1. Понятие о мышлении, его отличие от других познавательных процессов.
2. Почему наиболее существенными особенностями мышления считаются его продуктивный характер и тесная связь с речью?
3. Физиологические основы мышления. Понятие о первой и второй сигнальных системах.
4. Что обозначают понятиями левополушарного и правополушарного мышления?
5. Почему дедукция, как метод мышления, занимает приоритетное положение по сравнению с индукцией или аналогией?
10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1. Высшая форма отражения и познания объективной реальности, установление внутренних связей между предметами и явлениями окружающего мира:
1) мышления.
2) мысль.
3) интуиция.
4) интеллект.
Ответ: 1.
2. Одной из мыслительных операций является:
1) понятие.
2) образное мышление.
3) синтез.
4) мышление.
Ответ: 3.
3. Процесс мышления:
1) наглядно-действенное мышление.
2) умозаключение.
3) сравнение.
4) обобщение.
Ответ: 2.
4. Мышление – это:
1) деятельность коры, осуществляемая во взаимодействии двух сигнальных систем.
|
|
2) условно-рефлекторная связь между человеком и реальностью.
3) процесс «расчленения» предмета или явления на части.
4) высшая форма отражения и познания объективной реальности, установление внутренних связей между предметами и явлениями окружающего мира.
Ответ: 4.
5. Высказывание, содержащее определенную мысль, утверждение или отрицание чего-либо:
1) умозаключение.
2) суждение.
3) мышление.
4) нет правильного ответа.
Ответ: 2.
11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1. Рассказывая о строении сердца, студент мысленно представляет себе модель сердца, которую незадолго до этого видел.
Какой вид мышления при этом функционировал?
Ответ: Образное мышление. Оперирует представлениями. В ходе решения задач эти образы преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение задачи.
2. Шофер разработал карбюратор. Потом долго не мог собрать его, хотя и пользовался схематическим изображением и описанием. Тогда он стал манипулировать деталями, объединял их по-разному. Наконец собрал карбюратор.
Ответ:Наглядно-действенное мышление. Реализуется преимущественно во внешних действиях, приковано к конкретной ситуации. Основным условием решения задач является правильные действия с соответствующими предметами.
12. Перечень и стандарты практических умений. Обучающийся должен знать теоретические позиции учений о психическом процессе мышления. уметь использовать знание теоретических позиций для решения практических задач. владеть теоретическими знаниями и практическими умениями для описания психического процесса мышления.