Теория. Актуальность

Пальчиковая гимнастика – одна из актуальных проблем логопсихологии и логопедии. Этой проблеме посвящены работы таких авторов, как М. М. Кольцовой, Н. И. Кузьминой, Н. С. Жуковой и др.

Поскольку речь не только высшая психическая функция, но и высший моторный акт, то, развивая двигательную систему, мы развиваем и речь.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями института физиологии детей и подростков АПН РФ (А. В. Антакова-Фомина, М. М. Кольцова, Е. И. Исенина). Они установили, что если движения пальцев соответствует возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам.

Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Исследования отечественных физиологов также показали связь развития руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции ЦНС. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ. Они способны улучшить произношение многих звуков, а, значит развить речь ребенка.

Недостатки в речевом развитии могут послужить серьезным препятствием на пути развития ребенка, например, развитие его коммуникативных способностей.

Известно, что у некоторых детей с расстройствами речи наблюдается выраженная общая моторная недостаточность, атакже отклонения в развитии тонки движений пальцев рук. В связи с этим в системе работы по их обучению и воспитанию в детском саду предусматриваются коррекционно - воспитательные мероприятия в данном направлении.

В литературе описаны отдельны приемы работы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, 1973), при моторной алалии (Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская, 1977). Естествен­но, имеются более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и диференцированных движений пальцев рук у детей с церебральным параличом (М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова, 1980).

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их делят на группы по назначению.

1. Игры – манипуляции

«ладушки-ладушки», «сорока-белобока» - указательным пальцем осуществляются круговые движения. «пальчик-мальчик,где ты был?», «мы делили апельсин», «этот пальчик хочет спать», «этот пальчик дедушка», «раз-два-три-четыре, кто живет в моей квартире», «пальчики пошли погулять» – ребенок по очереди загибает каждый пальчик. Эти упражнения развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения

· «пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки и двух одновременно).

· «распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.

· «грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

· «елка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: Б-П; Т-Д; К-Г.

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)

предложено И.Деннисоном и Г.Деннисоном. с помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнения требуют от ребенка внимания и сосредоточенности.

· «кулак-ребро-ладонь» - последовательно менять 3 положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

· «ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо, затем одновременно опустить ухи и поменять их положение.

· «симметричные рисунки» - рисовать у воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки, начинать лучше с круглого предмета. Яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время рисования на свою руку.

· «горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе на горизонтальной плоскости цифру 8 три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливания, пощипывания (от периферии к центру)

· «помоем руки под горячей струей воды» - движения как при мытье рук

· «надеваем перчатки» - большими и указательным пальцем правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладони.

· «засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пилка. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

· «согреем руки» - движения, как при растирании рук

· «молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать гвозди».

· «гуси щиплют траву» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти используется грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

6. Театр в руке

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память снимает психоэмоциональное напряжение.

· «бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепет пальцев»).

· «сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

· «рыбки» - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб.

· «сначала они плавают порознь, а потом решили, что вместе веселее».

· «осьминожки» - правая рука, осторожно и поочереди передвигает свои щупальца- пальцы путешествуют по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: