Система массового обслуживания – это система, предназначенная для обслуживания потока заявок (требований) специальными обслуживающими устройствами (каналами). Роль каналов в реальности могут выполнять приборы, операторы, продавцы, линии связи и др.
Каждая заявка поступает в систему нерегулярно и в заранее неизвестные, случайные моменты времени. Обслуживание заявок также имеет непостоянный характер, происходит в случайные промежутки времени и зависит от многих причин.
Случайный характер потока заявок и времени их обслуживания обуславливает неравномерность загрузки СМО: на входе могут накапливаться необслуженные заявки (перегрузка СМО) либо заявок нет или их меньше, чем свободных каналов (недозагрузка СМО).
Структура СМО показана схематически на рисунке 1.
Основные элементы СМО:
1 – входящий поток требований;
2 – очередь;
3 – каналы обслуживания;
4 – выходящий поток заявок (обслуженные заявки);
5 – необслуженные заявки.
Рисунок 1. Структура СМО