Подготовка медицинского состава Вооруженных Сил Республики Казахстан организуется и осуществляется в военно-медицинских учебных заведениях, в ходе боевой и специальной подготовки, а также в процессе повседневной деятельности войск в целях:
1) максимального удовлетворения Вооруженных Сил Республики Казахстан Высококвалифицированными медицинскими специалистами для обеспечения высокой боевой готовности подразделений, частей и учреждений медицинской службы, успешного решения задач медицинского обеспечения войск (сил) в мирное время;
2) постоянного совершенствования и повышения профессиональных знаний и навыков военно-медицинских кадров в соответствии с уровнем развития военной и медицинской науки и практики;
3) формирования и совершенствования у личного состава медицинской службы высоких деловых, нравственных и моральных качеств, преданности Родине.
Подготовка медицинского состава осуществляется в соответствии с принятой в Вооруженных Силах системой подготовки и повышения квалификации личного состава и включает: подготовку офицеров медицинской службы в высших военно-медицинских учебных заведениях; подготовку младшего медицинского состава в учебных медицинских батальонах и на соответствующих учебных сборах в соединениях и частях; повышения квалификации медицинского состава Вооруженных Сил Республики Казахстан; подготовку медицинского состава в системе боевой подготовки.
|
|
Главным в подготовке военно-медицинских кадров является подготовка к практической деятельности в войсках, в частях и учреждениях медицинской службы. В основе обучения военных врачей лежит широкая общеврачебная (клиническая) подготовка.
Уровень подготовки медицинского состава для выполнения задач медицинского обеспечения войск (сил) по занимаемой должности в мирное время и по предназначению на военное время является основным показателем боевой готовности медицинской службы.
Подготовка медицинского состава осуществляется в ходе плановых занятий и учений, а также путем самостоятельной работы.
Самостоятельная работа является одной из ведущих форм приобретения и обновления знаний медицинским составом и должна проводиться постоянно как в период учебы в военно-медицинских учебных заведениях, так и во время повседневной служебной деятельности. Самостоятельная работа проводится под контролем старших начальников, а в военно-медицинских учебных заведениях – преподавателей. Каждому офицеру с учетом его личной подготовленности определяются основные направления совершенствования знаний и навыков, индивидуальные задания, рекомендуется литература для изучения.
|
|
Начальник медицинской службы, командир (начальник) части (подразделения, учреждения) медицинской службы отвечает за состояние подготовки подчиненных.
Он обязан:
1) организовывать боевую, государственно-правовую подготовку и повышение квалификации личного состава службы (подразделения, части, учреждения медицинской службы) и руководить ею;
2) лично заниматься обучением медицинского состава, проводить инструкторско-методические и показные занятия и учения, контролировать полноту и качество подготовки руководителей занятий и учений и качество их проведения;
3) систематически проверять и анализировать уровень подготовки подчиненных и принимать меры по поддержанию их профессиональных знаний и навыков на современном уровне развития военной и медицинской науки и практики;
4) создавать и постоянно совершенствовать учебно-материальную базу службы медицинских подразделений, частей, учреждений.
Гигиеническое воспитание военнослужащих представляет собой целенаправленный процесс формирования сознательного отношения к сохранению и укреплению личного и общественного здоровья как основы работоспособности (боеспособности), здорового образа жизни и высокой ответственности за соблюдение гигиенических норм и санитарных правил, охрану окружающей природной среды от загрязнений вредными для человека отходами и выбросами.
Работа врачей воинских частей, соединений и специалистов санитарно-эпидемиологических учреждений по гигиеническому воспитанию военнослужащих включает:
1) пропаганду мероприятий Президента и Правительства Республики Казахстан в области охраны здоровья населения;
2) пропаганду медицинских и гигиенических знаний, здорового образа жизни;
3) дифференцированное проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию с учетом категории военнослужащих, характера их учебно-боевой деятельности, санитарного состояния воинской части (подразделения), медико-географических особенностей района дислокации;
4) мобилизацию личного состава на сознательное выполнение уставных требований, гигиенических норм и санитарных правил как обязательного условия сохранения и укрепления здоровья военнослужащих, поддержания их высокой работоспособности (боеспособности), повышения санитарно-эпидемиологического благополучия воинской части, соединения;
5) обеспечение плановости, непрерывности и целенаправленности в работе по гигиеническому воспитанию военнослужащих, проведения его в комплексе с государственно-правовыми и культурно-массовыми мероприятиями.
Гигиеническое воспитание и обучение военнослужащих проводятся групповым и индивидуальным методами с использованием лекций, бесед, консультаций, издания листовок, памяток, выпуска санитарных бюллетеней, стенных газет, изготовления и использования плакатов, фотовыставок, диафильмов и диапозитивов, демонстрация видео – и кинофильмов, просмотра телепередач, публикации статей в многотиражных газетах и журналах.
Особое внимание требует мероприятия по гигиеническому воспитанию должностных лиц, отвечающих за организацию и выполнение гигиенических норм и санитарных правил в процессе учебно-боевой деятельности войск, материально-бытовые обеспечение военнослужащих. При этом необходимо широко использовать данные гигиенического анализа показателей состояния здоровья личного состава воинских частей.
Военно-медицинская подготовка – один из разделов боевой подготовки войск, имеющий самостоятельное значение.
Основная задача военно-медицинской подготовки – практически подготовить личный состав Вооруженных Сил Республики Казахстан к оказанию первой медицинской помощи в объеме само – и взаимопомощи при ранениях, травмах и поражениях, полученных в бою, в ходе боевой подготовки, ремонтно-строительных и хозяйственных работ.
|
|
Военно-медицинская подготовка включает:
1) обучение правилам и приемам проведения простейших противошоковых мероприятий (остановка наружного кровотечения, введение обезболивающих средств, наложение различных видов повязок и транспортной иммобилизации мест переломов костей) и привитие навыков их проведения;
2) обучение правилам использования табельных средств индивидуального медицинского оснащения (аптечки индивидуальной, индивидуального перевязочного пакета, индивидуального противохимического пакета, индивидуальных средств обеззараживания воды), а также использование подручных средств для оказания первой медицинской помощи;
3) обучение правилам и приемам розыска, извлечение из боевой техники и труднодоступных мест, переноски и транспортировки, раненых и пораженных и привитие навыков в проведении этих мероприятий;
4) обучением правилам поведения и мерам профилактики в условиях заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами, в том числе приемам и правилам проведения частичной санитарной обработки.
Эти вопросы являются общими для всего личного состава частей и соединений, но изучаются с различной степенью детализации с учетом специфических особенностей выполняемых задач и условий учебно-боевой деятельности.
Планирование военно-медицинской подготовки осуществляется командирами и штабами (начальниками) подразделений и частей (учреждений) при участии начальника медицинской службы части (учреждения) в соответствии с действующей учебной программой.
Занятия по военно-медицинской подготовке организуется и проводятся командирами подразделений учебных классах, создаваемых в частях, оснащаемых стендами и другими наглядными пособиями в соответствии с учрежденной тематикой, а также специальным оборудованием и военно-учебным имуществом по количеству обучаемых на одном занятии (не более 25-30 чел.).
|
|
Классы закрепляются за ответственными лицами, которые отвечают за поддержание их в постоянной готовности к занятиям, за сохранность оборудования, оснащения и принимают меры по их совершенствованию.
Не менее 50% учебных занятий проводится в поле на учебных местах медицинской службы, оборудуемых в составе учебных полей, в ходе тактико-специальных учений и занятий. В этих целях используется переносный комплект (укладка) с учебным имуществом.
Для практической отработки, тренировки и закрепления навыков, полученных обучающимися на занятиях, привлекаются медицинские работники подразделений (фельдшеры, санитарные инструкторы) и наиболее подготовленные военнослужащие (нештатные санитарные инструкторы, санитары). С этой необходимо широко использовать время в ходе занятий по другим видам боевой подготовки (огневой, тактической, тактико-специальной и т.д.) там, где это позволяют условия, а также организовывать и проводить занятия и тренировки в лечебных учреждениях с выздоравливающими больными, находящимися на лечении.
Для методического руководства проводимыми занятиями по военно-медицинской подготовке и контроля закрепления навыков, полученных обучающимися, привлекаются медицинские специалисты подразделений (фельдшеры, санитарные инструкторы).
Учет занятий и контроль за ходом военно-медицинской подготовкой руководителей, качеством и своевременностью проводимых занятий осуществляет начальник медицинской службы части или один из врачей части по его поручению.
Оценка знаний личного состава по военно-медицинской подготовке включается в планы инспектирования (проверок) боевой подготовки подразделений, частей и соединений (учреждений) и осуществляется в соответствии с действующими нормативами.