1. С использованием мяча выбирать группу студентов и адресовать им вопрос о выбранной ранее группе методов. В случае ошибки – переадресовать вопрос другой группе. В случае правильного ответа мяч передается другой группе.
10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1.Метод обработки данных – это:
1) анализ материала (количественный и качественный).
2) применение только математической статистики, обработка данных на ЭВМ.
3) исследование продуктов интеллектуальной деятельности.
4) метод сбора данных для внесения их в общий протокол и сравнения с нормой.
Ответ: 1.
2. Пути воздействия на состояние нервной системы в аутотренинге:
1) выработка умения полностью расслаблять мышцы тела.
2) использование активной роли представлений, чувственных образов.
3) тренировка умения постоянно держать свои нервы «на пределе».
4) регулирующая и программирующая роль слова, произносимого не только вслух, но и мысленно.
Ответ: 1, 2, 4.
3. Для коррекции динамики супружеских отношений применяется:
1) групповой тренинг.
2) аутотренинг.
3) индивидуальный тренинг.
4) занятия по развития самоконтроля.
Ответ: 1
4. Характеристики нестандартизированного интервью:
1) четкость границ, охват малого числа опрашиваемых.
2) гибкость, варьируемость в широких пределах.
3) охват огромного числа опрашиваемых, причем список вопросов строго регламентирован и не поддается изменениям.
4) опрос только «лицом к лицу», список и последовательность вопросов строго обозначена.
Ответ: 2.
5.Лонгитюдный метод – это:
1) это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.
2) заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов.
3) наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними.
4) это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей.
Ответ: 1.
11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1. Определите возможности и области взаимодополнения и преимущественного использования методов объяснительной, описательной и практической психологии.
Ответ: Основным из постулатов современной психологии является положение о бесконечности и многогранности человека и о принципиальной незавершенности его бытия. В этой связи основополагающим является использование методов объяснительной, описательной и практической психологии в их взаимодополняющем единстве. Примером такого взаимодополнения являются прикладные аспекты клинической психологии, когда психолог для уточнения проблем человека использует научные объяснительные методы, дополняет картину при использовании методов описательной психологии, а в решении проблемы пациента опирается на методы практической помощи.
2. Определите, какие методы исследования обозначены знаками X и М.
При поверхностном взгляде метод X может показаться упрощенным вариантом метода М. Но это заблуждение. Ведь задачей метода М является выявление зависимости психического процесса от производящих его причин (например, зависимость памяти от частоты повторения материала или отношения к нему испытуемого). В этих целях исследователь варьирует условия, определяя, функцией каких переменных является изучаемый феномен. При методе же X психолог фиксирует результат деятельности, не изменяя ее условий. Поэтому, конечно, исходя из метода X самого по себе, никаких причинных связей установить невозможно. Тем не менее метод X позволяет выявить вероятностные и статистические закономерности. Они столь же реальные, как и строго причинные, динамические. Поэтому знание о них также обладает предсказательной силой.
Ответ: X — метод тестов, М — эксперимент