроника, приборостроение, средства вычислительной техники и связи, металлорежущее станкостроение, производство сварочного оборудования, электротехника и т.п.;

· подотрасли легкой промышленности, базирующиеся на местном сырье;

· пищевая промышленность, представляющая собой комплекс многопрофильных предприятий с большим ассортиментом выпускаемой продукции;

· топливно-энергетический комплекс, призванный обеспечить потребности государства во всех видах топливно-энергетических ресурсов (обеспеченность Республики Беларусь собственными топливно-энергетическими ресурсами не превышает 15%).

Развитие промышленности в Республике Беларусь (как и практически во всех других странах мира) тщательно прогнозируется и планируется, поскольку на уровне областей республики и г. Минска разрабатывается комплексный прогноз основных параметров промышленности. Он формируется с учетом приоритетных направлений развития этой важнейшей отрасли народного хозяйства, а также демографического, природно-ресурсного и экономического потенциала каждой области при обеспечении самофинансирования расширенного воспроизводства.

В комплексном прогнозе развития промышленности учитываются:

· научно обоснованные оценки возможных и допустимых социально-экономических и экологических нагрузок на каждый регион;

· реальные материально-технические и финансово-экономические возможности отдельных регионов;

· влияние научно-технических и технологических достижений на долговременные тенденции развития отдельных отраслей и производств.

Далее в комплексном прогнозе определяются: степень удовлетворения потребностей в ее продукции как по объему, так и по ассортименту; источники покрытия этих потребностей (собственное производство, поставки из других регионов, импорт); объемы вывоза за пределы регионов, включая экспорт; возможности внедрения достижений научно-технического прогресса в целях улучшения потребительских и эксплуатационных свойств продукции, покрытия собственных потребностей, а также обеспечения взаимовыгодного товарообмена с другими регионами.

Другим важным направлением развития реального сектора экономики является совершенствование отечественного агропромышленного комплекса (АПК), в котором сегодня сложились основы многоукладной экономики. В частности, в республике имеются три группы хозяйств по формам собственности:

1) сельскохозяйственные предприятия, основанные на государственной форме собственности (совхозы, госплемпредприятия, опытно-производственные хозяйства, семеноводческие совхозы и др.);

2) сельскохозяйственные предприятия негосударственной формы собственности, представленные коллективными и реформированными предприятиями;

3) субъекты хозяйствования негосударственной формы собственности, представленные крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами.

Одним из наиболее перспективных направлений совершенствования АПК считается его реформирование с учетом территориального аспекта. Так, в числе основных путей совершенствования растениеводства называют:

· совершенствование структуры посевных площадей во всех регионах с целью обеспечения в продовольственном и кормовом зерне за счет собственного производства (кроме импорта специальных его видов);

· увеличение производства картофеля, особенно в районах центральной части Республики Беларусь, имеющей наиболее благоприятные условия для его возделывания;

· концентрация посевов сахарной свеклы в Брестской, Гродненской и юго-западных районах Минской области, имеющих наиболее благоприятные почвенно-климатические условия для ее выращивания, в рамках государственной целевой программы «Белорусский сахар»;

· повышение плодородия почв во всех регионах посредством рационального использования органических и минеральных удобрений.

Территориальные задачи животноводства:

· максимальное использование богатых травяных и растительных ресурсов во всех регионах, составляющих главный резерв повышения продуктивности скотоводства;

· увеличение производства на животноводческих комплексах по откорму свиней и птицы в Минской, Брестской и Гродненской областях за счет лучшего обеспечения их концентрированными кормами;

· восстановление технического оснащения сельскохозяйственного производства во всех регионах Республики Беларусь, так как степень изношенности ее машинно-тракторного парка достигла 70%.

Прогнозирование и планирование развития производства в отдельных отраслях единого АПК осуществляется по продуктовым подкомплексам. При этом в составе показателей отражаются: материально-техническая база сельского хозяйства; объемы производства сельскохозяйственной продукции; балансы ее валовых ресурсов с выявлением объемов промышленной переработки исходного сырья; наличие емкостей для хранения сырья и готовой продукции и т.д. При прогнозировании и планировании развития отраслей перерабатывающей промышленности АПК учитывают: потребность населения региона или республики в пищевых продуктах; объемы сырьевых, материальных и трудовых ресурсов; наличие производственных мощностей и необходимость их полного использования; внедрение новых технологий и достижений научно-технического прогресса; сглаживание и ликвидация сезонного производства и т.п.

Развитие региона невозможно без строительства новых и модернизации действующих промышленных предприятий, объектов производственной, социальной, управленческой и рыночной инфраструктуры, т.е. без активизации инвестиционно-строительного процесса в регионе. Роль и значение строительного комплекса определяются, прежде всего, спецификой и многоцелевым назначением его продукции. Он создает прочную базу для дальнейшего более широкого и глубокого развития экономики страны при освоении новых территорий и природных ресурсов. Строительство оказывает огромное значение на состояние научно-инновационной деятельности в регионе, поскольку оно, обеспечивая условия для реконструкции и переоснащения производства, способствует скорейшему внедрению новейших достижений в науку и практику, сокращая продолжительность строительного цикла от разработки проекта до законченного сооружения. Все это делает весьма и весьма актуальным в процессе реализации государственного регионального управления прогнозирование и планирование строительного комплекса регионов Республики Беларусь.

Прогнозирование развития строительного комплекса регионов проводится на основе анализа его функций, включающих:

· выполнение работ по вводу в действие объектов производственного и непроизводственного назначения;

· материально-техническое обеспечение строительного комплекса местными строительными материалами, строительными конструкциями и деталями;

· развитие самофинансирования строительного комплекса.

В процессе такого прогнозирования предусматривается: определение потребности в продукции и услугах строительного комплекса в натуральных и стоимостных показателях; расчет потребности в материально-технических ресурсах для осуществления строительства; увязка объемов строительного производства с мощностями строительных организаций, выполняющих подрядные работы; обеспечение финансовыми ресурсами (капитальными вложениями) строящихся объектов.

Прогноз и планирование объемов строительных работ в регионе осуществляется с учетом перспектив развития всех отраслей народного хозяйства и потребностей населения. Общий объем строительных работ соотносится с потребностями в материальных, трудовых и финансовых ресурсах, обосновывается наличием мощностей строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций, а также потребностью в строительных материалах, конструкциях и деталях на основе укрупненных нормативов расходования на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ.

Объемы работ строительного комплекса координируются, увязываются с производственными мощностями. Разработка баланса производственных мощностей должна рассматриваться в тесной связи с балансами производства и распределения строительных материалов и конструкций, так как строительные мощности во многом зависят от видов зданий и сооружений и от типа используемых для их сооружения конструкционных материалов.

При разработке балансов необходимо:

· рассчитать потребности в строительных материалах для нового строительства, расширения и реконструкции мощностей, капитального ремонта;

· определить объемы кооперативных поставок;

· определить объемы производства строительных материалов на территории региона и поставки в республиканский фонд;

· уточнить покрытие потребностей за счет поставки из республиканского фонда, ввоза из других районов по кооперативным поставкам и прямым договорам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: