Пальчиковая гимнастика – одна из актуальных проблем логопсихологии и логопедии. Этой проблеме посвящены работы таких авторов, как М. М. Кольцовой, Н. И. Кузьминой, Н. С. Жуковой и др.
Поскольку речь не только высшая психическая функция, но и высший моторный акт, то, развивая двигательную систему, мы развиваем и речь.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями института физиологии детей и подростков АПН РФ (А. В. Антакова-Фомина, М. М. Кольцова, Е. И. Исенина). Они установили, что если движения пальцев соответствует возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам.
Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Исследования отечественных физиологов также показали связь развития руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции ЦНС. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ. Они способны улучшить произношение многих звуков, а, значит развить речь ребенка.
|
|
Недостатки в речевом развитии могут послужить серьезным препятствием на пути развития ребенка, например, развитие его коммуникативных способностей.
Известно, что у некоторых детей с расстройствами речи наблюдается выраженная общая моторная недостаточность, атакже отклонения в развитии тонки движений пальцев рук. В связи с этим в системе работы по их обучению и воспитанию в детском саду предусматриваются коррекционно - воспитательные мероприятия в данном направлении.
В литературе описаны отдельны приемы работы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, 1973), при моторной алалии (Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская, 1977). Естественно, имеются более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и диференцированных движений пальцев рук у детей с церебральным параличом (М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова, 1980).
Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их делят на группы по назначению.
1. Игры – манипуляции
«ладушки-ладушки», «сорока-белобока» - указательным пальцем осуществляются круговые движения. «пальчик-мальчик,где ты был?», «мы делили апельсин», «этот пальчик хочет спать», «этот пальчик дедушка», «раз-два-три-четыре, кто живет в моей квартире», «пальчики пошли погулять» – ребенок по очереди загибает каждый пальчик. Эти упражнения развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
|
|
2. Сюжетные пальчиковые упражнения
· «пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки и двух одновременно).
· «распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
· «грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
· «елка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: Б-П; Т-Д; К-Г.
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)
предложено И.Деннисоном и Г.Деннисоном. с помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнения требуют от ребенка внимания и сосредоточенности.
· «кулак-ребро-ладонь» - последовательно менять 3 положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
· «ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо, затем одновременно опустить ухи и поменять их положение.
· «симметричные рисунки» - рисовать у воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки, начинать лучше с круглого предмета. Яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время рисования на свою руку.
· «горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе на горизонтальной плоскости цифру 8 три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливания, пощипывания (от периферии к центру)
· «помоем руки под горячей струей воды» - движения как при мытье рук
· «надеваем перчатки» - большими и указательным пальцем правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладони.
· «засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пилка. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
· «согреем руки» - движения, как при растирании рук
· «молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать гвозди».
· «гуси щиплют траву» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти используется грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
6. Театр в руке
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память снимает психоэмоциональное напряжение.
· «бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепет пальцев»).
· «сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.
· «рыбки» - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб.
· «сначала они плавают порознь, а потом решили, что вместе веселее».
· «осьминожки» - правая рука, осторожно и поочереди передвигает свои щупальца- пальцы путешествуют по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.