Коррекция. Со слабослышащими детьми с недоразвитием речи необходимо работать над коррекцией всех нарушенных речевых компонентов - звукопроизношения

Со слабослышащими детьми с недоразвитием речи необходимо работать над коррекцией всех нарушенных речевых компонентов - звукопроизношения, лексико- грамматического строя, письма и импрессивной речью.

Направления коррекционной работы со слабослышащими детьми

1) Слуховой диктант. Для того чтобы исключить участие зрительного анализатора, т.е. считывания слов с губ, лучше всего находиться за спинами детей.

2) Коррекция нарушений, не связанных с нарушением слуха, идет при помощи логопедических методов при учете состояния слуха и индивидуальном подходе.

3) Дифференциация звуков.

Так, при воспитании правильного звукопроизношения у ребенка, не дифференцирующего на слух звуки с и ш, используется опора на зрительное представление артикуляции звука и на чувство положения артикуляторных органов, т. е. на кинестетическое чувство. Эти же самые представления о звуке (вместо отсутствующих слуховых) могут быть положены и в основу работы по устранению имеющихся буквенных замен на письме. Однако этот путь компенсации может обеспечить лишь правильное написание знакомых ребенку слов, тогда как при написании незнакомых он по-прежнему не будет застрахован от ошибок. Для исправления ошибок на письме применяют обходные методы, заключающиеся главным образом, в запоминании детьми основных корневых слов, например, со звуком щ (их в русском языке сравнительно немного) и в овладении правилами словоизменения и словообразования. Например, детям объясняется, что из всех предметов одежды звук щ имеется лишь в слове плащ (следовательно, слова рубашка, шапка, шуба и другие следует писать с буквой ш). Далее внимание детей акцентируется на том, что звук щ сохраняется во всех грамматических формах слова плащ (т. е. во всех косвенных падежах единственного и множественного числа) и во всех производных словах, образованных от данного корневого слова (плащик, плащевой и пр.). Осознанный учет слабослышащими всех этих обстоятельств существенно сократит число ошибок при написании слов с данными звуками в тех случаях, когда детям так и не удалось овладеть их слуховой дифференциацией.
Подобным же образом ведется работа и со словами, включающими в свой состав мягкие и твердые согласные.

4) Работа со словарем и грамматикой. Обеспечивается полноценное восприятие новых слов или грамматической формы. Для этого необходимо громко и отчетливо произнести, написать и артикулировать новое слово. Его также нужно объяснить, чтобы ребенок понял смысл и сумел в дальнейшем использовать в собственной речи.

5) При сенсорных формах нарушений звукопроизношения необходимо тщательно проводить дифференциацию звуков.

6) При полной невозможности воспитать дифференциацию некоторых пар звуков (например, твердые - мягкие, ш- щ) идет опора на зрительное представление артикуляции звука и его ощущение. В этом случае с детьми заучивают слова с определенным звуком по какой - либо тематике.

Возрастающее количество комбинированных дефектов требует совершенствования их дифференциальной диагностики и применения специфических приемов обучения и специально направленного логопедического воздействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963.

2. Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. М., 1976.

3. Коров ин К. Г. Усвоение основных грамматических понятий учащимися старших классов школы слабослышащих. М., 1982.

4. Парамонова л. Г. Методические указания по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушений письма у слабослышащих учащихся 1 отделения, Л., 1984.

5. Трауготт Н. Н., Кайданова С. Н. Нарушение слуха при сенсорной алалии и афазии. Л., 1975.

ТЕСТ

1) Какие сложности могут возникнуть при логопедическом обследовании слабослышащих детей:

А. отграничение тугоухости от моторной афазии;

Б. отграничение тугоухости от мутизма;

В.отграничение тугоухости от сенсорной алалии.

2) У слабослышащих детей состояние речи зависит от:

А.силы модуляции интонации;

Б.степени снижения слуха;

В.физического и психического состояния ребенка;

3) У слабослышащих детей фонетико-фонематические нарушения проявляются в:

А. смешении приставок;

Б. суффиксальных ошибках;

В. резко выраженных затруднениях слуховой дифференциации многих звуков речи.

4) Если слабослышащий ребенок вместо слова “дедушка” говорит “борода” или вместо “кран” говорит “водопровод”, то о какой группе смысловых замен идет речь:

А. называние предмета, сходного по назначению;

Б. употребление характерного признака вместо предмета;

В. использование перифраза для обозначения предмета.

5) При коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей с нарушениями слуха идет опора на:

А. развитие словаря;

Б. зрительный и кинестетический анализатор;

В. развитие слоговой структуры слова;

Ответы: 1 – В, 2 – Б, 3 – В, 4 – Б, 5 – Б.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: