1. Какие функции эмоций угадываются за следующими репликами?
1) Использование занимательного материала на уроке — фактор, повышающий интерес учащихся к учебному предмету.
2) Б.М.Теплов заметил, что если атмосфера опасности создает атмосферу «боевого возбуждения», то она может усиливать и обострять работу ума.
3) По нахмурившимся бровям и сосредоточенному лицу студента преподаватель сразу понял, что вопрос для молодого человека непрост.
4) Е.А.Громова пишет о воспроизведении эмоционального состояния в ситуации, содержащей некоторые компоненты ранее пережитой ситуации.
5) Возмущенный выходкой ученика, учитель предложил ему покинуть класс.
6) По В. К. Вилюнасу, эмоциональное переключение — универсальный механизм развития мотивации, общий для биологического и социального уровней.
7) Конструктор был уверен в том, что данная сложная техническая задача имеет решение, но предложить его пока не мог.
8) Все ситуации, схожие с пережитыми, вызывают повышенное внимание.
|
|
9) В условиях вражеского налета матрос выбросил за борт неразорвавшуюся бомбу, которую никогда не смог бы поднять в обычных условиях.
10). О. Бароян заметил, что именно эмоциональное отношение к проблеме позволяет ученому видеть то, мимо чего проходят другие.
11) Говорят, что хорошие воспитатели получаются из тех, кто хорошо помнит себя в детстве.
Ответ: 1, 5, 6 — функция побуждения; 2, 9 — мобилизация активности в экстремальной ситуации; 4, 8, 11 — следообразования; 7, 10 — компенсации информационного дефицита; 3 — коммуникации.
2. Развитие какого профессионально значимого свойства личности изучалось у будущих педагогов с помощью предложенной им задачи? Как вы поступили бы на месте учительницы? Почему?
«Как обычно, вхожу в класс, здороваюсь, спрашиваю:
— Кто сегодня отсутствует?
Впрочем, и так вижу, что двоих нет. Через некоторое время дверь распахнулась, и в класс ворвались запыхавшиеся дети. В руках — ветки сирени.
— Это Вам! — сказали они, протягивая мне цветы.
— Спасибо, но по какому поводу?
— Это Вам в день рождения.
— А как вы узнали?
— Э-э... это секрет фирмы.
Но оказалось, что у "фирмы" есть и еще один секрет. Сирень как-то странно обломана...
— Ребята, а где вы ее взяли?
— Нарвали. За нами дворник до самой школы гнался!» (Э.Ш.Натанзон).
Ответ: Речь идет об эмпатии, точнее, о ее особой форме — межвозрастной эмпатии, означающей умение осуществить «поправку на детство».