1. Каким образом менялся предмет психологической науки? Что выступало фактором, обусловливающим смену предмета науки?
2. Как можно охарактеризовать понятие «тенденции развития»? В чем состоит роль тенденций развития науки?
3. Дайте характеристику предмета психологической науки на разных этапах ее становления.
4. Каким образом различаются научная школа и научное направление в психологии?
5. В чем состоит принципиальное разногласие между Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, П.Я.Гальпериным во взглядах на природу психического?
6. Оцените вклад каждого из направлений психологии в современное состояние науки.
7. Закономерно ли сосуществование многих направлений и школ в психологии? Чем определяется доминирование в обществе определенного психологического направления или школы?
8. Какое направление наиболее узнаваемо?
9. По каким высказываниям определяли направление науки?
10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1. ПЕРВАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ БЫЛА СОЗДАНА:
|
|
1) Вильгельмом Вундтом.
2) Зигмундом Фрейдом.
3) Куртом Левином.
4) Зельцем Отто.
Ответ: 1.
2. СХЕМА S-R ДЕЛАЕТ УПОР НА:
1) объективное описание поведения.
2) бесполезность концепции сознания.
3) соответствие между реакцией и данным стимулом.
4) объективизм Я и Оно.
Ответ: 3.
3. ОТ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ КАКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПО СЛОВАМ В.ДЖЕЙМСА, ДОЛЖЕН БЫЛ ЗАВИСЕТЬ ОБЛИК ВСЕЙ ПСИХОЛОГИИ 20-ГО ВЕКА:
1) бихевиоризма.
2) гештальтпсихологии.
3) Вюрцбургской школы.
4) психоанализа.
4.СТОРОННИКОМ КАКОГО ПСИХОЛОГИЧЕКОГО НАПРАВЛЕНИЯ БЫЛ И.П.ПАВЛОВ?
1) интроспективной психологии.
2) ассоциативной психологии.
3) гештальтпсихологии.
4) психоанализа.
Ответ: 2
5. ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ А.МАСЛОУ:
1) гомункулус.
2) самоактуализация.
3) либидо.
4) инсайт как процесс переструктурирования.
Ответ: 2
11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1. Первым вариантом научной психологии стала физиологическая психология В. Вундта, которая строилась как психология экспериментальная. Для В. Вундта областью экспериментов были простейшие психические процессы – ощущения, представления, чувства. В то же время он утверждал, что существует и другая психология – психология народов, изучающая продукты человеческого духа: язык, традиции, обычаи, мифы и др., использующая другие – неэкспериментальные – методы. В чем Вы видите причину такой непоследовательности В. Вундта?
Ответ: В экспериментальной психологии В. Вундта исчезала собственно психологическая реальность человека, дополнить описание которой под силу было только такому направлению психологии, которое располагало бы реальными данными о многогранности проявлений человека.
|
|
2. Какие из приведенных ниже суждений характеризуют предмет психологической науки? Почему другие утверждения не являются правильными?
1) Психология выявляет закономерности, действующие в сфере психического отражения действительности, а также регуляции поведения и деятельности.
2) Психология раскрывает индивидуальность личности, неповторимое сочетание особенностей восприятия и осмысления действительности конкретным человеком, а также его переживаний, стремлений и действий.
3) Предметом психологической науки являются физиологические процессы, происходящие в мозгу при отражении действительности в форме ощущений, образов восприятия и воображения, мыслей, мотивов, эмоций и чувств.
4) Психология — это наука о сознании, в котором функционируют ощущения, образы восприятия и воображения, мысли, складываются отношения к действительности в форме эмоций, чувств и мотивов поведения.
5) Психология рассматривает факты, события психической жизни.
Ответ: Предмет психологической науки характеризуется в суждениях 1, 2, 5, взятых вместе. В суждении 4 этот предмет неправомерно сужается, поскольку в сфере интересов психологии оказывается только высшая форма психической жизни — сознание. В высказывании 3 осуществляется подмена предмета психологической науки предметом физиологии.