Содержание дисциплины

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Содержание темы
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ консультативной психологии
Тема 1. Источники консультативной психологии, ее возникновение и развитие. Место и роль консультативной в системе психологического знания. Медицинская модель практической работы с человеком как источник консультирования. Основные цели и средства медицинской науки. Идея здоровья. Проблема медикаментозного воздействия. Возможности медицины в области различения причин и симптомов. Педагогика как источник консультативной психологии. Психология развития как источник консультативной психологии. Психотерапия как источник психологического консультирования. Соотношение понятий "психотерапия", "психологическое консультирование", "психокоррекция и "психотерапия". Возникновение консультат ивной психологии как самостоятельного направления психологической помощи.
Тема 2. Предмет, цели и задачи консультативной психологии. Круг проблем, прорабатываемых в консультативной психологии. Понятие о психическом здоровье и полноценно функционирующей личности, его соотнесение с представлениями о норме и патологии, выработанными в рамках различных психологических концепций. Цели и задачи консультативной психологии с точки зрения различных этапов онтогенетического развития человека. Виды консультативной психологии.
Тема 3. Принципы и этические аспекты консультативной психологии. Этические нормы психолога-консультанта: конфиденциальность, основания для нарушения конфиденциальности, неманипулятивный подход, разграничение личных и профессиональных отношений, профессионализм. Этические ограничения при работе с отдельными членами семьи (консультирование одного из супругов, ребенка, подростка, юноши/девушки). Ориентация на проблему клиента, его нормы и ценности. Границы компетентности психолога-консультанта. Разграничение ответственности консультанта и клиентов. Обеспечение и поощрение свободы выбора в принятии клиентами решений. Условия консультативного контракта. Ведение документации.
Раздел 2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тема 4. Этапы консультативного процесса Многообразие подходов к процессу психологического консультирования и описанию его этапов. Этап установления раппорта. Этап субъективного изложения жалобы клиентом. Приемы вовлечение клиента в свободное рассказывание, использование "Я-сообщений", открытых вопросов. Этап анализа проблемы клиента. Формулировка и прояснение гипотез относительно психологической проблемы, источников и причин ее возникновения. Способы проверки консультативных гипотез. Характеристика этапа формулировки проблемы. Определение грамотно сформулированной проблемы. Этап проработки проблемы. Приемы проработки, методы осуществления перехода с внешнего уровня проблемы на ее внутриличностный уровень. Техники выхода на регулярный паттерн поведения клиента и приемы его трансформации. Завершение консультативного процесса. Техники завершения беседы. Подведение итогов. Позитивная формулировка результата.
Тема 5. Приемы установления консультативного контакта. Факторы и условия, определяющие успешность установления доверительных отношений (рапорта) между консультантом и клиентом. Консультативный климат: правила структурирования консультативного пространства. Предоставление клиенту информации об особенностях консультирования. Невербальные приемы присоединения к клиенту: поддержка глазного контакта, присоединение к позе клиента («отзеркаливание»), присоединение к дыханию. Вербальные приемы присоединения к клиенту: приближение разговорной речи консультанта к языку клиента.
Тема 6. Технология консультативной беседы. Приемы вовлечение клиента в свободное рассказывание, использование "Я-сообщений", открытых вопросов. Приемы эмпатического слушания. Повтор. Виды повтора. Парафраз. Правила перефразирования высказываний клиента. Резюмирование. Условия, необходимые для успешного резюмирования основного содержания высказываний клиента. Приемы развития навыков парафраза и резюмирования у консультанта. Правила отражения чувств клиента. Значение паузы в речи клиента. Виды вопросов, используемых в консультировании. Открытые, закрытые и альтернативные вопросы и их функции. Цели и способы задавания вопросов. Правила формулирования вопросов различного типа. Ошибки, возникающие при формулировке вопросов и способы их преодоления.
Тема 7. Технологии анализа психологической проблемы клиента на различных этапах консультативного процесса. Понятие консультативной гипотезы в проблемно-ориентированном консультировании. Основания, необходимые для выдвижения гипотез. Дифференциация запроса и психологической проблемы. Конструктивные и неконструктивные запросы. Причины формирования неконструктивных запросов. Типы высказываний клиента при различных видах запросов. Процедуры работы психолога с различными видами запросов. Трансформация запроса. Навыки рефлексивного слушания в процессе выдвижения гипотез. Приемы недирективной проверки консультативных гипотез.
Тема 8. Приемы и методы анализа переноса и контрпереноса в процессе оказания консультативной помощи. Феномен переноса в проблемно-ориентированном консультировании. Признаки переноса. Виды переноса. "Положительный" и "отрицательный" перенос. Эротический перенос. Детско-родительский перенос. Нарциссический перенос. Агрессивный перенос. Приемы работы с переносом на различных этапах консультирования. Феномен контрпереноса в проблемно-ориентированном консультировании. Виды и варианты проявления контрпереноса. Функции контрпереноса. Принцип рефлексивного подхода к контрпереносу и способы его реализации в процессе консультирования. Контрперенос как главный метод понимания метакоммуникативного послания клиента. Модель диалогического анализа консультативного процесса.
       

Планы групповых занятий и образовательные технологии

Общие цели проведения групповых занятий по курсу "Основные направления консультативной психологии":

- углубление, расширение и детализация научных знаний по данной дисциплине;

- работа над ключевыми понятиями темы;

- развитие научного профессионального мышления и речи студентов;

- со­действие выработке навыков профессиональной дея­тельности, навыков применения полученных знаний для решения практических задач в процессе совместной деятельности;

- оперативная обратная связь, проверка знаний студентов.

Для успешной подготовки к групповым занятиям студенту невозможно ограничиться слушанием лекций. Требуется предварительная самостоятельная работа студентов по теме планируемого занятия, проработка конспектов, учебни­ков, учебных пособий, специальной литературы, чтобы основательно овладеть теорией вопроса.

Структура групповых занятий: вступ­ление преподавателя, вопросы студентов по материалу, который требует дополнительных разъяснений, собст­венно тематическая часть (включающая рефераты, докла­ды, дискуссии, тренировочные упражнения, решение за­дач, наблюдения, эксперименты и т.д.), заключительное слово препо­давателя.

I. Семинар-дискуссия. Тема: "Место психологического консультирования в системе концепций и методов психологической помощи".

Цель: закрепление знаний студентов о специфике консультативной психологии как самостоятельного вида психологической практики.

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте роль академической психологии как источника психологического консультирования.

2. Проведите сравнительный анализ психологической и медицинской модели практической работы с человеком.

3. Как соотносятся друг с другом понятия «психотерапия», «психокоррекция», «психологическое консультирование»? Обоснуйте свой ответ.

4. Существуют ли принципиальные отличия между психотерапией и психологическом консультирование? Если да, то в чем они заключаются?


Темы докладов:

1. Телеологические подходы и их вклад в развитие гуманистического направления в психологическом консультировании.

2. Возникновение психологического консультирования как самостоятельного направления психологической помощи.

3. Отрасли психологии, в рамках которых зарождалась консультативная психология в XIX – XX веках.

4. Педагогика как источник психологического консультирования.

5. Специфика развития знаний о структуре и закономерностях развития консультативной беседы.

Образовательные технологии: беседа преподавателя с учащимися для выяснения их знаний, отраженных в подготовленных докладах, а также приобретенных непосредственно на семинаре.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Перечислите основные источники психологического консультирования. Какой из них, на Ваш взгляд, оказал наибольшее влияние на развитие психологического консультирования?

2. Проведите сравнительный анализ понятий «техника» и «технология». Как оба понятия используются в психологическом консультировании?

3. Охарактеризуйте позицию Ф.Е.Василюка в отношении психологического консультирования и психотерапии. В чем автор видит принципиальную разницу между указанными видами психологической помощи?

4. Охарактеризуйте позицию М.П. Папуша в отношении психологического консультирования и психотерапии. В чем автор видит принципиальную разницу между указанными видами психологической помощи?

5.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: письменный опрос.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: оценка степени личной активности студентов, компетентности и обоснованности их высказываний, качества подготовленных докладов.


II. Семинар-дискуссия. Тема: "Принципы и этические аспекты консультативной психологии".

Цель: обсуждение основных принципов психологического консультирования и этического кодекса психолога-консультанта.

Вопросы для обсуждения:

1. Этические нормы с психолога-консультанта.

2. Разграничение ответственности консультанта и клиентов.

3. Условия консультативного контракта и санкции при его нарушении.

Темы докладов/рефератов:

1. Факторы риска эмоционального выгорания консультанта и его профилактика.

2. Супервидение как необходимое условие профессионального развития консультанта.

3. Профессионально-важные качества психолога-консультанта.

Образовательные технологии: беседа преподавателя с учащимися для выяснения их знаний, отраженных в подготовленных докладах, а также приобретенных непосредственно на семинаре.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Какие личностные качества, на Ваш взгляд, могут препятствовать эффективному выполнению психологом-консультантом его профессиональных задач? Обоснуйте Ваш ответ.

2. Как следует поступить, если проблема клиента оказалась вне границ компетентности консультанта?

3. Что такое консультативный контракт? Кто должен выступать инициатором его заключения? Во всех ли случаях консультирования обосновано требование его заключения?

Формы контроля самостоятельной работы студентов: письменный опрос.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: оценка степени личной активности студентов, компетентности и обоснованности их высказываний, качества подготовленных докладов.


III. Семинар. Тема: "Этапы консультативного процесса".

Цель: закрепление знаний студентов о структуре консультативного процесса в возрастно-психологическом консультировании.

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите и кратко охарактеризуйте этапы процесса консультирования:

а) по А. Блазеру;

в) по Ю.Е. Алешиной;

г) по Р. Кочюнасу;

д) по Р. Мэю.

2. Что объединяет все рассмотренные схемы? Какова общая логика консультативного процесса?

3. Схема какого автора представляется Вам наиболее удачной с точки зрения ее практической импликации и почему?

Темы докладов/рефератов: по данной теме не предусмотрены.

Образовательные технологии: интерактивный метод "учебная дискуссия", опрос.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Какие типы запросов клиента Вы можете назвать?

2. Что такое неконструктивный запрос?

3. Разведите понятия "запрос" и "психологическая проблема?

4. Как осуществить трансформацию манипулятивного запроса в конструктивный? Всегда ли возможно это сделать?

5. Что такое консультативная гипотеза? Какие требования предъявляются к ее формулировке?

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: оценка степени личной активности студентов, компетентности и обоснованности их высказываний.

IV. Практикум. Тема: "Приемы ведения консультативной беседы".

Цель: Отработка студентами навыков ведения консультативной беседы на начальных этапах консультирования.

Упражнение 1: "Активное слушание".

Процедура: Все студенты разбиваются на пары и садятся лицом друг к другу. Один из членов пары назначается "слушателем", а другой – "рассказчиком". Задача "рассказчиков" состоит в том, чтобы в течение 10 мин рассказывать о чем-либо, а задача "слушателей" – слушать, используя навыки активного слушания.

Спустя 10 мин "рассказчик" дает "слушателю" обратную связь об эффективности или неэффективности такого слушания. Затем происходит обмен ролями в парах.

После выполнения задания организуется общее обсуждение, посвященное активному слушанию. Участников просят прокомментировать то, как они оценивают качество собственной работы в ходе упражнения. Обсуждаются трудности, с которыми столкнулись участники в ходе выполнения упражнения.

Упражнение 2: "Отзеркаливание".

Процедура: Все участники разбиваются на пары. Один становится "консультантом", а другой – "клиентом". Задача "клиента" – разговаривать с "консультантом" в течение 7 минут, который в качестве стратегии использует "отзеркаливание".

Затем участники меняются ролями.

После выполнения задания организуется общее обсуждение. Каждый участник высказывается относительно того, насколько "отзеркаливание" помогало ему общаться с "консультантом", когда он играл роль "клиента", и насколько комфортно он себя чувствовал, играя роль "консультанта", который пытается установить раппорт с клиентом с помощью "отзеркаливания".

Темы докладов/рефератов: по данной теме не предусмотрены.

Образовательные технологии: тренинг.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: беседа.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: оценка степени личной активности студентов, грамотности выполнения упражнений и обоснованности их высказываний в процессе группового обсуждения.


V. Учебно-теоретическая-конференция. Тема: "Психологические особенности нормативных возрастных кризисов и специфика их проработки в консультативной психологии".

Цель: Закрепление знаний студентов о психологических закономерностях нормативных возрастных кризисов и особенностях работы с клиентами, переживающими кризис, в консультативной психологии.

Вопросы для обсуждения:

  1. Стадиальность психического развития человека.
  2. Проблема периодизации развития в онтогенезе.
  3. Понятия:

- «социальная ситуация развития»,

- «новообразования»,

- «кризис»,

-«стабильные» и «критические» возрастные периоды.

Темы докладов/рефератов: по данной теме не предусмотрены.

Образовательные технологии: работа студентов в малых группах, учебная дискуссия, опрос.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Кризис идентичности как нормативный этап развития личности.

2. Кризисные переживания в пожилом возрасте

Формы контроля самостоятельной работы студентов: беседа и обмен мнениями с использованием интерактивного метода "PRES":

Алгоритм метода "PRES":

1. "Я считаю…" (определить позицию, мнение);

2. "Так как…" (аргументировать свою позицию);

3. "Например…" (привести пример, подтверждающий высказанное мнение, позицию);

4. "Таким образом…" (сделать вывод, подчеркивающий и уточняющий позицию).

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: постановка дополнительных вопросов выступающим, оценка степени владения материалом и умения вести дискуссию.

VI. Тренинг. Тема: "Техника "Раннее детское воспоминание" А. Адлера как инструмент консультативной работы с молодыми людьми, испытывающими трудности в интимно-личностных отношениях"

Цель: практическое освоение студентами техники "Раннее детское воспоминание", знакомство с особенностями ее применения для оказания психологической помощи молодым людям, испытывающим трудности в построении интимно-личностных отношений.

Задание 1. Выполняется в течение 10 -15 мин. Инструкция: "Сядьте удобно. Прикройте глаза и расслабьте тело. Вы отправляетесь путешествовать в далекое прошлое своего детства. Начните разматывать свою жизнь, как киноленту, - от сегодняшнего дня к вчерашнему… год назад… два, три… дальше… дальше… вплоть до самого раннего воспоминания. Позвольте себе увидеть что-то: неясные образы, картины… услышать звуки… голоса… слова… бессвязную речь; почувствовать запахи и прикосновения… соприкосновения… Какие чувства возникают у вас? Какие мысли приходят в голову?.. Позвольте себе просто побыть с ними, сколько захочется… Потихоньку начинайте возвращаться в свое настоящее. Медленно измените позу"[1].

.

Запишите в тетради все, что вам представилось. Опишите как можно более подробно ваше "путешествие" в раннее детство. Зафиксируйте на бумаге ваши чувства и мысли, возникшие, как во время этого "путешествия", так и после его завершения.

Задание 2. Проведите анализ собственного раннего детского воспоминания по схеме, разработанной Е.Н. Исполатовой, Т.П. Николаевой[2].

После выполнения задания организуется дискуссия, в ходе которой студентам предоставляется возможность поделиться своими мыслями и чувствами по поводу проделанной работы, трудностями, с которыми они столкнулись при проведении анализа раннего детского воспоминания. Кроме того, с участием преподавателя обсуждаются возможности и особенности применения данной техники в процессе консультирования.

Преподаватель также может предложить для обсуждения и анализа студентами заранее подготовленные клиентские случаи, содержащие ранние детские воспоминания.

Темы докладов/рефератов: по данной теме не предусмотрены.

Образовательные технологии: тренинг.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: беседа.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: постановка дополнительных вопросов выступающим, оценка степени владения материалом и умения вести дискуссию.

VII. Круглый стол. Тема: "Особенности психологического консультирования подростков, испытывающих трудности в профессиональном самоопределении"

Цель: сформировать у студентов знания о возрастных этапах профессионального самоопределения и навыки консультативной помощи подросткам, испытывающим трудности в профессиональном самоопределении.

Вопросы для об суждения:

1. В чем сущность профессионального самоопределения?

2. Чем отличаются профессиональное и личностное самоопределение?

3. В чем заключается главная цель профессионального самоопределения?

4. Какие периодизации профессионального развития вам известны?

5. Чем отличается периодизация профессионального развития по Е.А.Климову и В.А.Бодрову?

Темы докладов/рефератов:

1. Субъект в профессии типа "человек-человек"

2. Субъект в профессии типа "человек-природа"

3. Субъект в профессии типа "человек-техника"

4. Субъект в профессии типа "человек-знак"

5. Субъект в профессии типа "человек-художественный образ"

6. Формула профессии

Образовательные технологии: дискуссия в общем кругу, взаимооценки студентами друг друга.

Задания для самостоятельной работы студентов: составьте программу профориентационной работы с клиентами одной из возрастных категорий (по выбору).

Формы контроля самостоятельной работы студентов: проверка письменной работы.

Формы текущего контроля и освоенных компетенций: шкалирование эффективности участия студентов в групповой дискуссии.

VIII. Тренинг. Тема: "Технические приемы гештальтподхода в консультировании клиентов, переживающих кризис среднего возраста".

Цель: формирование у студентов навыков использования основных гештальт-техник в консультативной работе с клиентами, переживающими кризис среднего возраста.

Упражнение: Гештальт-техника "Старый заброшенный магазин". Время выполнения вместе с анализом и обсуждением – 2 ак. часа. Инструкция: " Сядьте удобно. Прикройте глаза и расслабьте тело. Представьте, что вы идете по хорошо освещенной людной улице города, а потом сворачиваете в переулок и попадаете на узкую, слабо освещенную улочку со старинной архитектурой. Вы спускаетесь вниз по ней, дорога, по которой вы идете, вымощена камнем, вы смотрите по сторонам и среди прочих построек замечаете старый, заброшенный антикварный магазин. Его окна грязные, но если заглянуть, можно заметить, что внутри находятся разные вещи и предметы. Приблизьтесь к окну и посмотрите на них повнимательнее.

А теперь найдите дверь, ведущую в магазин и войдите внутрь. Внимательно осмотрите вещи, оказавшиеся внутри и выберите среди них ту вещь которая больше всего вас заинтересует. Включите ваше воображение. Представьте, что эта вещь может говорить. Пусть вещь расскажет вам о том, как она попала в магазин, как ей здесь живется, кто был ее хозяином, как они расстались…Обратите внимание на то, какие чувства вы испытываете, знакомясь с историей этой вещи. Вы можете сделать с ней, все, что захотите: оставить на прежнем месте, взять с собой, что-то еще… Подумайте, как бы вам хотелось поступить с этой вещью и сделайте так, как считаете правильным.

А теперь отойдите в центр того помещения, магазина, в котором вы находитесь. Скользните взглядом по полкам и той же самой дорогой, по которой пришли сюда, постепенно возвращайтесь назад… к той начальной точке, с которой начался ваш путь. Неспешно возвращайтесь в настоящее, в ваш сегодняшний день, в нашу аудиторию. Сделайте медленный глубокий вдох, откройте глаза, измените позу.

После выполнения упражнения студенты садятся в круг, и преподаватель предлагает одному из них, по желанию, рассказать историю вещи, с которой он встретился в "путешествии" от первого лица. Далее преподаватель показывает на примере, как строится работа с историей клиента, в качестве которого в данном случае выступает студент-доброволец. Если преподаватель видит готовность аудитории, прежде всего, эмоциональную, к дальнейшей работе, можно провести анализ случая еще одного из студентов, выразивших желание представить свою историю.

Выполнение задания завершается общим обсуждением "по кругу" чувств и переживаний, возникших в процессе выполнения упражнения и анализа представленных случаев.

Образовательные технологии: тренинг.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Уровни развития личности по Ф. Перлзу.

2. Работа со снами в гештальт-консультировании.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: письменно.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: оценка степени личной активности студентов, их включенности в процесс тренинга, рефлексивных способностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: