1. Какие явления эмоциональной жизни представлены ниже?
Во время урока школьник, которого насмешки соседа по парте вывели из себя, ударил товарища и выбежал из класса, хлопнув дверью.
При необходимости принять быстрое и ответственное решение оператор не справился с ситуацией, что выразилось в ошибках мышления и нарушении двигательной координации.
Учитель, возмущенный далеко не первым нарушением дисциплины со стороны ученика, с силой швырнул мел в угол класса, оскорбил школьника, о чем позднее пожалел.
Тяжелое переживание крушения надежды при наличии сильно мотивированной цели и непреодолимой преграды.
«...Взрослый человек познает "сладкую печаль", радости, отмеченные страданием... "необычайное сплетение грусти и веселья"... мрачные минуты его неудач осветляются лучами надежды, а моменты триумфа и торжества омрачаются сознанием тщетности человеческих стремлений, недолговечности и зыбкости всех достижений» (У. Мак-дауголл).
Читая впервые на школьном вечере стихотворение, старшеклассник запинался, неуклюже жестикулировал и, совсем растерявшись, покинул сцену, так и не закончив выступление. На репетиции же все было хорошо.
|
|
Длительное моральное переживание, имеющее своим содержанием борьбу мотивов поведения.
Состояние сильной досады, возмущения и озлобления как реакция на суровое наказание — запрет участвовать в долгожданной экскурсии в Москву с одноклассниками.
Известно, что у человека может быть не одна, а две группы людей, мнением которых он очень дорожит. Если при этом ценности и нормы поведения, культивируемые в одной группе, вступают в противоречие с требованиями другой, то личность может испытывать острый психологический дискомфорт.
Н.А.Некрасов сказал о стихах Ф.И.Тютчева, что «их и слушать больно, и перестать слушать жаль».
Ответ: 1 и 3 — аффект, 2 и 6 — дистресс, 4 и 8 — фрустрация, 5 и 10 — амбивалентное чувство, 7 и 9 — внутренний конфликт.
2. Какие закономерности эмоциональной жизни иллюстрируются ниже?
1) Добродушный человек мгновенно подпадает под настроение окружающего общества, и даже самые гордые и самые мрачные люди несколько поддаются влиянию своих соотечественников и знакомых. Веселое выражение лица заражает своей ощутимой приветливостью и безмятежностью и мою душу; сердитое или печальное — тотчас наводит на меня уныние (В. К. Вилюнас).
2) «Слушая этих людей, я приобщался к их жизни; я ощущал их лохмотья на своей спине, я сам шагал в их рваных башмаках; их желанья, их потребности — все передавалось моей душе, или, вернее, я проникал Душою в их душу» (О.Бальзак).
3) «Обыкновенно думают, что вор, убийца, шпион, проститутка, признавая свою профессию дурною, должны стыдиться ее. Происходит же совершенно обратное. Люди, судьбою и своими грехами-ошибками поставленные в известное положение, как бы оно ни было неправильно, составляют себе такой взгляд на жизнь вообще, при котором их положение представляется им хорошим и уважительным. Для поддержания же такого взгляда люди инстинктивно держатся того круга людей, в котором признается составленное ими о жизни и о своем в ней месте понятие» (Л.Н.Толстой).
|
|
4) Первоначальная реакция страха обычно сопровождается криком, плачем, возбужденными движениями. Если на этом этапе первоначальная реакция страха не будет подавлена решительной командой, реакция будет нарастать. Далее нарастание идет по циркулярной реакции: страх одних отражается другими, что, в свою очередь, усиливает страх первых (Социальная психология / под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. - М., 1975).
5) «Вот вы нагрубили Павлу. Немедленно поставьте себя на его место! И вы почувствуете боль! Боль того, кого вы только что обидели» (О. Б. Юрганов).
6) «Человеку, испытывающему антипатию по отношению к другому, бывает трудно допустить в сознание неприятную мысль, что причиной антипатии является зависть. Эмоциональное благополучие в этом случае сохраняется за счет повышения чувствительности к отрицательным чертам предмета антипатии, приписывания ему неисправимых пороков» (И. С. Кон).
7) «Человек сердцем ощущает тончайшие движения сердца другого человека и отвечает на них собственными душевными движениями» (В. А. Сухомлинский).
8) Человек, потерявший надежду на достижение важной жизненной цели, через некоторое время начинает дискредитировать ее в разговоре с другими людьми.
Ответ: 1,4 — психическое (эмоциональное) заражение; 2, 5, 7 — эмпатия; 3, 6, 8 — психологическая защита.