Проблемы реформирования российского нотариата на современном этапе (Смольников Д.И.)

Последние несколько лет характеризуются возросшим интересом со стороны теоретиков и практиков к реформированию российского нотариата. Уверенность в неизбежности изменений возрастает с появлением каждого нового акта, посвященного данному процессу, начиная с концепции проекта Закона "О нотариате и нотариальной деятельности" (в нескольких вариантах) и заканчивая проектом Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности" (дата первой официальной публикации - 18 ноября 2011 г. <1>, далее - проект Закона). Отдельно стоит заметить, что Министерством юстиции РФ был опубликован проект Государственной программы РФ "Юстиция" <2>, в котором нотариату отводится особое место.
Стоит заметить, что 1993 г. стал годом кардинального реформирования нотариата - из советской модели в модель российскую. Причем прежние проблемы требовали как раз проведенных изменений, т.е. создание принципиально нового института. Возможно, сейчас наметился новый этап для реформирования нотариата уже в современной России.

- В настоящее время "российская юрисдикционная система в целом не направлена на предупреждение и погашение конфликта, а в основном рассчитана на рассмотрение споров" <5>. Это выражается и в приоритетном развитии судебной системы, и довольно позднем появлении института медиации, и подходе законодателя к нотариальной деятельности. Например, нынешний Гражданский кодекс РФ (ст. 163) не относит нотариальное удостоверение сделки к способам защиты права, хотя именно таковым оно и является.

- Еще больше вопросов вызывает такая стоящая перед нотариатом задача, как " содействие урегулированию споров или отдельных разногласий лиц, обратившихся за совершением нотариального действия" (ч. 5 ст. 4 проекта Закона). Во-первых, осуществление примирения сторон - это задача медиаторов. Конечно, уменьшение спорности ситуаций при нотариальном удостоверении актов происходит, но только благодаря публичной нотариальной функции, а не методами примирения.
Во-вторых, в литературе отмечалось, что "при возникновении конфликтной ситуации, когда предпринятые нотариусом меры к сближению позиций сторон оказались напрасными, нотариус обязан устраниться от разрешения данного дела и рекомендовать сторонам обратиться в суд за разрешением спора, поскольку разрешение споров в сфере гражданской юрисдикции - прерогатива суда" <9>. В результате рассмотренные положения проекта Закона могут оказаться неработающими.
В России прообраз нотариата появился лишь в XVI в. с введением площадных подьячих, а точнее - с введением справки, которая представляла собой "свидетельский допрос с целью установления подлинности и добровольности заключения сделки, проверки принадлежности имущества продавцу и наличия обременений и запрещений на его отчуждение" <17>. Совершение подобных действий приближает деятельность подьячих к правоприменительной, нотариальной.
Коренным образом ситуация изменилась в связи с проводимой Судебной реформой 1864 г., именно в данный период произошло появление нотариальных контор, а начиная с 1866 г. (принятие Временного положения о нотариальной части) можно говорить о становлении профессионального нотариата в России <18>. Данное положение закрепило "универсальный институт нотариата как формы публичной деятельности независимых нотариусов, уполномоченных государством на совершение нотариальных действий, предупреждающих нарушение права путем закономерного исключающего споры укрепления подлинных волеизъявлений сторон" - Говоря о сущности нотариата, необходимым видится затронуть вопрос двойственной природы нотариата, причем публично-правовая составляющая проявляется в самой деятельности нотариуса (совершение действий от имени Российской Федерации), вне зависимости от способа организации нотариата (государственный или частный). Думается, что такая двойственность мешает правильному пониманию нотариата, который государством, видимо, оценивается лишь как некий бюрократический механизм

- Не менее важной является проблема доступности нотариата, которая, в свою очередь, подразделяется на две другие проблемы: доступности нотариата для населения, особенно для отдельных групп населения (малоимущих), а также открытость для замещения должностей нотариуса. Так, в упоминавшемся проекте - -

- Государственной программы РФ "Юстиция" отмечается, что наличие государственных нотариальных контор не решает проблему обеспечения нотариальной помощью населения экономически нерентабельных районов. Немаловажен и порядок установления тарифов за совершение нотариальных действий. Действительно, величина тарифов, а также порядок его определения является, пожалуй, одним из самых спорных вопросов <25>.
<25> См., напр.: Современное состояние нотариата в Российской Федерации и проблемы его реформирования (Материалы Круглого стола 4 февраля 2010 г.) // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2010. С. 9, 13. Также: Шарафетдинов Н.Ф. Указ. соч. С. 12.

- В завершение следует рассмотреть комплексную проблему управления нотариатом. На настоящем этапе требуется формирование подлинного нотариального сообщества и переосмысление взаимодействия нотариата и государства. Думается, что активному развитию нотариального сообщества будет способствовать перевод нотариата на саморегулирование.

Саморегулируемая организация может не только вырабатывать собственные нормативы и правила (отчего требуется четкая законодательная регламентация всей нотариальной деятельности как основа этих правил), но также осуществлять собственный внутренний контроль. Основным же должен стать судебный контроль в рамках известных процедур.
При этом есть и некоторые позитивные изменения в проекте Закона относительно контроля территориальных органов юстиции за деятельностью нотариусов. Возможные нововведения во многом схожи с моделью контроля в Германии. Так, "при недовольстве деятельностью нотариуса любое лицо может подать жалобу как в нотариальную палату, так и непосредственно через управление юстиции. Но, как правило, управление юстиции сначала передает такие жалобы для рассмотрения нотариальной палате" <30>. Подобная схема наблюдается и в проекте Закона (глава 11). Немаловажно, что в соответствии с основополагающим принципом организации латинского нотариата нотариальная палата в Германии в качестве дисциплинарного взыскания может вынести только предупреждение или предостережение. В связи с чем несколько неорганичным и даже архаичным является дифференцированный вид выговора: простой выговор и выговор перед собранием членов нотариальной палаты (ч. 3 ст. 92 проекта Закона)..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: