Вопросы по теме занятия. 2. Чем активное воображение отличается от пассивного?

1. Виды воображения?

2. Чем активное воображение отличается от пассивного?

3. Творческое воображение?

4. Воссоздающее воображение?

5. Антиципирующее воображение?

10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

1. вид воображения, образы воображения, которые продуцируются спонтанно под влиянием захвативших человека эмоций:

1) воссоздающее.

2) непроизвольное.

3) творческое.

4) произвольное.

Ответ: 2

2. вид воображения, образы воображения, которые возникают под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, установок:

1)воссоздающее.

2) непроизвольное.

3) творческое.

4) галлюцинации.

Ответ: 4

3. вид воображения, образы воображения, которые создаются на основе фантастических видений, не имеющих никакой связи с окружающей человека действительностью:

1) воссоздающее.

2) непроизвольное.

3) творческое.

4) произвольное.

Ответ:4

4. вид воображения, при котором происходит преднамеренное построение образов воображения на основе желаний:

1) непроизвольное.

2) творческое.

3) произвольное.

4) галлюцинации.

Ответ:3
5. вид воображения, при котором четко осознаются цели и мотивы деятельности, ради чего, человек и продуцирует новые образы:

1) воссоздающее.
2) непроизвольное.
3) творческое.
4) произвольное.
Ответ:2

11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1. Сгруппируйте приведенные ниже материалы по их отне­сенности к различным вопросам темы «Воображение».

1) Воображение проявляется в умении представить деталь по чертежу, героя художественного произведения — по тексту, картину отдыха зна­комого человека — по его рассказу.

2) Это познавательный психический процесс, заключающийся в со­здании новых образов путем переработки представлений.

3) Благодаря воображению целостный образ ситуации создается рань­ше ее расчлененной картины.

4) Образ Наташи Ростовой создан Л.Н.Толстым путем слияния черт двух женщин — жены писателя Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны Андреевны.

5) Воображение позволяет представить результат деятельности (создать идеальную модель будущего результата) до того, как он будет достигнут реально.

6) Когда говорят о воображении, чаще всего имеют в виду деятель­ность художника, ученого, изобретателя. При этом упускается из виду, что без фантазии невозможно изготовить самое простое изделие.

7) Воображение работает также и во сне, и в полудремотном состоя­нии, и при расстройствах психики, когда оно обретает форму галлюци­наций.

8) «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он (Мани­лов. — А. Ш.) о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома прове­сти подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на кото­ром бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение; впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только од­ними словами» (Н. В. Гоголь).

Ответ: Определение воображения (2); виды воображения: пассив­ное непреднамеренное (7), пассивное преднамеренное (8), активное воссоздающее (1), активное творческое (4); роль воображения и деятель­ности людей (3, 5, 6).

2. Прокомментируйте приведенное ниже высказывание.

Ниже представлены различные проявления умственной активности (не только воображения), вызываемые психодиагностичес­кими средствами. Необходимо дать им краткую, но по возможности более точную характеристику в терминологии познавательных процес­сов.

1) Участникам группы называется предмет, например «молоток». Пред­лагается указать как можно больше способов его возможного примене­ния. Обычно после прямых функциональных назначений (забивать гвозди, разбивать ударами предметы) следуют указания на нефункциональ­ное использование (в качестве груза, гантели и т.д.). Чем больше спосо­бов использования предмета будет обнаружено, тем лучше.

2) Предлагается пять слов, из которых четыре объединены определен­ной смысловой связью, а одно лишнее. Это слово нужно обнаружить и вычеркнуть.

3) Испытуемый отвечает на вопросы: «Бывало ли когда-нибудь, что тебе доверили тайну, а ты по каким-нибудь причинам не смог ее сохра­нить?»; «Случалось ли тебе о ком-нибудь говорить плохо?»

4) В тестовом задании предлагаются три слова. После третьего — про­черк, означающий недостающее четвертое слово. Между первым и вто­рым существует очевидная логическая связь. Необходимо подобрать чет­вертое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как второе с первым.

5) Испытуемому предлагаются три слова, являющиеся названиями предметов. Надо за ограниченное время написать несколько предложе­ний (каждый раз с использованием всех трех слов) логически связанных между собой, желательно в виде рассказа.

6) Предлагается 8 карточек. Необходимо расположить их в последова­тельности так, чтобы они образовали сюжет рассказа.

7) В исследовательской процедуре (тест Роршаха) испытуемому пред­лагают рассматривать недостаточно определенные изображения («пят­на») и отвечать на вопрос: «Что это такое, на что это похоже?»

8) От школьника требуется повторить ряд чисел в прямом и обратном порядке.

9) Человеку говорят: «Вы отрезаете кусочек лимона, посыпаете его сахаром, кладете в рот...» Наступает слюноотделение.

10) Исследователь предлагает испытуемому завершить несколько нео­конченных предложений.

Ответ: К воображению относятся проявления 1, 5, 6, 7, 9, 10; к мышлению — 2, 4; к памяти — 3, 8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: