1. Как общие особенности психологической науки влияют на методологию психологии?
2. Как грамотно выстроить методологическую линию исследования?
3. Чем могут быть определены границы методологического значения психологической практики?
4. В чем сильные и слабые стороны методологии российской психологии?
5. В чем обнаруживается значение методологии для психологической практики?
10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1. Проблема методологии обсуждается и решается на:
1) одном уровне.
2) трех уровнях.
3) двух уровнях.
4) не решается вообще.
Ответ: 2.
2. Авторство идеи о смене парадигм принадлежит:
1) Т.Куну,
2) Л.С.Выготскому,
3) В.И.Слободчикову.
4) С.Л.Рубинштейну.
Ответ: 1.
3. В основу естественнонаучной парадигмы легли идеи:
1) механики.
2) оптики.
3) термодинамики.
4) эволюционизма.
Ответ: 1
4. В основу гуманитарной парадигмы легли идеи:
1) культурологии.
2) обществознания.
3) антропологии.
4) физики.
Ответ: 1, 2, 3.
5. Понимание как метод характерен:
1) для естественнонаучной парадигмы.
|
|
2) для гуманитарной парадигмы.
3) для внепарадигмальной науки.
4) для внегуманитарной науки.
Ответ: 2.
11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1. Определите возможности и области взаимодополнения и преимущественного использования методов объяснительной, описательной и практической психологии.
Ответ: Основным из постулатов современной психологии является положение о бесконечности и многогранности человека и о принципиальной незавершенности его бытия. В этой связи основополагающим является использование методов объяснительной, описательной и практической психологии в их взаимодополняющем единстве. Примером такого взаимодополнения являются прикладные аспекты клинической психологии, когда психолог для уточнения проблем человека использует научные объяснительные методы, дополняет картину при использовании методов описательной психологии, а в решении проблемы пациента опирается на методы практической помощи.
2. Определите, какие методы исследования обозначены буквами А, В, С.
Признаком, отличающим метод А от других методов, является невмешательство исследователя в ход изучаемых психических явлений. При использовании метода В такое вмешательство осуществляется ради создания условий, в которых интересующие исследователя явления и связи выступили бы в наиболее чистом виде. Это вмешательство, однако, остается незаметным для испытуемых. Метод С в главном аналогичен методу В, но здесь испытуемые знают, что являются таковыми.
Ответ: А — наблюдение, В — естественный эксперимент, С — лабораторный эксперимент.