Система оценки качества сформированных компетенций по итогам освоения дисциплины

Изучение курса предусматривает различные формы учебно-познавательной деятельности студентов, как в часы аудиторных занятий, так и в часы самостоятельной работы.

Самостоятельная работа играет ведущую роль в формировании личности будущего профессионала и является необходимым условием развития его потенциальных возможностей. Она должна обеспечивать не только усвоение, контроль и самоконтроль определенных знаний, но и помогать формированию навыков самостоятельного их приобретения.

I. Формы текущего контроля

7.1. Контрольная работа.

7.1.1. Требования к выполнению контрольной работы

Контрольная работа по дисциплине "Основные направления консультативной психологии" является важным звеном в выработке у студентов навыков самостоятельного изучения науки, усвоения положений, выводов, в приобретении опыта самостоятельного получения и накопления знаний.

Для того чтобы подготовить контрольную работу, соответствующую требованиям, студент должен использовать не только полученные теоретические знания, но и владеть дополнительной информацией.

Контрольная работа выполняется под руководством преподавателя. Выполненная контрольная работа сдается на проверку. Если работа соответствует предъявляемым требованиям, преподаватель оценивает ее в баллах. Неудовлетворительно выполненная контрольная работа подлежит переработке в соответствии с замечаниями преподавателя. К сдаче экзамена по дисциплине допускаются только те студенты, которые имеют положительные оценки по контрольным работам.

Контрольная работа обычно содержит 5 вопросов, раскрытие которых включает в себя следующие элементы: введение, основная информация, заключение. Объем контрольной работы - 2-10 стр.

Основное внимание нужно уделить всестороннему и глубокому теоретическому освещению изучаемых вопросов. Поэтому написание контрольной работы необходимо начинать с постановки и изложения содержания проблемы каждого из вопросов. Теоретические положения и выводы должны основываться на конкретных источниках.

В течение семестра студент должен выполнить 3 контрольные работы по изучаемой дисциплине.

7.1.2. Критерии оценки контрольной работы

Оценка «отлично» ставится, когда в работе глубоко и всестороннее излагаются основные положения вопроса, используются не только основные, но и дополнительные материалы, логически последовательно осуществлен переход от одного вопроса к другому. Стиль изложения должен соответствовать уровню развития студента, свидетельствовать о высокой степени владения студентом соответствующими источниками. Основные положения подтверждаются ссылками на авторов, исторические и литературные источники. Работа написана грамотно, аккуратно оформлена. Работа содержит необходимые выводы и обобщения.

Оценка «хорошо» ставится, когда материал логически последовательно изложен в работе, присутствуют необходимые выводы и обобщения, качество оформления не вызывает существенных нареканий. Работа свидетельствует о самостоятельности автора, способности работать с соответствующими текстами. При этом используется только наиболее известные источники, некоторые выводы недостаточно аргументированы, но в целом отдельные погрешности не имеют принципиального характера.

Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если материал изложен логически не последовательно, выводы не конкретны, слабо аргументированы, в литературном стиле и оформлении работы имеются погрешности.

Оценка «неудовлетворительно» ставится тогда, когда студентом представлены материалы без соответствующего анализа и обобщения, когда работа не носит исследовательского характера, оформлена с грубыми нарушениями требований. При этом студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы по теме, отдельным вопросам.

7.1.3. Примеры контрольных работ по дисциплине "Основные направления консультативной психологии"

Контрольная работа. Тема 2. Предмет, цели и задачи консультативной психологии.

1. Раскройте основные понятия клиент-центрированного подхода К. Роджерса:

§ поле опыта;

§ самость;

§ Я-реальное;

§ Я-идеальное;

§ тенденция к самоактуализации;

§ эмпатия,

§ конгруэнтность;

§ безусловное принятие.

2. Смоделируйте во внеаудиторной обстановке ситуацию консультативной беседы и примените в работе с "клиентом" технику "заполнение пустоты". Зафиксируйте автоматические мысли, выявленные с помощью данной техники, и сформулируйте гипотезу относительно дисфункционального убеждения клиента, лежащего в основе его автоматических мыслей и "запускающего" их. Отчет представьте в письменной форме.

Контрольная работа. Тема 7. Технологии анализа психологической проблемы клиента на различных этапах консультативного процесса.

1. Раскройте понятие о полноценно функционирующей личности с точки зрения психоаналитической теории. Что считается психической "нормой", а что "патологией" в различных психоаналитических концепциях: в концепции З. Фрейда, К.-Г. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, в концепциях, разработанных в рамках школы объектных отношений?

2. Оцените диапазон проявлений эмпатии по отношению к людям, описываемым ниже. Представьте себе, что Вы консультируете каждого из них, и в ходе работы они рассказывают Вам о своей жизни и своем прошлом. Попытайтесь определить как можно более конкретно, что именно в этих людях есть такого, из-за чего Вам может быть сложно (а может, и нет) испытывать по отношению к ним эмпатию. Запишите свои мысли и чувства по поводу каждой ситуации. Отметьте в отчете, как возникшие у Вас переживания и размышления по поводу каждой ситуации могут помешать и/или помочь в консультативной работе. Как бы Вы построили стратегию работы с клиентом в каждом из случаев?

Список ситуаций:

1. Мужчина, которого обвиняют в совершении насилия над детьми.

2. Молодая незамужняя женщина, желающая сделать аборт.

3. Семнадцатилетний парень, сообщающий Вам о том, что он "голубой".

4. Молодая девушка, регулярно принимающая "экстази".

5. Мужчина средних лет, который говорит Вам, что он слышит "голоса".

6. Женщина, сообщающая Вам о том, что она хочет себя убить.

7. Старший по положению коллега, который чувствует, что ему необходимо поговорить с Вами в конфиденциальной обстановке о своем семейном кризисе.

7.2. Реферат.

7.2.1. Требования к выполнению реферата

Реферат выполняется в соответствии с примерной тематикой и имеет цель сформировать у студентов навыки и умения исследовательской деятельности по психологическим проблемам. Кроме этого процесс подготовки и написания реферата должен научить студентов собирать и анализировать учебный материал, логически последовательно излагать его и делать аргументированные выводы.

Содержание реферата излагается в виде доклада на семинаре и способствует формированию и развитию у студентов необходимых коммуникативных умений и навыков, мастерства публичного выступления.

7.2.2. Критерии оценки реферата

№ п/п Критерии оценки      
1. Новизна предложений, отражающая собственный вклад автора      
2. Оригинальность работы      
3. Глубина изучения состояния проблемы      
4. Соответствие результатов работы современным тенденциям развития науки      
5. Использование современной научной литературы при подготовке работы      
6. Ответы на вопросы участников семинара      
7. Логика изложения сообщения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления      
8. Наличие структуры работы (имеются: введение, цель работы, постановка задачи, решение поставленных задач, выводы, литература)      

7.2.3. Примерный перечень тем рефератов по дисциплине "Основы консультативной психологии"

1. Понятие консультативной психологии и основные этапы ее становления и развития.

2. Определения психологического консультирования с позиций различных теоретических подходов.

3. Цели и задачи консультативной психологии (с точки зрения различных теоретических подходов).

4. Роль личного клиентского опыта в профессиональном становлении консультанта.

5. Особенности отбора клиентов для работы в проблемно-ориентированном консультировании.

6. Противопоказания для консультирования с позиций проблемного подхода (личностные особенности клиентов и степень их психологической зрелости).

7. Влияние личностной и профессиональной рефлексии психолога-консультанта на эффективность работы в проблемно-ориентированном консультировании.

8. Особенности консультативного контракта.

9. Особенности отношений консультант-клиент в различных видах консультирования.

10. Этап установления рапорта: основные характеристики и задачи, решаемые на данном этапе.

11. Вербальные приемы установления рапорта.

12. Невербальные приемы установления рапорта.

13. Основные приемы ведения консультативной беседы.

14. Роль терапевтического (консультативного) «климата» в установлении доверительных отношений (рапорта) с клиентом.

7.3. Тестирование.

7.3.1. Требование к выполнению тестирования.

Тестирование призвано оценить степень усвоения лекционного, самого общего, не углубленного материала по дисциплине. Время, отведенное на решение теста – 15 минут. Возможно использование компьютеров для организации тестирования.

7.3.2. Критерии оценки результатов тестирования:

от 80% и выше правильных ответов – отлично;

от 65% до 80% правильных ответов - хорошо;

от 50% до 65% правильных ответов - удовлетворительно;

менее 50% правильных ответов - неудовлетворительно.

7.3.3. Примеры тестовых заданий

1. Первым этапом консультативного процесса является:

А) выслушивание клиента;

Б) формулировка проблемы клиента;

В) установление раппорта;

Г) неверны все ответы.

2. Какой из приведенных ниже запросов клиента является манипулятивным:

А) запрос об информации;

Б) запрос о снятии симптома;

В) запрос о помощи в изменении поведения члена семьи клиента;

Г) запрос о помощи в самопонимании.

3. Какое из перечисленных ниже качеств можно отнести к абсолютным анти-ПВК психолога-консультанта:

А) недостаток опыта в консультировании;

Б) низкий социальный интеллект;

В) возраст моложе 35 лет;

Г) недостаток специальных знаний в отношении одной из теоретических моделей консультирования.

4. «Баллинтовская» группа это:

А) терапевтическая группа, в которой прорабатывается проблема наркозависимости;

Б) вариант групповой супервизии;

В) Название обучающего метода в гештальттерапии;

Г) неверны все ответы.

5. Феномен переноса в консультировании представляет собой:

А) Проявление сопротивления клиента;

Б) Проявление в процессе консультирования личностной проблематики консультанта;

В) Актуализацию в процессе консультирования переживаний клиента, связанных со значимыми отношениями в прошлом и настоящем.

Г) Неверны все ответы.

6. К реакциям контрпереноса можно отнести:

А) Любые интенсивные чувства консультанта по отношению к клиенту;

Б) Нарушение границ профессиональных отношений во взаимодействии с клиентом;

В) Сны о клиенте;

Г) Верны все ответы.

7. Консультативная гипотеза:

А) Может относиться к причинам возникновения у клиента той проблемы, с которой он обратился к консультанту;

Б) Объясняет связь между отношениями клиента с родителями в детстве и его отношениями со своими детьми в настоящем;

В) Раскрывает функциональную значимость проблемы клиента;

Г) Верны все ответы.

II. Форма промежуточного контроля – ЗАЧЕТ

Примерные вопросы к зачету

по дисциплине "Основы консультативной психологии"

1. Место консультативной психологии в системе концепций и методов психологической помощи.

2. Предмет, цели и задачи консультативной психологии.

3. Источники консультативной психологии, ее возникновение и развитие.

4. Этапы консультативного процесса: общее и различия в их описании разными авторами (А. Блазер, Р. Кочюнас, Р. Мэй, Ю.Е. Алешина, В.Ю. Меновщиков и др.).

5. Особенности консультативного контракта в проблемно-ориентированном консультировании.

6. Особенности отношений консультант-клиент в проблемно-ориентированном консультировании.

7. Этап установления рапорта: основные характеристики и задачи, решаемые на данном этапе.

8. Вербальные приемы установления рапорта.

9. Невербальные приемы установления рапорта.

10. Основные приемы ведения консультативной беседы.

11. Роль терапевтического (консультативного) «климата» в установлении доверительных отношений (рапорта) с клиентом.

12. Этап субъективного изложения жалобы клиентом. Определение и разграничение понятий "жалоба", "запрос" и "проблема".

13. Типология и основные характеристики конструктивных запросов клиентов.

14. Понятие манипулятивного запроса. Способы трансформации манипулятивного запроса в конструктивный.

15. Типы вопросов, используемых на различных стадиях работы с клиентом в проблемно-ориентированном консультировании.

16. Этап анализа проблемы клиента: основные характеристики и задачи, решаемые на данном этапе.

17. Основные аспекты анализа проблемы клиента.

18. Приемы анализа актуальной психологической ситуации клиента и текущего состояния проблемы.

19. Приемы ретроспективного анализа психологической проблемы клиента («истории» возникновения проблемы).

20. Приемы перспективного анализа психологической проблемы клиента (функциональная значимость проблемы).

21. Понятие консультативной гипотезы. Приемы формулировки и проверки консультативных гипотез.

22. Характеристика этапа формулировки проблемы. Требования к формулировке проблемы.

23. Этап проработки проблемы: характеристика этапа, основные приемы, обоснование применения техник, возможные ошибки.

24. Понятие сопротивления. Функции сопротивления. Стратегии работы с сопротивлением клиента в проблемно-ориентированном консультировании.

25. Феномен переноса в проблемно-ориентированном консультировании и стратегии его проработки.

26. Феномен контрпереноса в консультативном процессе. Основные характеристики контрпереноса.

27. Принцип рефлексивного подхода к контрпереносу и его реализация в процессе проблемно-ориентированного консультирования.

28. Правила завершения консультативной беседы и консультативного процесса.

29. Основные ошибки на этапе завершения консультирования и стратегии их преодоления.

30. Этические аспекты проблемно-ориентированного консультирования.

Критерии оценки знаний:

Оценка «зачтено»

- наличие глубоких, исчерпывающих зна­ний в объеме пройденного курса в соответствии с поставленными про­граммой курса целями обучения, правильные, уверенные действия по применению полученных знаний на практике, грамотное и логически стройное изложение материала при ответе, знание дополнительно ре­комендованной литературы.

- наличие твердых и достаточно полных знаний в объеме пройденного курса в соответствии с целями обучения, незначительные ошибки при освещении заданных вопросов, правиль­ные действия по применению знаний на практике, четкое изложение материала.

- наличие поверхностных знаний в объеме пройденного курса в соответствии с целями обучения, изложе­ние ответов с ошибками, хотя и исправляемыми после дополнительных, наводящих вопросов, неуверенность действий по при­менению знаний на практике;

Оценка "не зачтено" - наличие фрагментарных знаний курса, грубых ошибок в ответе, непонимание сущности излагаемого вопроса, неумение приме­нять знания на практике, неспособность отвечать на дополнитель­ные вопросы, а также отказ студента от ответа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: