Вопросы по теме занятия (дискуссии)

1. Как общие особенности психологической науки влияют на методологию психологии?

2. Как грамотно выстроить методологическую линию исследования?

3. Чем могут быть определены границы методологического значения психологической практики?

4. В чем сильные и слабые стороны методологии российской психологии?

5. В чем обнаруживается значение методологии для психологической практики?

10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

1. Проблема методологии обсуждается и решается на:

1) одном уровне.

2) трех уровнях.

3) двух уровнях.

4) не решается вообще.

Ответ: 2.

2. Авторство идеи о смене парадигм принадлежит:

1) Т.Куну,

2) Л.С.Выготскому,

3) В.И.Слободчикову.

4) С.Л.Рубинштейну.

Ответ: 1.

3. В основу естественнонаучной парадигмы легли идеи:

1) механики.

2) оптики.

3) термодинамики.

4) эволюционизма.

Ответ: 1

4. В основу гуманитарной парадигмы легли идеи:

1) культурологии.

2) обществознания.

3) антропологии.

4) физики.

Ответ: 1, 2, 3.

5. Понимание как метод характерен:

1) для естественнонаучной парадигмы.

2) для гуманитарной парадигмы.

3) для внепарадигмальной науки.

4) для внегуманитарной науки.

Ответ: 2.

11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1. Определите возможности и области взаимодополнения и преимущественного использования методов объяснительной, описательной и практической психологии.

Ответ: Основным из постулатов современной психологии является положение о бесконечности и многогранности человека и о принципиальной незавершенности его бытия. В этой связи основополагающим является использование методов объяснительной, описательной и практической психологии в их взаимодополняющем единстве. Примером такого взаимодополнения являются прикладные аспекты клинической психологии, когда психолог для уточнения проблем человека использует научные объяснительные методы, дополняет картину при использовании методов описательной психологии, а в решении проблемы пациента опирается на методы практической помощи.

2. Определите, какие методы исследования обозначены бук­вами А, В, С.

Признаком, отличающим метод А от других методов, является не­вмешательство исследователя в ход изучаемых психических явлений. При использовании метода В такое вмешательство осуществляется ради со­здания условий, в которых интересующие исследователя явления и свя­зи выступили бы в наиболее чистом виде. Это вмешательство, однако, остается незаметным для испытуемых. Метод С в главном аналогичен методу В, но здесь испытуемые знают, что являются таковыми.

Ответ: А — наблюдение, В — естественный эксперимент, С — лабораторный эксперимент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: