Диагностика. Логопедическое обследование слабослышащих детей должно быть направлено на возможно полное и всестороннее выявление симптоматики речевых нарушений

Логопедическое обследование слабослышащих детей должно быть направлено на возможно полное и всестороннее выявление симптоматики речевых нарушений. При наличии речевого недоразвития необходимо исследование как импрессивной, так и всех сторон экспрессивной речи. В процессе обследования слабослышащих детей нередко возникает необходимость отграничения тугоухости от сенсорной алалии. При наличии у слабослышащих речевого недоразвития необходимо исследование как импрессивной, так и всех сторон экспрессивной речи. Если помимо недоразвития речи имеются и какие-то другие ее нарушения, не связанные непосредственно с состоянием слуховой функции (например, заикание, ринолалии и пр.), то обследование дополняется также и выявлением симптоматики названных расстройств. Во всех этих случаях логопедическое обследование слабослышащих несущественно отличается от обследования детей с нормальным слухом.

Основная специфика заключается в самом характере проведения с необходимостью учета неполноценности слуховой функции ребенка. Так, в ходе всего обследования приходится постоянно обращать внимание на то, как слышит ребенок предлагаемый ему речевой материал. Для обеспечения лучшей слышимости используются усиление громкости голоса; сокращение расстояния от говорящего до ушной раковины ребенка; звукоусиливающая аппаратура (чаще всего слуховые аппараты индивидуального пользования).

Устранение у слабослышащих нарушений речи, не связанных с состоянием слуховой функции детей ведется обычными, принятыми в логопедии методами. Специфика сводится к учету имеющейся слуховой недостаточности и к обеспечению индивидуального подхода. При ознакомлении слабослышащего ребенка с новым словом важно обеспечить его полноценное восприятие. Это достигается за счет достаточно громкого и отчетливого произнесения слова, в особенности его безударной части за счет одновременного предъявления написанного слова и привлечения внимания к артикуляции говорящего. Те же условия должны быть соблюдены и при ознакомлении слабослышащих учащихся с новыми грамматическими формами.

Нарушения звукопроизношения и письма отличаются большой стойкостью. Это обязывает при устранении сенсорных форм нарушений звукопроизношения особое внимание уделять тщательному проведению дифференциации смешиваемых звуков. Используется опора на зрительное представление артикуляции звука и на кинестетическое чувство. Во избежание возможных ошибок при оценке состояния слуховой дифференциации звуков у ребенка логопеду при обследовании необходимо закрыть лицо экраном, чтобы исключить возможность зрительного восприятия. При несоблюдении этого условия ребенок может различать звуки по особенностям артикуляции (т. е. зрительно), что позволит ему безошибочно показывать называемые логопедом парные
картинки типа «миска — мишка». Естественно, что это создаст иллюзию сохранности слуховой дифференциации данной пары звуков, а значит, приведет к ошибочному заключению. Исключение зрительного восприятия необходимо и при проведении слуховых диктантов, однако даже при этом условии слабослышалдие могут опираться в процессе письма на имеющиеся у них оптические образы слов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: