Коррекция. В возрасте ребенка от одного до трех лет в процессе физического воспитания формируется кинестетическое восприятие

В возрасте ребенка от одного до трех лет в процессе физического воспитания формируется кинестетическое восприятие.

В этот период детей начинают обучать навыкам самообслуживания, предлагая им доступные задания. При развитии двигательных функций широко используют звуковые ритмические и речевые стимулы. Пальчиковые упражнения можно проводить под музыку. Особо важное значение имеет четкая речевая инструкция, которая нормализует психическую деятельность ребенка, улучшает понимание речи, обогащает словарь.

Полезно, чтобы, выполняя те или иные движения и действия ребенок научился одновременно проговаривать их; в дальнейшем подключается певучее проговаривание или счет.

Очень важно в процессе физического воспитания нас основе совместной предметно практической и игровой деятельности формировать и закреплять у ребенка связь между словом, предметом и действием.

Развитие моторики рук проводится также путем стимуляции игровой деятельности ребенка.

Развивая тонкую моторику пальцев рук, ребенка одновременно обучают подбирать простые геометрические фигуры (шар, куб, треугольник) по форме, размеру; располагать кубики в ряд по горизонтальной и вертикальной плоскости - «строить поезда, соборы, башни».

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизиру­ющее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шести­гранного карандаша.

Нашей народной педагогикой созданы игры «ладушки», «сорока - белобока», «коза рогатая» и другие. [1]

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции Ц. Н. С. Простые движения кис­тей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.

Существуют самые разнообразные формы работы по развитию дви­жений пальцев.

1. а) Статичные изображения пальцами предметов, образов окру­жающего мира: фигуры из пальчиков «флажок», «киска»;

б) Движения сопротивления: игра «хома - хомячок».

2. Движения пальцев, передающие динамические образы: «гармош­ка» — раздвигание и сдвигание пальцев, лежащих на столе.

3. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру тек­ста в стихотворной форме: «кулак-кулачок», «ладушки-ладошки».

4. Движения пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочка­ми, маленькими резиновыми мячами, шнурами, резиновыми кольца­ми, пинцетом, прищепками, бусинками.

5. Игры с мозаикой.

6. Пальчиковые игры с пластилином.

7. Игры с бумагой: рваная аппликация, складывание бумаги, ска­тывание бумаги в шарик.

8. Действия с ножницами.

9. Действия с толстыми нитками.

10. Действия с крупой, семенами: пересыпание крупы из одной ем­кости в другую, разбор разных видов крупы, выкладывание из крупы изображений на пластилиновой поверхности.

11. Действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую, игры с пипеткой.

12. Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка.

13. Действия с мелкими предметами, игрушками.

14. Действия с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкла­дывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге,

15. Рисование на бумаге пальчиками.

16. Показ сказок пальчиками.

При проведении этой работы, необходимо помнить о главном условии успешности всех видов деятельности — ребенку должно быть ин­тересно! У него должна быть создана положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них. [3]

Ребенок только родился – и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжим кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни.

В связи с этим в метод физического воспитания изменилась традиционная последовательность обучения основным видам жизнедеятельности: необходимых движений (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазанье, бросание, ловля, метание), которые осваивает ребенок. С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения - схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки. С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произволы движения – он захватывает мягкие игрушки, бусы. С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает перекладывает. С 7 месяцев взрослый играет с ребенком в «Ладушки», помогает собирать пирамидку, игрушки гнезда, матрешку, складывать кубики. Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом частушки, потешки. Взрослые любовно и мудро поучали ребенка.

Сорока-ворона

Кашу варила, деток кормила,

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала.

Ты в лес не ходил,

Ты дров не рубил,

Ты кашу не варил. [4]

Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком овладению навыками речи ускоряют ее развитие на три-четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному использованию.

Как правило, комплексы пальчиковой гимнастики применяются логопедами для устранения дефекта речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (психолог, музыкальный руководитель инструктор по физической культуре и воспитатели).

Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора! [4]

1. Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю - Я вас всех приветствую (пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).

2. Во время утренней гимнастики.

Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и др.) детям предлагают «поиграть с предметом», например передавать мяч из рук в руки. В это время педагог спрашивает у детей: «Какой мяч?». (Ровный, гладкий, круглый, красивый, резиновый и т.д.) Если детям предлагают комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок»:

На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто открыть его бы смог?

Потянули (руки тянутся в стороны),

Покрутили (круговые движения пальцев от себя),

Постучали (основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли (разомкнули пальцы).

3. На физкультминутках (три-четыре упражнения).

Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье), поскольку на занятии, как правило, устает вся рука, а не только кисть. Детям предлагаются махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с хватательных движений - сжать пальцы в кулак, разжать (как двумя руками сразу, так и поочередно каждой рукой). Затем детям предлагают сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложным движением («Пальчики здороваются» или «Коготки»), далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки («Надеваем перчатку») и предметов - прокатывание карандаша, грецкого ореха.

На достаточно сложных занятиях, которые требуют высокой умственной активности детей, используются пальчиковые кинезиологические упражнения - из серии «гимнастики мозга».

4. На физкультурных занятиях.

На учебно-тренировочных занятиях пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей - в заключительной части. На занятиях с использованием тренажеров и фитболов (коррекционных мячей) также используются упражнения для пальцев. Исходное положение может быть различным: стоя, сидя на полу («поза факира»), сидя на гимнастических мячах и др.

Ну-ка, братцы, за работу (поочередно разгибать пальцы, начиная с большого).

Покажи свою охоту:

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать (энергично шевелить всеми пальцами),

Наших деток забавлять.

С целью формирования у детей элементарных представлений о своем организме и практических умений по уходу за ним используются движения пальцев кисти в сочетании с движением рук.

Кто зубы не чистит,

Не моется с мылом (пальцы рук поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами),

Тот вырасти может

Болезненным, хилым (ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка).

Дружат с грязнулями

Только грязнули (пальцы рук соединены в замок),

Которые сами

В грязи утонули (движение, имитирующее пловца).

У них вырастают

Противные бяки (пальцы сжать в кулак, затем выпрямить, руки согнуть в локтях, ладони друг за другом около носа),

За ними гоняются

Злые собаки (руки вперед, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуть, каждый палец правой руки касается одноименного пальца левой руки).

Грязнули боятся

Воды и простуд,

А иногда и вообще не растут (руки скрещены на груди, согнуться, выпрямиться, поднять руки вверх).

В конце физкультурного занятия традиционно проводится комплекс упражнений для рук и пальцев «Как живешь?».

Как живешь?

- Вот так! (Большие пальцы обеих рук - вверх, остальные собраны в кулак?)

А плывешь?

- Вот так! (Руками изображают движение пловца)

Как бежишь?

- Вот так! (Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища)

Вдаль глядишь?

- Вот так! (Поочередно прикладывать ладони ко лбу)

Машешь вслед?

- Вот так! (Энергичные движения кистями рук?)

Ночью спишь?

- Вот так! (Ладони под голову?)

А шалишь?

- Вот так! (Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам?)

5. Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу.

Детям очень нравится показывать «театр в руке»: «На солнечной поляне стоит домик. В нем жив кошка. Она любит сидеть на своем стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышь прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зеленые, пушистые ели...» (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев).

6. На прогулке в теплое время года.

После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.

«Гусь»

Гусь гнездо свое чинил,

Гусь считалку сочинил,

И гогочет, и гогочет:

Заучить считалку хочет!

«Зайчик - кольцо»

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко.

А колечко непростое -

Блестит, словно золотое.

7. В зачине подвижной игры или в ходе игры.

Например, в игре «Дельфин и рыбки» дети на каждую строчку зачина выполняют движения руками.

В море бурном, море синем (кисти рук на уровне лица, ладони вниз, пальцы переплетен волнообразное движение, начиная с правого плеча)

Быстро плавают дельфины (волнообразное движение руки, согнутой в локте, кисть на уровне плеча).

Не пугает их волна, рядом плещется она (рука согнута в локте, на уровне лица, волнообразные движения кистью).

В подвижной игре «Ловля обезьян» при помощи пальцев ребенок изображает обезьяну (руки согнуты в локтях и разведены в стороны - сжимание и разжимание кулачка, скрещивание рук перед лицом и одновременно: сжимание и разжимание пальцев; руки согнуты в локтях, кисти рук друг за другом на уровне носа, ладонями в стороны, пальцами вверх - «обезьянка дразнится»).

8. С добрым утром! Для создания у детей положительного психоэмоционального настроен применяются упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки», добрым утром, глазки! (Поглаживаем веки глаз) Вы проснулись? («Смотрим в бинокль»)

С добрым утром, ушки! (Поглаживаем ушки.)

Вы проснулись? (Прикладываем ладонь кушам.)

С добрым утром, ручки! (Поглаживаем кисти рук.)

Вы проснулись? (Хлопаем в ладоши.)

С добрым утром, ножки! (Поглаживаем ноги.)

Вы проснулись? (Притопываем.)

С добрым утром, солнце! (Руки раскрываются навстречу солнышку.)

Я проснулась! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться?

9. На досугах, праздниках, развлечениях.

На развлечениях, в ходе которых активизируется мелкая моторика рук («Перемени предмет», «Передай мяч», «Посадка картошки»), детям предлагают:

• выложить фигуру из физкультурного инвентаря (кегли, гимнастические палки, обручи, флажки);

• построить стену, забор, пирамиду из кубиков;

• провести мелом линию в «лабиринте», не коснувшись его края;

• составить слово из кубиков, на которых нарисованы буквы.

Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.

К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем. [2]

Развитию мелкой моторики могут служить игры с мозаикой, пальчиковые игры с пластилином, игры с бумагой, действия с ножницами, толстыми нитками, действия с крупой, водой, песком, пуговицами, рисование, показ сказок пальчиками.

По мнению С. А. Мироновой, использование игр с пальчиками, сопровождаемых чтением народных стихов-потешек, создает благоприятный эмоциональный фон, обеспечивает хорошую тренировку пальцев, учит улавливать ритм стиха. Кроме того, народные потешки являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи, т. к. большинство из них построено на диалоге.

Как показывает опыт исследователей, вполне достаточно 3-5 минут каждодневных упражнений по развитию мелкой моторики. Их можно проводить перед дневным или вечерним сном, перед обедом или ужином.

Таким образом, пальчиковая гимнастика является средством логопедической коррекции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова М. развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи // Дошкольное воспитание. 1990. № 8.

2. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004 г.

3. Моисеева Р. Пальчиковые игры – упражнения // Дошкольное воспитание. 2000. № 10.

4. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дефектология.

ТЕСТ

1. Первый уровень задержки речевого развития характеризуется:

А. отсутствием экспрессивной речи (лепетные слова) при достаточно развитом уровне понимания (уровень экспрессивной речи). В процессе общения ребенок использует жесты, мимику, крик, телодвижения;

Б. присутствием лепетных слов, «речь иностранца»;

В. наличие собственных слов ребенка, неупотребление общеупотребляемых слов.

2. Кто из исследователей занимался разработкой приемов работы по развитию моторики у детей с ЗРР:

А. Немов Р. С.;

Б. Волкова Л. С.;

В. Мастюкова Е. М.

3. Какая из этих игр является упражнением пальчиковой гимнастики:

А. «Чай – чай – выручай»;

Б. «Согреем ладошки»;

В. «Третий лишний»;

Г. «Ладушки – ладушки».

4. Уровень развития мелкой моторики зависит от (по выводам из данной работы):

А. уровня речевого развития;

Б. уровня сформированности ВПФ;

В. уровня социальной дезадаптации.

5. Упражнения пальчиковой гимнастики проводятся:

А. ребенком самостоятельно;

Б. после показа взрослым – ребенок делает сам;

В. сначала взрослый проводит с ребенком, после закрепления ребенок проводит сам.

Ответы: 1 - а; 2 - в; 3 - г; 4 - а; 5 - в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: