Протокол. Фамилия, имя, отчество дата возраст образование

Фамилия, имя, отчество______________________ Дата________________
Возраст______________________Образование________________________

Исследование мышления по методике "Исключение слов"

Номер строки Исключаемое слово Объяснения испытуемого Вопросы и примечания экспериментатора
       
     
       

Обработка и анализ полученных данных. Методика "Исключение слов" предполагает прежде всего качественный анализ характера ошибок и объяснений испытуемого. Возможна также и количественная оценка, состоящая в следующем:

1. в соответствии с ключом подсчитывается количество правильно решенных заданий, за каждое правильное решение дается 2 балла;

2. подсчитывается общая оценка (А) с учетом поправки на время выполнения задания по формуле:

А = В + Т,

где В — количество баллов за правильно выполненные задания, Т — поправка на время.

Поправки на время выполнения задания "Исключение слов"

Время, с Т (В > 26) Время, с Т (В < 26)
< 91 +3 <250  
91 - 250   250 - 330 - 3
> 250 -3 > 330 - 6

Качественная оценка предполагает анализ характера ошибок. Наиболее типичными являются ошибки следующих двух типов:

1. Исключается одно слово, остальные четыре объединяются не по общим, а по конкретным ситуационным признакам; например, больной из набора слов "лист", "почка", "кора", "дерево", "сук" исключает "лист", объясняя, что "сейчас ранняя весна, и листья еще не появились";

2. Слова объединяются по общим, но не существенным, случайным, нередко парадоксальным признакам; например, больной из набора слов "гнездо", "нора", "муравейник", "курятник", "берлога" исключает "гнездо", объясняя, что "гнездо, как правило, находится на дереве, все остальное — на земле".

Ошибки первого типа свидетельствуют о снижении уровня обобщения, а ошибки второго типа—об искажении процесса обобщения.

Ответы испытуемых можно классифицировать таким образом:

а) категориальные — отнесение к классу на основе главных, существенных признаков;

б) функциональные — отнесение к классу на основе функциональных признаков;

в) конкретные — отнесение к классу на основе конкретных признаков;

г) нулевые — перечисление предметов либо их функций без попытки обобщения.

Особенности ответов в различных нозологических группах:

1. при шизофрении производится обобщение по несущественным, иногда парадоксальным признакам;

2. при олигофрении обобщения носят конкретный характер, часто опираются на выделение ситуационных связей;

3. при старческом слабоумии обычно имеет место невозможность выполнения заданий, даже на наиболее простых примерах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: