Фамилия, имя, отчество______________________ Дата________________
Возраст______________________Образование________________________
Исследование мышления по методике "Исключение слов"
Номер строки | Исключаемое слово | Объяснения испытуемого | Вопросы и примечания экспериментатора |
… | |||
Обработка и анализ полученных данных. Методика "Исключение слов" предполагает прежде всего качественный анализ характера ошибок и объяснений испытуемого. Возможна также и количественная оценка, состоящая в следующем:
1. в соответствии с ключом подсчитывается количество правильно решенных заданий, за каждое правильное решение дается 2 балла;
2. подсчитывается общая оценка (А) с учетом поправки на время выполнения задания по формуле:
А = В + Т,
где В — количество баллов за правильно выполненные задания, Т — поправка на время.
Поправки на время выполнения задания "Исключение слов"
Время, с | Т (В > 26) | Время, с | Т (В < 26) |
< 91 | +3 | <250 | |
91 - 250 | 250 - 330 | - 3 | |
> 250 | -3 | > 330 | - 6 |
Качественная оценка предполагает анализ характера ошибок. Наиболее типичными являются ошибки следующих двух типов:
|
|
1. Исключается одно слово, остальные четыре объединяются не по общим, а по конкретным ситуационным признакам; например, больной из набора слов "лист", "почка", "кора", "дерево", "сук" исключает "лист", объясняя, что "сейчас ранняя весна, и листья еще не появились";
2. Слова объединяются по общим, но не существенным, случайным, нередко парадоксальным признакам; например, больной из набора слов "гнездо", "нора", "муравейник", "курятник", "берлога" исключает "гнездо", объясняя, что "гнездо, как правило, находится на дереве, все остальное — на земле".
Ошибки первого типа свидетельствуют о снижении уровня обобщения, а ошибки второго типа—об искажении процесса обобщения.
Ответы испытуемых можно классифицировать таким образом:
а) категориальные — отнесение к классу на основе главных, существенных признаков;
б) функциональные — отнесение к классу на основе функциональных признаков;
в) конкретные — отнесение к классу на основе конкретных признаков;
г) нулевые — перечисление предметов либо их функций без попытки обобщения.
Особенности ответов в различных нозологических группах:
1. при шизофрении производится обобщение по несущественным, иногда парадоксальным признакам;
2. при олигофрении обобщения носят конкретный характер, часто опираются на выделение ситуационных связей;
3. при старческом слабоумии обычно имеет место невозможность выполнения заданий, даже на наиболее простых примерах.