Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы. 1. Проблема методологии обсуждается и решается на

1. Проблема методологии обсуждается и решается на:

1) одном уровне.

2) трех уровнях.

3) двух уровнях.

4) не решается вообще.

Ответ: 2.

2. Авторство идеи о смене парадигм принадлежит:

1) Т.Куну,

2) Л.С.Выготскому,

3) В.И.Слободчикову.

4) С.Л.Рубинштейну.

Ответ: 1.

3. В основу естественнонаучной парадигмы легли идеи:

1) механики.

2) оптики.

3) термодинамики.

4) эволюционизма.

Ответ: 1

4. В основе гуманитарной парадигмы не лежат идеи:

1) культурологии.

2) обществознания.

3) антропологии.

4) физики.

Ответ: 4.

5. Понимание как метод характерен:

1) для естественнонаучной парадигмы.

2) для гуманитарной парадигмы.

3) для внепарадигмальной науки.

4) для внегуманитарной науки.

Ответ: 2.

Самоконтроль по ситуационным задачам.

1. Определите возможности и области взаимодополнения и преимущественного использования методов объяснительной, описательной и практической психологии.

Ответ: Основным из постулатов современной психологии является положение о бесконечности и многогранности человека и о принципиальной незавершенности его бытия. В этой связи основополагающим является использование методов объяснительной, описательной и практической психологии в их взаимодополняющем единстве. Примером такого взаимодополнения являются прикладные аспекты клинической психологии, когда психолог для уточнения проблем человека использует научные объяснительные методы, дополняет картину при использовании методов описательной психологии, а в решении проблемы пациента опирается на методы практической помощи.

2. Определите, какие методы исследования обозначены бук­вами А, В, С.

Признаком, отличающим метод А от других методов, является не­вмешательство исследователя в ход изучаемых психических явлений. При использовании метода В такое вмешательство осуществляется ради со­здания условий, в которых интересующие исследователя явления и свя­зи выступили бы в наиболее чистом виде. Это вмешательство, однако, остается незаметным для испытуемых. Метод С в главном аналогичен методу В, но здесь испытуемые знают, что являются таковыми.

Ответ: А — наблюдение, В — естественный эксперимент, С — лабораторный эксперимент.

Перечень практических умений по изучаемой теме.

Умение различать методологические позиции различных научных направлений и научных школ психологии, владение теоретическими знаниями и практическими умениями для дифференциации методологических установок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: