Предисловие. Тверской государственный университет

Тверской государственный университет

Кафедра русского языка с методикой начального обучения

Т.В.БАБУШКИНА

ТЕХНИКА РЕЧИ

Тверь 2001

В пособие включены теоретические материалы, методические рекомендации по совершенствованию навыков устной речи, даны упражнения и задания по темам, соответствующим программе теоретического курса «Основы культуры и техники речи». Адресовано студентам педагогического факультета дневного и заочного отделений, обучающимся по специальностям «Педагогика и методика начального образования», «Дошкольная педагогика и психология»; может быть использовано также учителями начальных классов и всеми, кто стремится к выработке хорошо звучащего голоса.

.


Даже хороший от природы голос

Следует развивать не только для

Пения, но и для речи.

К.С.Станиславский

Хорошую речь хорошо и слушать,

Красную речь красно и слушать.

Пословица

ПРЕДИСЛОВИЕ

Самая богатая по содержанию речь не сможет произвести нужного эффекта, если она будет невыразительна по своей форме, по способу ее воплощения. Поэтому представителям тех профессий, кому постоянно приходится общаться с людьми, а тем более добиваться поставленных перед собой воспитательных и развивающих целей, следует самое пристальное внимание обратить на технику своей речи. Это требование в первую очередь относится к учителям, и к учителям начальной школы в особенности. Студенты педагогического факультета, речь которых станет образцом для подражания младшими школьниками, должны приложить усилия для совершенствования техники речи.

Данное пособие содержит в себе теоретический материал по технике речи, задания и упражнения, способствующие выработке необходимых навыков. Материал пособия с успехом может быть использован и учителями начальных классов. Как известно, требование «читать и говорить выразительно» предъявляется учащимся начиная с первого класса, о чем свидетельствуют и традиционные программы (по системе 1-4 и 1-3), и альтернативные. Однако выразительность речи может быть достигнута лишь в результате систематической работы, направленной как на тренировку и развитие органов речи, так и на совершенствование свойств голоса. Вместе с тем многие учебные и учебно-методические пособия для начальной школы не содержат упражнений, заданий и других материалов теоретического и методического характера, которые дали бы возможность учителю младших классов подобную работу организовать. Более того, традиционные программы даже не отводят часов для такого рода деятельности.

Между тем уже более пятнадцати лет назад была создана экспериментальная межпредметная программа “Речь” (автор Т.А.Ладыженская), сравнительно недавно начальная школа получила программу «Детская риторика» (авторы Т.А.Ладыженская, Г.И.Сорокина, Р.И.Никольская, И.В.Сафонова, Н.В.Ладыженская) для трехлетней и четырехлетней начальной школы. Изданы также программы «Речь и культура общения» для начальной школы (1-3, 1-4). По названным программам выпущены комплекты учебно-методических материалов (см. список литературы в конце нашего пособия). Тем не менее курсы риторики и культуры общения вводятся далеко не во всех школах.

В течение последних лет появился еще целый ряд пособий, содержащих некоторый материал по технике речи (см. список литературы). Эти работы адресованы не только учителям начальных классов, но и воспитателям детских садов, родителям. Кроме того, ряд интересных и полезных приемов по развитию техники речи можно найти в книгах, предназначенных для студентов артистических вузов, студентов-филологов, ораторов. При определенной адаптации эти задания могут стать вполне доступными младшим школьникам.

Наше пособие состоит из нескольких разделов, где анализируются строение речевого аппарата, основные свойства голоса, даны приемы и упражнения, способствующие совершенствованию конкретных навыков устной речи. Оно адресовано учителям начальной школы, студентам педагогического факультета, а также всем, кто поставит перед собой цель совершенствовать свои речевые навыки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: